гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты

Башня храма св. Вита

Прага. Кафедральный собор св. Вита
Кафедральный собор св. Вита
Основная часть башни св. Вита до 58 метров - в готическом стиле. Она была возведена в первый период строительства храма, между 1398 годом и началом гуситского восстания. Строителем был, вероятно, сын Пралержа Ян. Окончательный вид башни после всех пожаров и военных разрушений происходит с 1770 года, с периода барокко, увенчавшего башню своим куполом. И хотя завершение святовисткой башни совсем не соответствует замыслу архитектурного стиля готического храма, башня в том виде, в каком мы ее знаем, неразрывно связана с панорамой Града. На ее вершине стоит трехметровый позолоченый Чешский лев - флюгер, который поворачивается на металлическом поворотном устройстве.

На первом этаже башни построена Газмбуркская часовня, название которой связано с архиепископом Збынеком Зайицем из Газмбурка. Мощи священника хранятся здесь с 1436 года. Из этой часовни к галерее на башне ведет 286 ступеней. На ревом этаже, до которого 94 ступени, повешен огромный колокол Зикмунд - один из самых больших в Европе. Его высота 2,03 метра, диаметр - 2,56 метра, весит он, по разным оценкам, от 15 до 18 тонн.

Это второй колокол с таким именем. Первый расплавился и обрушился во время пожара на Граде в 1541 году. Нынешний Зикмунд II был сразу же отлит из материала первого известным оружейником и колокольным мастером Томашем Ярошем, создавший также и Поющий фонтан.

Колокол Зикмунд, который начинает звучать и от постукивания пальцем, богато украшен рельефами. Это темы Пресвятой Троицы и Благовещения Девы Марии по эскизам Дюрера. Колокольному мастеру пришлось максимально упростить эскизы, чтобы реализовать их в литой колокольной бронзе. О переносе рисунка не шло и речи. Ярош акцентировал центральные фигуры. Например, у Пресвятой Троице он убрал ряд ближайших фигур, обратив внимание на Бога-отца, который держит на руках тело Христа. Кроме этого было необходимо перевести прямоугольный рисунок в пространственный круговой.

Третьим рельефом колокола стало Распятие с коленопреклоненными императором Фердинандом I и его супругой. Исполнение этого рельефа настолько глубокое, что на поверхности колокола появилась почти трехмерная скульптура. Довольно просто исполнены фигуры чешских покровителей, в честь которых освящен колокол. Надпись на поверхности колокола гласит, что но был отлит «в честь и во славу Бога всемогущего и преблагого, Родившей Бога Девы Марии и святых Вита, Вацлава, Войтеха, Зикмунда, Прокопа и Людмилы, покровителей костела пражского». Фриз колокола напоминает об убийстве младенцев, а Ярош украсил поверхность оттисками 25 медалей. Богатое скульптурное украшение оказывало влияние на чистоту звука, и святовитский Зикмунд не был исключением.

Если по лестнице подняться на следующий этаж, то можно увидеть остальные колокола храма, которые существенно меньшего размера. Например, второй после Зикмунда колокол Вацлав в диаметре 1,77 метра, высотой 1,3 метра. Особо интересен колокол Иоанн Креститель, отлитый в 1546 году, 1,58 м в диаметре, 1,28 м высотой. Этот колокол, украшенный изображениями св. Зикмунда и св. Войтеха, называли Реквиал. Колокол - прекрасная во всех отношениях работа: музыкально, художественно и акустически. Этот колокол звонил о смерти короля.

Третий этап в подъеме ведет к часовому механизму. И досюда добрались военные и природные катастрофы. Нынешний механизм и циферблаты существуют после реставрации в 1730 году. На каждой стороне башни по два циферблата, больший из которых, диаметром более 4 метров, показывает часы, меньший - четверти. Надпись AD MDXCI CR напоминает, что часы появились Anno Domini 1591, когда правил Caesar Rudolfus. Часы видели много. 23 мая 1618 года они отбивали 9-й час, когда на Град пришли представители чешских сословий, решившие наказать управляющих города Мартиница и Славату, выбросив их из окна. 8 ноября 1620 года они били 12-й час, когда на Белой горе началась судьбоносная битва, решившая судьбу страны на 100 лет.

Наконец, на галерее башни - лучшей смотровой площадке Праги, служил святовитский глашатай, в обязанности которого в мирное время входило следить за пожарной безопасностью. Если он замечал пламя, то поднимал красный флаг или разжигал красный фонарь в направлении, где горело, количество ударом Зикмунда уточняло расположение горящего квартала, а глашатай спускал с башни письменное сообщение в жестяной банке. Там уже ожидал стражник, который нес депешу спешащим навстречу малостранским стражам, спешащим по замковым лестницам к Граду.

Slavomír Ravik


гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты