Археологические исследования показали, что в средневековье на Вышеграде хоронили на нескольких местах - у костёла Усекновения головы св. Яна Крестителя, св. Мартина, св. Вавржинца. В капитульном костёле находилась крипта Пршемысловичей, и в своём храме были погребены некоторые члены капитула. Прямо у костёла хоронили в 11-12 веках, и тут постепенно образовалось кладбище. На кладбище около костёла стояла колокольня. Говорят, что декан Вацлав Климеш построил её на месте колокольни Карла IV. Каноник Штульц стремился превратить небольшое невзрачное кладбище в действительно национальное. Кладбище было расширено. В конце 19 века были построены аркады. Кладбище обрело свои нынешние размеры - 81 ар. На этом небольшом пространстве теснится более 600 могил преимущественно известных всем людей или выдающихся в своей области деятельности. Покоятся здесь и обычные люди, зажиточные мещане, сегодня уже совсем забытые.
Кладбищенская часовня с усыпальницей капитула на Вышеградском кладбище была построена как часть северной аркады в 1899 году. Роспись аркад и неоренессансный декор исполнил художник Рудольф Ржиговский, вдохновлённый римскими катакомбами и лоджиями Рафаэля в Ватикане. В 60-е годы 19 века возникло общество чешских писателей «Сватобор», и его отделение под руководством Франтишека Ладислава Ригера (1818-1903) занялось организацией Славина - национального Пантеона для погребения в нём самых заслуженных представителей народа.
Для Славина было выбрано кладбище на Вышеграде, овеянном старыми чешскими преданиями и славой княжеской и королевской резиденции. Кладбище, расширяемое с 60-х годов 19 века, постепенно превратилось в национальное захоронение. Усыпальница Славин стала доминантой кладбища, его завершением. О благоустройстве кладбища и строительстве Славина позаботился каноник Карлах. Капитул предоставил для Славина участок на кладбище.
Строительство было возложено на архитектора Антонина Виля, скульптуру исполнил Йозеф Маудер. Славин был достроен в 1893 году, но меценат Пётр Фишер не дожил до этого момента и был похоронен поблизости от финансируемой им усыпальницы. Скульптурное оформление представлено аллегориями родины опечаленной и родины ликующей по бокам, и саркофагом с Гением родины наверху. Композицию дополняет торжественная надпись. Цитируя цветистый язык, Славин был предназначен «для погребения выдающихся, больше остальных заслуживших перед чешским народом, людей, которые знаменитыми сочинениями, художественными произведениями, важнейшими открытиями или необычными жертвами, суровой борьбой или благотворными успехами расширяли честь и славу чешского народа и за границами своей родины». Идея хорошая, но с трудом реализуемая. Многие из великих не желали обрести последний покой на Славине, а хотели быть похороненными на других кладбищах. Иногда возражали родственники. Но время - неумолимый судья. Сейчас здесь можно увидеть и всемирно известные имена, и известные только в Чехии, и также практически забытые.
|
гл.страница | легенды | мистика | старая прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|