гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты


Как трамвай ездил по Карлову мосту

Рельсы с силовыми контактами на Карловом мосту в Праге
Рельсы с силовыми контактами на Карловом мосту
Трамваи по Карлову мосту ездили без испльзования троллеев. Пражане гордились Карловым мостом и не хотели портить его вид.

Чешский изобретатель Франтишек Кржижик и его коллеги разработали уникальное решение - трамвай двигался благодаря электричеству, подаваемому в проезжем полотне моста.

Между рельсами были установлены пары силовых контактов, соединенных с различными релейными шкафами, расположенными в каменных перилах моста. Трамвай был оборудован полозьями для поездки через мост, которые скользили по поверхности контактов.

Но трамвай должен быть подготовлен к такой поездке, потому что обычно он получал энергию через троллей. На концах участка проезда по мосту проводник должен был выйти, опустить токоприемник и с помощью рычага выставить полозья.

Между рельсами, симметрично, друг против друга на расстоянии 506 мм располагались стальные контакты, выступающие на 30 мм над уровнем рельсов. Питание на контакты напряжением 500 в подавалось в момент, когда трамвай оказывался над ними. Контакты с помощью реле автоматически отключались еще до того, как трамвай с них съедет. Оборудование располагалось в распределительных шкафах в перилах моста, в Малостранской мостовой башне и у стены костела на Старом Месте.

Рельсы с силовыми контактами на Карловом мосту в Праге
Рельсы с силовыми контактами на Карловом мосту
Включение реле осуществлялось током от вспомогательной четырехэлементной аккумуляторной батареи, которая находилась в трамвае. Ее отрицательный полюс связан с каркасом вагона (и, следовательно, с рельсами), а положительный полюс подключен к полозьям. Полозья длиной 3,6 м выполнены из твердой доски с металлической лентой на нижней грани. Их давление на контакты регулировалось особыми винтами.

Полозья опускались с помощью рычага, и электропитание трамвая переключалось на полозья, проходило через аккумуляторную батарею, заряжая ее. Эти переключения легко осуществлялись по время посадки и высадки пассажиров на остановке.

Участок пути с описанным электроснабжением был двухколейным, длиной 600 м. Его обслуживали 40 распределительных шкафов с 240 включающими реле и 40 главными реле. Движение в Праге в то время было левостороннее.

Полозья на днище трамвая для контакта с электропитанием на Карловом мосту в Праге
Полозья на днище трамвая для контакта с электропитанием на Карловом мосту

Проезд по Карлову мосту был открыт в день св. Вацлава. Погода была прекрасная, опасений, что может что-нибудь случиться при сильном дожде, не было.

Трамвай по мосту ездил только с 1905 по 1908 год, так как были частые сбои. Особенно зимой, когда был снег или обледенение. Иногда перегорало реле, а кроме того, выяснилось, что трамваи являются слишком большой нагрузкой на сам мост.

Карлов мост с трамвайными рельсами в Праге
Карлов мост с трамвайными рельсами. 1898
Карлов мост с трамвайными рельсами в Праге
Карлов мост с трамвайными рельсами

Затем Прага дважды попыталась ввести движение автобусов. Они ездили по мосту до 1909 года, потому что были проблемы с разрывом ремней во время проезда по Нерудовой улице. Потом была вторая попытка, завершившаяся в начале Второй мировой войны 1 октября 1939 года. Причиной стала экономия топлива. Бензин был необходим на войне. Франтишек Кржижик занимался также гибридными автомобилями. Он экспериментировал с электромобилями с 1895 года. В 1895 году было создано три варианта, на которых Кржижик ездил по улицам Праги.


гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты