Башни Карлова моста

Карлов мост
Карлов мост
Башни на обоих концах Карлова моста составляют единое гармоничное целое с самим мостом. Расположение города Прага, возникшего от основания Пражского града, около которого образовалось подградье на левом берегу Влтавы, с течением времени привело к тому, что люди стали селиться и на противоположном берегу. Язычники Пршемысловичи поселились на Вышеграде. Появилась потребность объединить обе части столичного города. Этого требовала и хорошо развитая торговля. Когда в Праге появился первый мост, неизвестно. Но в легенде рассказывается, что когда везли тело св. Вацлава к Пражскому граду, «поспешили к реке Влтаве и увидели мост, полуразрушенный наводнением. Начали молиться и, подняв тело на плечи, беспрепятственно прошли по полуразрушенному мосту». Вероятно, мост был построен намного раньше, уже в 9 веке, как того требовал богатый торговый город.

Первый мост пражский был деревянный. Историк Томек пишет, что мост был «с незапамятных времен». Этот деревянный мост был очень низким, во время наводнения 1118 года Влтава поднималась над мостом даже на 10 локтей. Но деревянный мост пострадал не от того бедствия, а от меньшего наводнения 1157 года. Вода его снесла, и связь между берегами Праги на некоторое время прервалась.

Собеслав I
Собеслав I
При первом укреплении Старого Места пражского во время воеводы Собеслава I в 1135 году оба конца моста были ограждены срубом, который спустя сто лет, по крайней мере на малостранском берегу, заменили две предмостовые башни.

Наводнения приводили к частой порче моста, ремонт требовал большого вложения средств, и был введен налог за его использование, который взимался на мосту. Когда наводнение в 1157 году снесло деревянный мост, Прага почувствовала потребность построить через Влтаву более устойчивый мост. В Европе уже были образцы каменных мостов (мост в Регенсбурге построен в 1135-1146, в Дрездене начали строить в 1119 году). В Чехии правил король Владислав II, построивший много монастырей и храмов. Его опередила королева Юдита, заявившая что на месте снесенного деревянного моста будет построен каменный, на который она выделит средства. Причиной такой щедрости было желание расположить к себе пражан, т.к. она, немка, хотела посадить на пражский епископский престол двух своих родственников - Готтарда и Фридриха. Строитель Юдитина моста был отличным мастером, но о нем ничего неизвестно, вся хвала за мост воздавалась самой Юдите.

Новый каменный мост располагался чуть ниже по течению, чем был старый деревянный, чтобы строительство не препятствовало движению после его ремонта. По остаткам прибрежной опоры и арки Юдитина моста, которые находятся под монастырем крестоносцев с красной звездой, можно судить о его размерах - ширина 6,9 м, т.е. на 3,5 м уже Карлова моста. Мощные опоры сужали просвет в арках моста, а т.к. опор было намного больше, чем у Карлова моста, сечение для протока воды было существенно меньше. По сравнению с деревянным мостом Юдитин был существенно выше над уровнем воды, и подъезд к мосту с обеих сторон тоже был повышен за счет привезенной земли. Перила моста были узкие каменные, вся ширина была предназначена для проезда, тротуаров, вероятно, не было. Дорого к мосту и через него не была мощеной, потому что мощение появилось в конце 13 века. Сооружение было простое, без декора.

Бородач
Бородач
Из всего сохранилось только каменное изображение усатого мужчины, так наз. Бородача, в котором строитель моста увековечил себя. Это была единственная скульптура на мосту. Возможно, над какой-то из опор была небольшая площадка для приведение в исполнение приговоров правосудия. В то время спускали в воду в железной клетке пекарей, продававших хлеб с недовесом. Наверно, была и лестница к мельницам у моста. На обоих концах моста были домики для взимания пошлины.

Были ли каменные башни на обоих концах моста для его укрепления построены одновременно со строительством моста - неизвестно. Но какое-то укрепление на обоих берегах, несомненно, было.

В 1171 году мост был открыт для движения, и по всей Чехии разнеслась молва об этой великолепной работе, которую можно приравнять только к Регенбургскому мосту, какому во всей Европе не было равного. Это была первая большая светская постройка. Мост был королевской собственностью, и пошлина тоже сначала предназначалась королю, пока он указом от 6 апреля 1253 года не передал ее ордену Крестоносцев с красной звездой. Орден построил новый монастырь около моста и на полученные средства должен был ремонтировать мост. Так орден крестоносцев стал ответственным за этот мост.

Король Вацлав I в 30-е годы 13 века на левом берегу у моста построил каменную башню для защиты и укрепления Малой Страны, а также самого моста. Это не была мостовая башня, она стояла на некотором удалении от берега и от моста, она образовывала пространство перед мостом, и в обе стороны от нее шли крепостные стены. На площади перед мостом можно было оборонять вход на мост. Это башня ниже другой малостранской башни, более чем на сто лет младшей, построенной Карлом IV вместе со Староместской мостовой башней. Точное время постройки башни неизвестно. Она считалась башней крепостного укрепления, и вероятно, была построена в то же время, когда Вацлав I создал Староместское укрепление с мощными башнями - 1235-1245 гг. Томек предполагает, что башня была построена до 1235 года, еще королем Пршемыслом Отакаром I. Эта малостранская башня, как и костел св. Иржи, Староновая синагога, ротонда св. Креста и костел св. Анежки - одна из старейших построек в Праге.

Сначала башня была намного выше, чем сейчас, у нее было четыре этажа. После строительства в нижних этажах располагалась тюрьма для злостных преступников, которую использовало Старе Место пражское. Башня принадлежала королю, о чем свидетельствует факт подарка ее в 1348 году герцогу Рудольфу I Саксонскому Карлом IV.

Рельеф в Юдитиной башне
Рельеф в Юдитиной башне. Фото: Павел Комарек
Башня была мощная, но в архитектурном смысле довольно простая. На ней богатого декора, какой отличает обе мостовые башни, построенные Карлом. Но на ее фасаде была прекрасная скульптура, которая со временем оказалась застроена прилегающим домом.

Скульптура находится в нише, перекрытой аркой, на высоте второго этажа. Она состояла из двух каменных плит, вставленных в кладку башни. На рельефе 1,7х1,7 м, глубиной 25 см изображены два человека в натуральную величину.

Тот, который справа, сидит в кресле, а второй, слева, стоит перед ним на коленях. Остатки обломленных рук говорят о том, что он что-то подает сидящему человеку или, наоборот, принимает от него. От сидящего человека осталось только тело, голова отсутствует, поэтому сложно судить, кто изображен в этой сцене. На скульптуре сохранились следы старой полихромии.

Со строительством малостранской башни у чешской столицы появилось новое украшение, потому что эта фортификационная башня отличалась «благородством слога», что подчеркнул летописец того времени.

После восстания сына Вацлава I против отца и осады Праги, король приказал еще сильнее укрепить городские стены и башни, и в 1252 году башню отремонтировали и укрепили.

Ветхое состояние верхней части башни после осады 1249 года в следующем же году стало причиной несчастного случая, о котором Космас упомянул в своей хронике. 17 декабря рыцарь Пертольд из Пертольдиц ехал на коне по мосту к Меньшему Месту пражскому (Малой Стране). Когда он поравнялся с мостовой башней, два ворона, которые ссорились наверху башни, сбросили с высоты над тюрьмой качающийся камень, который по несчастью попал прямо в голову рыцаря, и тот замертво упал с коня.

Примерно в то же время на староместской стороне Юдитина моста была построена мощная башня, чтобы и с той стороны мост был укреплен. На верхнем этаже башни была тюрьма для должников и расточительных сынков дворян.

15 июня 1322 года члены управления Старого Места издали указ, что каждый, идущий в ночное время по улице без света, должен заплатить штраф. Если же у него нет денег на штраф, то должен отсидеть в мостовой башне около госпиталя крестоносцев в первый раз 8, во второй - 14, и в третий три недели.

Большое несчастье постигло башню 3 декабря 1281 года, когда в чешской метрополии свирепствовал такой сильный вихрь, что половину города превратил в развалины. На Пражском граде и на крепостных стенах были разрушены не менее 24 башен. С мостовой башни была снесена ее двускатная крыша и целый четвертый этаж, а обломки перекрыли вход к воротам в башне. В следующие годы все было восстановлено.

Зима 1341-42 гг. была на редкость суровая, во всей Чехии выпало много снегу, а реки замерзли до самого дна. Вдруг перед Сретением внезапно потеплело, подул южный ветер, пошел теплый дождь, растаял весь снег. Вода со всей страны направилась во Влтаву, и уровень воды в реке за два дня достиг невиданного уровня, разлившаяся река наделала много вреда на своих берегах. Со складов в Подскали смыло всю древесину, огромные глыбы льда не проходили в узкие арки между опорами моста и перекрыли путь древесине, балкам и обломкам домов, заборов. Дикие волны разлившейся реки неотвратимо гнали все это к мосту, и он не выдержал натиска. Из 24 опор после бедствия осталось 5 или 6, все остальное было сметено с лица земли. «Будто упала корона королевства», - написал летописец, потому что Юдитин мост считался настоящей жемчужиной Чешского королевства.

Карлов мост. 1890
Карлов мост. 1890
Необходимость восстановления связи между берегами в 1348 году была намного больше, чем в 1157, когда рухнул деревянный мост. Первое время с берега на берег плавали на лодках и плотах, за что платили перевозчику. Для бедняков это было сложно.

На развалинах рухнувшего Юдитина моста в 1348 году был сооружен временный деревянный мост с использованием оставшихся каменных опор. Этим мостом пользовались и во время строительства Карлова моста.

В соответствии со своими грандиозными планами, направленными на возвеличивание отчизны, Карл IV принял решение построить новый большой каменный мост через Влтаву, который бы во всех отношениях превосходил Юдитин мост. До осуществления этой идеи прошло 15 лет после катастрофы Юдитина моста. Причину тому были разные. Строительству мешали обломки опор и арок, в скором времени занесенные песком. Требовались большие усилия, чтобы убрать их. Поэтому новый мост не могли строить на том же месте, требовалось выбрать другое. На староместском берегу мешали мельницы и дома.

На малостранском берегу была укрепленная площадка перед мостом, и новый мост должен был обязательно заканчиваться на том же месте, что и Юдитин. Ворота в малостранской башне оказались ниже, чем поднятый уровень нового моста, поэтому проезжая часть прошла с северной стороны башни. При строительстве второй башни, она оказалась между ними. У моста появились новые широкие ворота. Карл IV в то время занимался строительством Нового Места пражского и его крепостной стены, башен, а также костелов, строительством замка Карлштейн. Все это требовала большого вложения средств. В 1348-49 гг. свирепствовала «черная смерть», унесшая много человеческих жизней и заглушившая общественную жизнь. Все это задерживало строительство моста. Карл IV доверил строительство моста 23-летнему Петру Парлержу.

Петр Парлерж
Петр Парлерж
В 1357 году молодой строитель храма Святовитского Петр Парлерж стал также и строителем каменного моста Карлова. 9 июля того года, наконец, был положен закладной камень. В этот год Карлштейн был достроен и 27 марта торжественно освящен, после чего Карл IV мог приступить к строительству дорогого Пражского моста, что уже несколько лет замышлял. Закладной камень был положен на староместском берегу, и можно не сомневаться, что не обошлось без помпезности, большим любителем которой в подобных случаях был Карл.

Новый мост был запланирован примерно на 40 шагов выше Юдитина, потому что из-за разрушенных опор в русле реки не было возможности устанавливать основание новых опор на том же месте. Кроме того, необходимо было сохранить деревянный мост, стоявший на развалинах Юдитина моста, обеспечивавший связь между двумя берегами на время строительства нового моста.

За первой аркой у берега была построена могучая башня с высокими воротами, и от нее уже следующие опоры в реке. Мост был выше - если арка Юдитина моста была 3,3 м над средним уровнем реки, то арка Карлова моста возвышалась на 12 м. Поэтому и подъезд к мосту должен был стать выше. Уровень Кржижовницкой площади подняли, и теперь к первому этажу монастыря крестоносцев ведут 16 ступеней вниз. Для возросшего движения новый мост был построен шириной 10,27 м.
Карлов мост после наводнения 1890 года
Карлов мост после наводнения 1890 года
Мастер Парлерж понял причину разрушения Юдитина моста наводнением, и вместо многих узких арок, пропускавших мало воды, вместо 24 опор поставил 17, что расширило арки почти в полтора раза. Жаль, что в 14 веке не было достаточных технических средств, чтобы опоры сделать более глубокими, чтобы выбрать песчаный грунт и дойти до скальной породы. В центре реки она начинается на глубине 9 м. Парлерж, имея в то время примитивные механизмы, даже и думать об этом не мог. Его опоры располагаются на глубине 2,37 м на песке на решетках - на кольях, связанных между собой горизонтальными бревнами, или на толстых каменных плитах и круглых мельничных жерновах.

Парлерж понимал, что каждый год на опоры будет напирать высокая вода и глыбы льда, но он не мог предполагать, что в пражских городах недальновидные управляющие позволят держать на реке сотни плотов, а в оградах складов в Подскали у самого берега будут хранить древесину без каких-либо мер на случай наводнения. Само по себе наводнение и лед большого вреда не причинили бы мосту, поэтому Парлерж мог и не слишком заглублять его опоры.

Зато Парлерж позаботился о прочности моста и его кладки, которой мы можем любоваться и в наше время. Для строительства использовался крупнозернистый песчаник красного цвета. Из тесаных блоков были построены опоры и арки моста. Середина опор и тело моста состояло из мелких камней, хорошо залитых раствором, настолько качественным, что скорее камень раздробится, чем раствор.

Реконструкция Карлова моста в 1784 году
Реконструкция Карлова моста в 1784 году
Во время повторного строительства пятой опоры Карлова моста рабочие 16 февраля 1892 года на глубине 5 м под уровнем русла реки, т.е. под 2,5 м под основанием опоры Парлержа, нашли остаток старинного меча, какие появились в 9 веке и использовались до 13 века. Эта находка напомнила легенду о мече Брунцвика.

Перила моста были выполнены из песчаника. Над третьей опорой с обеих сторон были оформлены площадки, левая из которых с таким же назначением, как и у Юдитина моста - для исполнения городского правосудия - для обезглавливания осужденных, трупы которых потом сбрасывали в воду. В 14 веке было сброшено в воду и несколько живых людей, зашитых в мешки, чтобы умерли от утопления. Отсюда также спускали в воду корзины или клетки с пекарями, провинившимися против предписанного веса продаваемого хлеба.

Над площадкой с правой стороны возвышался деревянный крест, на противоположной стороне - Божья мука, перед которой осужденные к смерти совершали последнюю молитву. Хотя Петр Парлерж был выдающимся скульптором, больше никаких статуй не было, и мост имел простой и скромный вид. Они появились только в начале 18 века.

Карлов мост
Карлов мост пока еще без статуй
Во времена Карла не было обычая украшать мост статуями, и только мостовые башни славились скульптурным декором, который сохранился, например, на Староместской башне со стороны, обращенной к городу. Однако одна статуя все же была - Брунцвик на восточном берегу о. Кампа. Первую статую на четырехгранном пьедестале из-за ее ветхости заменила новая.

Расположение статуи на острой грани опоры свидетельствует о том, что статую с пьедесталом поставил Парлерж. На всех четырех гранях пьедестала вытесаны фигуры, каждая из которых держит открытый свиток пергамента, совершенно пустой. Вероятно, они служили для записи таможенных и торговых расценок. Поэтому можно сделать вывод, что статуя на этом месте представляла не что иное, как Роландову колонну, каких в Чехии и Германии сохранилось много, и они обозначали место представителей закона в таможенной или торговой сфере. Несомненно, такая колонна стояла на Юдитином мосту, а потом была поставлена и на Карловом. О том, что она была поставлена одновременно с мостом, свидетельствуют знаки каменотесов, идентичные знакам на мосту и на его башнях. Эти знаки служили для контроля того, сколько камней обтесал каждый каменщик. Эти знаки в виде крестиков, уголков и т.п. высекались на камне на берегу до передачи его на стройку.

