Справа от дороги, у крепостных стен, стоит небольшая постройка с надписью AVE MARIA. Это часовня Девы Марии Шанцовской. За часовней Девы Марии Шанцовской в кирпичном валу крепости есть двери и несколько окон, ведущих в тёмное помещение - в бывший костёл Усекновения головы св. Яна Крестителя.
Костёл был построен, вероятно, при Карле IV. Его существование документально подтверждено в 1380 году. Освящение в память об усекновении головы, сейчас звучащее несколько странно, в средние века было популярно. Костёл был повреждён во время гуситских войн. В середине 15 века в разрушенный Вышеград стали возвращаться люди, и здесь появился миниатюрный городок с гордым названием «Город на горе Вышеград». Костёл отремонтировали, и он стал приходским. У него была крутая готическая крыша и изящная башенка. Поблизости стояла рихта, а перед костёлом была небольшая площадь с рынком и мясными магазинами. В 1654 году началось превращение Вышеградской крепости в цитадель. Во время перестройки значительную часть площади перед костёлом Усекновения головы Яна Крестителя забрали казематы и дорога. В 1654 году оставшиеся вышеградские жители были выселены в подградье, в бывшую деревню Псары, а наверху остались только военные и капитульные постройки.
Капитулу оставили храм и позволили построить около него колокольню, дом декана, а все остальное должно было уступить место крепости. Одновременно со строительством новой фортификации на площадке Вышеграда вырастали военные постройки - арсенал, караульное помещение, казармы. В 1685 году могучая фортификация была готова, только на западе, над крутой скалой, стояла обычная крепостная стена. Снаружи был только вид мрачных кирпичных «шанцев», а внутри строгие казармы, среди которых выделялся и исчезал капитульный костёл свв. Петра и Павла. В нём продолжались богослужения, во время которых крепость была доступна и цивильным людям. Капитул неограниченно пользовался своим храмом, а каноники жили в подградье. А костёл Усекновения головы св. Яна Крестителя оказался на линии крепостного вала и был включён в него. Богослужения в нём ещё некоторое время продолжались. Его высокая крыша с башней были выше фортификаций, что посчитали опасным, и костёл был выровнен по высоте с крепостными стенами. В 1725 году Михал Гох, баварский подмастерье каменщика, заказал резчику Шимону Талеру деревянную полихромную статую Мадонны с маленьким Иисусом, такую же, как видел в итальянском Лорето. Статую поместил тогда в нише опустевшего и упразднённого костёла Усекновения головы св. Яна Крестителя. Костёл был частично демонтированным и встроенным в крепостные стены - «шанцы», поэтому статую стали называть Девой Марией Шанцовской. Костёл состоит из двух помещений, скрытых в насыпи барочной фортификации. Снаружи остался только фасад в кирпичной крепостной стене. Поэтому костёл ещё называют невидимым. В 1787 году костёл был упразднён по распоряжению Иосифа II. Военные стали использовать его как склад, арсенал, сдавали беднякам как жильё, и даже в нём был хлев.
Костел Усекновения головы св. Яна Крестителя был отремонтирован в 2013 году и будет использоваться для культурных мероприятий и выставок.
Часовня Девы Марии - небольшая постройка белого цвета, почти квадратная в плане. Над невысокой двускатной черепичной крышей возвышается восьмигранная башенка-фонарь с куполом, покрытым листовой медью. В фонаре четыре полуциркульных окошка. Купол завершает кованый позолоченный знак с символами королевской короны, жезла, под ними изображены лев и орлица, держащие мечи. Композицию венчает кованый крест. Часовня строилась как паломническая и была соединена коридором с костёлом Усекновения головы св. Яна Крестителя. При ней было помещение для затворника, который одновременно служил костельным сторожем и звонарём. Больные уходили из святыни исцелёнными, и другие чудеса здесь происходили. Существование часовни было недолгим, через двадцать лет она была упразднена Иосифом II и забрана в военную казну. Статую Девы Марии Шанцовской перенесли в костёл свв. Петра и Павла в одноимённую капеллу, первоначально освящённую в честь св. Анны. Императорская армия некоторое время хранила в бывшей часовне разное старьё, а потом стала сдавать беднякам для проживания. Бедняки были благодарны за кров. Они бы покинули это жильё как можно быстрее, если бы знали, что находится у них под ногами. В конце XIX века на небольшой глубине под полом было обнаружено несколько скелетов. Часовня Девы Марии Шанцовской ветшала, пока во время пробста Штульца и тогда ещё каноника Карлаха капитул не выкупил её у военных. Тогда архитекторАнтонин Баум обновил ее. Над входом поместили позолоченную надпись Ave Maria. Часовню повторно освятили в 1889 году. Интерьер перекрыт сводом с проёмом для светового фонаря. В восточной части часовни в нише теперь находится статуя Девы Марии Лурдской.
Слева от часовни Ave Maria стоит «Капланка» - двухэтажное здание белого цвета. При строительстве барочной крепости в этих местах упоминается костехранилище на небольшом кладбище. Это здание было жилищем затворника после строительства соседней часовни Девы Марии, а в 1765 году перестроено на жилище священника. Когда Иосиф II закрыл часовню, Капланка отошла в воинскую казну, из которой в 1882 году капитул выкупил её вместе с Мариинской часовней. В 1933 году дом перестроен. Так как в 17 веке здесь было костехранилище, люди верили, что в тёмные ветреные ночи здесь танцуют человеческие кости, и беда прохожему, который не обошел это место стороной. Никто его больше не увидит, и только кости его будут танцевать вместе с остальными. |
гл.страница | легенды | мистика | старая прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|