В центре Вышеграда, на большом газоне, где стоят четыре статуи Мысльбека, говорят, был Либушин сад, и сейчас ещё в лунные летние ночи появляются призраки танцующих дев.
Здесь располагалась княжеская крепость. Вратислав перестроил её. Вышеград был заново укреплён, здесь был возведён новый каменный дворец со своим собственным рвом. Об этом свидетельствуют остатки романского моста, который находится под уровнем земли между газоном и оградой, отделяющей парк от дороги вдоль нынешнего костёла свв. Петра и Павла. Мост, построенный в 11 веке, перекрывал крепостной ров княжеского укрепления, и соединял его с храмом.
Княжеская крепость состояла, вероятно, из двухэтажного каменного дома с грубой кладкой. В 1119 году сильный вихрь разрушил дворец в направлении от юга к северу. Из этого можно судить, что строение было продолговатым, длинными сторонами обращённым к югу - к Подоли, и главным фасадом к северу - к костёлу св. Петра. Во дворце была и сокровищница, в которой на вечную память хранились лыковые лапти Пршемысла. Новый расцвет, хоть и недолгий, наступил для Вышеграда во время правления Карла IV. На месте опустевшего разрушающегося дворца, когда-то княжеского, Карл возвёл грандиозный готический дворец с башнями и богато убранными интерьерами. Вероятно, тогда во дворце была построена мощная башня, в которой были помещены портреты чешских правителей, начиная с Неклана. Потомки в летописях назвали её Некланкой, от чего возникло ошибочное заключение о её гораздо более раннем происхождении.
Остались крепостные стены, ворота к Панкрацу, называемые Вышеградскими (они же Шпичка) с девятью башенками, ворота, называвшиеся тогда Иерусалимскими, калитка над тропинкой к Подоли, башня у ворот Вышеградских. Дворец и всё остальное лежало в руинах более двухсот лет. Погибла и деревня Псары под горой. В 1653 году начали строить барочные укрепления, цитадель. В первые годы возведения барочной крепости на месте королевского дворца на всей покрытой сейчас травой поверхности в 1656-57 годах был построен большой арсенал. В то время в Праге было два арсенала - новоместский и малостранский, оба в неутешительном состоянии. Арсенал на Вышеграде был некрасивым двухэтажным зданием, прямоугольным с внутренним двором, с башенками по углам. У него была крыша из дранки, совершенно непригодная для здания, полного взрывчатых веществ. В 1694 году её заменили на другую - обожженную черепицу. В 1776 году на крыше арсенала был поставлен первый громоотвод в Праге. После того, как в 1911 году австрийская армия покинула Вышеград, старый арсенал и дальше использовался как военный склад и мастерская по ремонту снаряжения.
В 1918 году здание перешло к чехословацкому военному ведомству, которое хранило в нём автомобильные принадлежности, в т.ч. масло, бензин. В 1927 году здание сгорело, и на его месте разбит нынешний сад. Пока арсенал ещё стоял, около него ночью в Страстную неделю вырастал золотой чертополох, который, говорят, показывал дорогу к Либушиному кладу, а с рассветом всегда исчезал. В 1927 году после удаления руин сгоревшего арсенала на его месте был разбит сад, а позже в нём установлены четыре скульптуры работы скульптора Мысльбека. Скульптура «Пршемысл и Либуше» представляет княжну Либуше с Пршемыслом Орачем, мифическим предком чешских правителей.
Герои следующей скульптурной группы - «Забой и Славой» - героические персонажи Краловедворской рукописи, победившие войско Людека, отправленное Карлом Великим для завоевания чешской земли. Сюжет скульптурной группы «Цтирад и Шарка» связан с Девичьей войной. С Девичьей войной связана и четвертая скульптурная группа - «Лумир и Песня», которая изображает старого певца с девушкой как символом Песни. Лумир - славянский певец, живший во время Девичьей войны. Он прославился своим изысканным языком и удивительным музыкальным талантом. Лумир отказался петь хвалебные песни победителям, которые поразили девушек в кровопролитной войне и подожгли замок Девин. Вместо этого он запел о славном Вышеграде, над которым вознеслась прекрасная душа Либуше, после чего сломал свой музыкальный инструмент и навсегда покинул Вышеград. Рядом с входом в парк на площади перед костёлом свв. Петра и Павла стоит дом костёльного сторожа № 2/102. Он построен в 1886 году в неоготическом стиле для проживания сторожа вышеградского костёла. До этого сторож жил в небольшой постройке, которая стояла прямо на кладбище на месте нынешних могил. В 1995 году на углу дома костёльного сторожа была помещена бронзовая мемориальная доска с бюстом чешской королевы Элишки Пршемысловны, супруги короля Яна Люксембурга и матери короля Карла IV. Автор мемориальной доски Лумир Шинделарж.
На барельефе изображена Элишка Пршемысловна с королевской короной. Она прожила на Вышеграде последние годы своей жизни. Автор использовал для своего проекта её рельефный портрет с трифория храма св. Вита на Пражском граде. Изображение молящейся королевы расположено на четырехстороннем цоколе, напоминающем крепостные стены с угловыми башнями. Элишка Пршемысловна умерла на Вышеграде в доме своего сводного брата, пробста Вышеградского капитула Яна Волека. Останки почившей королевы были выставлены в костёле свв. Петра и Павла. была настоящей матерью для своего народа, заботилась о нём и в последние дни своей жизни. Народ отплатил ей преданной любовью, а когда она умерла, бесконечным потоком шёл к костёлу вышеградскому, чтобы попрощаться со своей благодетельницей и защитницей. Гроб с останками Элишки после вышеградского костёла высокими сановниками был перенесен в другие костёлы, а потом королеву похоронили в усыпальнице, построенной отцом Элишки королем Вацлавом II в тихих стенах збраславского монастыря. |
гл.страница | легенды | мистика | старая прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|