Сама статуя, изображающая молодого рыцаря с мечом в правой руке, щитом со знаком Старого Места пражского - в левой и львом у его ног, пострадала во время гуситских мятежей. Во время правления Владислава Ягелло ее заменили новой статуей.

Ось Карлова моста, как и Юдитина, не прямолинейная. В середине мост выгнут против течения воды, чтобы натиск воды не был на все опоры одновременным. У Малостранского берега ось направляется за северную сторону меньшей мостовой башни, около которой был оформлен новый въезд на мост. В узкие ворота поднятый уровень дороги вовсе не попал бы. Вероятно, с самого начала на мосту с обеих сторон были тротуары для пешеходов, что вызывает сомнения. В начале 15 века при обеих башнях упоминаются магазинчики ремесленников, а те должны были стоять на месте тротуаров.

Карлов мост
Карлов мост
Неизвестно, было ли в середине моста устроено что-либо для безопасности. В более позднее время здесь были построены крепкие ворота со рвом спереди и сзади, через который был перекинут деревянный настил, по которому проезжали. На ночь ворота закрывались, а в час опасности деревянный настил убирался, что сохранялось еще и во время Тридцатилетней войны. После нее на месте ворот была построена и обоих рвов на мосту была построена каменное караульное помещение, которое простояло до 1784 года.

Но и в более раннее время в обеих мостовых башнях были вставлены железные решетки, которые спускались на блоках. Также мостовые ворота могли быть быстро затянуты мощными цепями, о чем свидетельствовали крючья в Староместской башне.

Проезжая часть моста с самого начала была вымощена, потому что уже во время Яна Люксембурга мостили главные улицы пражских городов. На обоих концах моста стояли будки для сбора пошлины.

О ходе строительства моста, равно как и дате его окончания, сведений не сохранилось, что привело к предположению, что мост был построен в начале 15 века во время правления Вацлава IV. Не имея документов с указанием года, когда мост был открыт, можно предполагать, что это было во время правления Карла IV, т.е. до 1378 года. Карл во всех своих мероприятиях был очень быстрым - при строительстве Карлштейна, многочисленных храмах в Праге. Если стройка была начата, то он прилагал все силы для ее выполнения. Летописец Бенеш записал, что в 1367 году наводнение снесло временный деревянный мост и одну из опор нового моста. Т.е. в тот год деревянный мост еще стоял, а каменный был готов или почти готов, иначе его бы не называли «новым мостом». Тогда бы строительство моста продолжалось около десяти лет. Примерно столько строились Юдитин мост, Роудницкий мост и мост в Регенсбурге. Можно не сомневаться, что мост был достроен во время правления Карла IV.

А с обеими новыми мостовыми башнями было иначе - о начале и окончании их строительства существуют противоречивые сведения. Обе башни основал и строил император Карл IV по проекту и под наблюдением Петра Парлержа, о чем свидетельствует стиль богатой готики, характерной для второй половины 14 века. Это время Карла или первых лет правления его сына Вацлава, когда обе башни были построены согласно проекту. Утверждения, что строительство завершилось во время Иржи из Подебрад, могут относиться только к мелкому ремонту крыш или последних этажей башен, которые во время гуситских мятежей, вероятно, сильно пострадали. О строительстве самих башен в 15 веке не может быть и речи.

Малостранская башня была соединена со второй, низкой башней двумя мощными арками и галереями, оформившими широкий въезд на новый мост. Этот въезд закрывала железная решетка, которая опускалась в пазах и закрывала вход на мост. Поэтому перила моста были доведены до самой башни. Съезд с моста на пл. Дражицкого был открыт позже.

Отец родины Карл IV в конце жизни узрел свое грандиозное сооружение - новый каменный мост с великолепными башнями, который оставил чехам на долгие годы. Мощно и одновременно легко выступает он из серебристых волн Влтавы, украшая панораму, открывающуюся с Кржижовницкой площади.

* * *

Староместская мостовая башня с караульным помещением
Староместская мостовая башня
с караульным помещением
Староместская мостовая башня состоит из четырех этажей, из которых первый образует высокий проезд со стрельчатой аркой, украшенной крабами и опирающейся на кариатиды. Однако на них изображены фигуры людей и животных, выражающие суровый юмор тогдашних строителей. На замковом камне готической арки вытесан щит со знаком Старого Места пражского, а над ним находится птица зимородок в венке, покрашенном синей или зеленой краской. От арки вверх тянется дерево с ветвями наверху, по обеим сторонам которого десять земских знаков, геральдическими цветами раскрашенных. Это страны, объединенные под жезлом Карла IV.

Следующий этаж отличается богатым декором. В центральной части образованы три ниши. В средней из них стоит статуя св. Вита в виде молодого человека в герцогской накидке с жезлом в правой руке и земным шаром в левой, как его можно увидеть на старинных изображениях. В боковых нишах помещаются статуи Карла IV и его сына Вацлава IV. Обе статуи больше натуральной величины. На голове Карла IV императорская корона. С левой стороны от отца сидит Вацлав IV в королевском облачении с короной чешского короля на голове, что свидетельствует об изготовлении статуи при жизни Карла IV, т.к. сын его не мог быть изображен с императорской короной.

Над нишей статуи св. Вита, которая завершается красивой розеткой, изображен знак римско-немецкой империи, завершая полукруглую арку, охватывающую все три ниши. Средняя, более высокая ниша, покоится на основании в виде двух арок каменного моста. По бокам ниши над мостом видим справа щит с немецким орлом, слева - с чешским львом. Рядом с ними шлемы с высокими геральдическими перьями.

На плоскости следующего этажа Парлерж разместил большие окна, между которыми две ниши со статуями св. Войтеха и св. Зикмунда. Св. Войтех одет в рясу бенедиктинского ордена, в правой руке держит посох, в левой - книгу. Св. Зикмунда Карл IV объявил покровителем Чешского королевства, поэтому он изображен с короной св. Вацлава на голове, жезлом в правой и державой в левой руке. У ног святых стоит лев и смотрит вниз с консоли на карнизе, разделяющем этажи.

По углам башни наверху расположены башенки и галерея, ограничивающая двускатную крышу. Из отверстий этой галереи были высунуты шесты с головами 12 чешских панов, казненных в 1621 году. В 1875 году галерею пришлось срочно обновить, когда что с нее упал один из камней на западной стороне и убил проходившего воина.

Ворота в башне тоже не остались без декора. Т.к. они не могли быть украшены скульптурой из практических соображений, то свод арки был украшен фресками. Ребра арки делят ее на восемь полей и сходятся у отверстия. Отверстие служило для проветривания помещения на втором этаже башни, когда в нем размещалась тюрьма. На своде изображены зимородки в венках, гербы, четыре изображения банщицы, легко одетой, с распущенными волосами. Это Зузана, которая освободила короля Вацлава IV из плена, когда он мылся в королевской бане. На стенах в воротах со стороны Малой Страны изображен Спас Нерукотворный. Убрус с ликом Христа держат ангелы. Роспись отличается тем, что краски нанесены прямо на камень, а не на штукатурку. Со стороны Старого Места изображен знак Старого Места пражского с образом св. Вацлава с надписью: «Святой Вацлав, проси за нас!» Изображение банщицы и зимородка позволяет предположить, что, роспись свода арки выполнена по указанию Вацлава IV. Отец его Карл не допустил бы таких причуд.

Западный фасад башни, обращенный к мосту, отличался не менее богатым декором, чем восточная. Однако во время осады Праги шведами в 1648 году это сторона так сильно пострадала от артиллерийских снарядов, что осталась почти голая. То, что уцелело из декора, члены городского управления решили снять, чтобы нечаянно не упало на проходящих людей. Декор заменили мраморной доской с надписью об обороне этой башни от шведов.

Южная сторона башни гладкая, потому что к ней приставлен стояк с лестницей, имеющий такую же высоту, как и сама башня. Вход на башню находится с левой стороны, через низкие двери на лестницу. Лестница вокруг центральной колонны повторяет прямоугольную форму стояка, у каждой стороны на ней повторяются по три ступени. В конце лестницы над последней ступенью колонну завершает статуя монаха, обнажающего заднюю часть своего тела - очередное проявление грубого юмора мастеров того времени. С лестницы ведут двери в большие, хорошо освещенные помещения на втором и третьем этажах. Они использовались как тюрьма.

* * *

Малостранские мостовые башни
Малостранские мостовые башни. 1871
Малостранскую башню строил тот же мастер, на ней те же знаки каменщиков, что и на мосту и на Староместской мостовой башне. От Староместской мостовой башни она отличается тем, что в ней нет ворот, потому что на малостранской стороне вход расположен между двумя башнями, связанными двумя мощными арками. Арки образовали ворота, идентичные староместским. Сначала между двумя галереями располагалась комната - жилье «вежного» - смотрителя башни. Из одной башни можно было проходить на другую. Позже комнату разобрали, и ворота оказались открытыми сверху. С внутренней стороны ворот через низкие двери был вход в башню, в которой по винтовой лестнице можно было подняться на третий этаж и выйти на галерею.

Великолепный эффект от двух башен был усилен тем, что Карл IV приказал надстроить старую башню до высоты новой. Катастрофа 1310 года сорвала с нее крышу и разрушила башню до третьего этажа.

Еще до начала строительства новой малостранской башни Карл IV в 1348 году старую башню с соседним домом «У Штейницев» (U Steinitzu) передал герцогу Рудольфу I Саксонскому, что при его частых приездах в Прагу был здесь свой дом. С тех пор дом стал называться Саксонским, его унаследовали его потомки Рудольф II Рудольф III, которые в нем жили, останавливаясь при императорском дворе. То, что старая башня во время строительства новой была частной собственностью, является одной из причин, почему Карл IV не стал ее достраивать, когда Петр Парлерж строил мостовые башни.

После завершения строительства каменного моста временный деревянный на обломках опор Юдитина моста стал не нужен. Тогда крестоносцы, которые должны были заботиться о состоянии моста на собираемые доходы с него, сбросили верхнюю часть деревянного моста, а основания опор остались в воде. На правом берегу Влтавы еще стояла каменная башня того моста, а перед ней первая арка, по которой приходили к воротам в башне и на мост. Обе части моста при наводнении 1342 года не пострадали. Императору казалось вандализмом разрушить могучую башню и арку при устранении деревянного моста, и башня осталась стоять пока без всякой цели. С башней разобралась стихия.

За день до смерти Карла, 28 ноября 1378 года, в монастыре крестоносцев вспыхнул пожар, который превратил в руины монастырь, госпиталь и храм св. Франтишека. Не сохранилось документов, передал ли преемник Карла Вацлав IV башню крестоносцам. Очевидно, передал, потому что при восстановлении монастыря старая башня включена в новое строительство генералата, и сейчас видна как выступающее крыло здания. Однако никто не упоминает, что каменная башня Юдитина моста сохранилась до наших дней. Толщина стен этой башни на первом этаже более 2 м. Сохранилась первая арка и голова Бородача. Когда на территории перед монастырем крестоносцев перекрыли рукав реки, чтобы на ней установить памятник Карлу IV, исчезла и арка, а Бородач со своего первоначального места был перемещен на новую плотину перед старой башней на такую же высоту.

Вид на монастырь Крестоносцев с красной звездой и западный фасад Староместской мостовой башни
Вид на монастырь Крестоносцев с красной звездой
и западный фасад Староместской мостовой башни
Перед зданием генералата был узкий сад, который сейчас находится на глубине 2 м под уровнем памятника и указывает дорогу, по которой ходили на Юдитин мост. Ворота Юдитиной башни давно замурованы, а внутреннее помещение с высоким сводом переоборудовали в часовню, которая оказалась в глубоком подвале генералата. Западная арка ворот была тоже замурована, а в новой стене прорезаны два высоких окна. В южной стене ворот вытесана глубокая ниша, в которой поставлен небольшой алтарь. Северная сторона полностью открыта, и к ней присоединено соседнее помещение. Часовня стала достаточно просторной. Окна в верхних этажах изменены в соответствии с окнами всего здания.

Благодаря сохранившейся башне удалось уточнить направление Юдитина моста. Расположение нижней малостранской башни также направлено на угол здания генералата, т.е. к старой мостовой башне, как и направление снесенных опор Юдитина моста.

С последних лет 14 века не сохранилось подробных сведений. Только в 1393 году сообщается, что генеральный викарий архиепископский Ян из Помука, как в старые времена несколько других священников, по приказу короля Вацлава был с Карлова моста сброшен во Влтаву, и тем принял мученическую смерть. Точно неизвестно, произошло ли это на месте, отмеченном на перилах бронзовым крестом. Возможно, это было на выступающей с моста площадке перед Божьей мукой, где издавна проводились подобные экзекуции.

Поскольку в том году из-за засухи уровень воды во Влтаве упал настолько, что в Подскали люди пешком переходили через реку, перебросив короткие бревна через некоторые места, в народе появилось мнение, что это Божье наказание за убийство Яна из Помука. Но уже в наступившей зиме Карлов мост выдержал большое наводнение. 5 декабря вода поднялась так высоко, что затопила большую часть Старого Места.

В 1397 году попрощался с жизнью известный строитель Карлова моста Петр Парлерж. Его сын Ян стал преемником в строительстве храма. Неизвестна могила мастера, нет памятника, который бы указывал место его вечного покоя, однако Карлов мост с башнями стал ему великолепным памятником, равно как и храм св. Вита, где в честь него и его предшественника Микулаша из Арраса на трифории установлены их каменные бюсты.

Попрощавшись со славным строителем Карлова моста, продолжим в изложении истории. Еще на Юдитином мосту собирали пошлину, которую король Вацлав I передал ордену крестоносцев на содержание моста. В записях короля Яна Люксембурга, переданных им ордену крестоносцев, сказано, что на каменном мосту орден также может брать плату
  • с невесты, которая после свадьбы по мосту проехала или прошла - 72 геллера;
  • с евреев за каждый труп, который через мост везли или несли на похороны - 72 геллера;
  • с каждого, кто переезжал из одного города в другой и вез свое имущество по мосту - 72 геллера;
  • каждый чужой на коне - 2 геллера,
  • каждый свой на коне - 1 геллер.
Приведенные значения пошлины были высокие, и вскоре были снижены. Повозки, которые с каменоломни на Петршине возили камень для строительства на Старом Месте пражском, были освобождены от оплаты. Платили ли пошлину пешеходы на мосту, сведений нет. Более вероятно, что ходили бесплатно, о чем свидетельствуют сожаления пражской бедноты, когда Юдитин мост рухнул от наводнения.

Из приведенных привилегий видно, что Карлов мост, как и Юдитин, был королевской собственностью. Во время гуситских войн, когда пражане (симпатизирующие гуситам) отобрали имущество и доходы у монастыря крестоносцев, мост стал принадлежать Старому Месту пражскому. Начало этих перемен произошло в 1407 году, когда герцог Рудольф III Саксонский уступил Саксонский дом около старой малостранской мостовой башни староместской общине в обмен на Назовский дом (Nazovsky) на Перштине. Однако староместская община претендовала на обе малостранские башни, которые Карл IV передал саксонским герцогам. С тех пор башни с Саксонским домом стали единой собственностью. Рудольф III отказался, но спустя два года сделка состоялась, и жители Старого Места получили обе малостранские мостовые башни. Как и во времена последних Пршемысловичей, пространство перед мостом на Малой Стране стало принадлежать Старому Месту.

Когда Старе Место стало владельцем башен Малостранских, в Праге уже на полную мощность кипело гуситское и национальное движение. В 1409 году по мосту направлялись в Германию магистры и студенты Карлова университета со своим протестом. 16 июля 1416 года Малостранские башни стали свидетелями как со двора соседнего архиепископского дворца поднимался дым от костра, на котором архиепископ Збинек из Газенбурга сжигал книги Виклефа. В ответ на это в июле 1412 года Ян Гус опубликовал свое известное сочинение об индульгенциях папы римского, которые прикрепил на двери всех костелов и на воротах в обеих башнях моста, где больше всего ходило народу.
Josef Svátek


гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты