Вышеград
Костел Усекновения головы Яна Крестителя и часовня Ave Maria

Справа от дороги, у крепостных стен, стоит небольшая постройка с надписью AVE MARIA. Это часовня Девы Марии Шанцовской. За часовней Девы Марии Шанцовской в кирпичном валу крепости есть двери и несколько окон, ведущих в тёмное помещение - в бывший костёл Усекновения головы св. Яна Крестителя.

Костел Усекновения головы Яна Крестителя. Фото Галины Пунтусовой
Костел Усекновения головы Яна Крестителя
Костел Усекновения головы Яна Крестителя. Фото Карела Лойки
Костел Усекновения головы Яна Крестителя

Костёл был построен, вероятно, при Карле IV. Его существование документально подтверждено в 1380 году. Освящение в память об усекновении головы, сейчас звучащее несколько странно, в средние века было популярно. Костёл был повреждён во время гуситских войн. В середине 15 века в разрушенный Вышеград стали возвращаться люди, и здесь появился миниатюрный городок с гордым названием «Город на горе Вышеград». Костёл отремонтировали, и он стал приходским. У него была крутая готическая крыша и изящная башенка. Поблизости стояла рихта, а перед костёлом была небольшая площадь с рынком и мясными магазинами.

В 1654 году началось превращение Вышеградской крепости в цитадель. Во время перестройки значительную часть площади перед костёлом Усекновения головы Яна Крестителя забрали казематы и дорога. В 1654 году оставшиеся вышеградские жители были выселены в подградье, в бывшую деревню Псары, а наверху остались только военные и капитульные постройки.

Костел Усекновения головы Яна Крестителя. Фото Галины Пунтусовой
Костел Усекновения головы Яна Крестителя
Костел Усекновения головы Яна Крестителя. Фото Галины Пунтусовой
Костел Усекновения головы Яна Крестителя

Капитулу оставили храм и позволили построить около него колокольню, дом декана, а все остальное должно было уступить место крепости. Одновременно со строительством новой фортификации на площадке Вышеграда вырастали военные постройки - арсенал, караульное помещение, казармы. В 1685 году могучая фортификация была готова, только на западе, над крутой скалой, стояла обычная крепостная стена. Снаружи был только вид мрачных кирпичных «шанцев», а внутри строгие казармы, среди которых выделялся и исчезал капитульный костёл свв. Петра и Павла. В нём продолжались богослужения, во время которых крепость была доступна и цивильным людям. Капитул неограниченно пользовался своим храмом, а каноники жили в подградье.

А костёл Усекновения головы св. Яна Крестителя оказался на линии крепостного вала и был включён в него. Богослужения в нём ещё некоторое время продолжались. Его высокая крыша с башней были выше фортификаций, что посчитали опасным, и костёл был выровнен по высоте с крепостными стенами.

В 1725 году Михал Гох, баварский подмастерье каменщика, заказал резчику Шимону Талеру деревянную полихромную статую Мадонны с маленьким Иисусом, такую же, как видел в итальянском Лорето. Статую поместил тогда в нише опустевшего и упразднённого костёла Усекновения головы св. Яна Крестителя. Костёл был частично демонтированным и встроенным в крепостные стены - «шанцы», поэтому статую стали называть Девой Марией Шанцовской.

Костёл состоит из двух помещений, скрытых в насыпи барочной фортификации. Снаружи остался только фасад в кирпичной крепостной стене. Поэтому костёл ещё называют невидимым.

В 1787 году костёл был упразднён по распоряжению Иосифа II. Военные стали использовать его как склад, арсенал, сдавали беднякам как жильё, и даже в нём был хлев.

Рораты в костеле Усекновения головы св. Яна Крестителя на Вышеграде. 2013. Фото Карела Лойки
Рораты в костеле Усекновения головы св.Яна Крестителя. 2013
Рораты в костеле Усекновения головы св. Яна Крестителя на Вышеграде. 2013. Фото Карела Лойки
Рораты в костеле Усекновения головы св.Яна Крестителя. 2013

Костел Усекновения головы св. Яна Крестителя был отремонтирован в 2013 году и будет использоваться для культурных мероприятий и выставок.

* * *

Образ Девы Марии Шанцовской
Образ Девы Марии Шанцовской
Статуя Девы Марии Шанцовской, стоявшая в костёле Усекновения головы св. Яна Крестителя, творила чудеса, исцеляла больных. Верующие приходили отовсюду, издалека, приносили дары в виде драгоценностей и денег, и у обедневшего капитула появилась возможность, после великих просьб к военному ведомству, перед опустевшим костёлом Усекновения головы Яна Крестителя построить часовню Девы Марии. Её построил в 1764 году вышеградский каноник и декан Ян Томаш Бергауэр.

Часовня Девы Марии - небольшая постройка белого цвета, почти квадратная в плане. Над невысокой двускатной черепичной крышей возвышается восьмигранная башенка-фонарь с куполом, покрытым листовой медью. В фонаре четыре полуциркульных окошка. Купол завершает кованый позолоченный знак с символами королевской короны, жезла, под ними изображены лев и орлица, держащие мечи. Композицию венчает кованый крест.

Часовня строилась как паломническая и была соединена коридором с костёлом Усекновения головы св. Яна Крестителя. При ней было помещение для затворника, который одновременно служил костельным сторожем и звонарём. Больные уходили из святыни исцелёнными, и другие чудеса здесь происходили.

Существование часовни было недолгим, через двадцать лет она была упразднена Иосифом II и забрана в военную казну. Статую Девы Марии Шанцовской перенесли в костёл свв. Петра и Павла в одноимённую капеллу, первоначально освящённую в честь св. Анны.

Императорская армия некоторое время хранила в бывшей часовне разное старьё, а потом стала сдавать беднякам для проживания. Бедняки были благодарны за кров. Они бы покинули это жильё как можно быстрее, если бы знали, что находится у них под ногами. В конце XIX века на небольшой глубине под полом было обнаружено несколько скелетов. Часовня Девы Марии Шанцовской ветшала, пока во время пробста Штульца и тогда ещё каноника Карлаха капитул не выкупил её у военных. Тогда архитекторАнтонин Баум обновил ее. Над входом поместили позолоченную надпись Ave Maria. Часовню повторно освятили в 1889 году.

Интерьер перекрыт сводом с проёмом для светового фонаря. В восточной части часовни в нише теперь находится статуя Девы Марии Лурдской.

Капланка и часовня Ave Maria. Фото Карела Лойки
Капланка и часовня Ave Maria
Часовня Ave Maria. Фото Галины Пунтусовой
Часовня Ave Maria

Слева от часовни Ave Maria стоит «Капланка» - двухэтажное здание белого цвета. При строительстве барочной крепости в этих местах упоминается костехранилище на небольшом кладбище. Это здание было жилищем затворника после строительства соседней часовни Девы Марии, а в 1765 году перестроено на жилище священника. Когда Иосиф II закрыл часовню, Капланка отошла в воинскую казну, из которой в 1882 году капитул выкупил её вместе с Мариинской часовней. В 1933 году дом перестроен.

Так как в 17 веке здесь было костехранилище, люди верили, что в тёмные ветреные ночи здесь танцуют человеческие кости, и беда прохожему, который не обошел это место стороной. Никто его больше не увидит, и только кости его будут танцевать вместе с остальными.



гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты