гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты

Подземная Прага
Канализация в Радлице


Туристы прогуливаются по Праге, фотографируют достопримечательности и не подозревают, что еще одна историческая жемчужина строительства находится глубоко под их ногами. Еще до того, как был построен Чехов мост, на этом же месте под Влтавой появился канализационный дюкер - напорный водовод, прокладываемый под руслом реки или канала. Комплекс выложенных кирпичом тоннелей и чугунных труб доныне выводит через Влтаву сточные воды из самого центра столицы.

Прага. Дюкер под Чеховым мостом
Дюкер под Чеховым мостом
Прага. Вход к дюкеру под Чеховым мостом
Вход к дюкеру под Чеховым мостом

В Праге шесть магистральных водоотводных каналов, направляющих воду в очистные сооружения. Самые старые из них обозначены буквой «А». Их творцом является опытный британский инженер Вильям Хирлайн Линдлей, который спроектировал передовую для своего времени водоочистку в Бубенече, построенную в 1906 году. При этом работникам пришлось преодолеть серьезную преграду между севером Праги и Староместской площадью - реку Влтаву.

Сам дюкер строили в 1898-1901 гг. Он появился на этом месте раньше, чем Чехов мост, который был приспособлен к дюкеру. Мост был построен так, чтобы не оказывал нагрузку и не разрушал дюкер.

Прага. Дюкер под Чеховым мостом
Дюкер под Чеховым мостом
Что представляет из себя дюкер? Т.к. он не может проходить по Влтаве, то должен располагаться под ее руслом. Под Влтавой проходят две большие чугунные трубы диаметром 1 м, толщиной изоляции 2,5 см. Внутрь них трудно попасть, но можно увидеть камеру, в которую выходит дюкер. В нее ведут двери прямо под Чеховым мостом со стороны Метронома на Летне.

Камера изнутри выложена обожженным и глазурованным кирпичом. В ней стоит шум, как около водопада - здесь смешиваются быстро текущие потоки из Старого и Нового Места, Виноград, Малой Страны и Смихова. Воздух наполнен паром, стены и ограждения на ощупь в неприятной слизи. Эти камеры обычно закрыты, но в них снято несколько фильмов.

Хотя трубы под Влтавой толстые, в 80-е годы 20 века их пришлось ремонтировать. По ним постоянно уносится материал, например посыпка с дорог, щебень. Дно труб то выдержало, но образовалась канавка шириной 10-15 см, и через него в канализацию попадала вода из Влтавы. Во время ремонта вытащили бордюр, башмак от трамвая. Дыра во Влтаву была настолько велика, что дорогу туда нашла даже рыба.

Под Влтавой проложено шесть дюкеров, остальные под речками и потоками, протекающими в Праге. Например, под Ботичем или Рокиткой. Но дюкер под Чеховым мостом самый первый, и его прокладка была важным событием для всей Австро-Венгерской монархии. Посмотреть на окончание строительства приехал сам император Фантишек Иосиф I. На месте моста был специальный домик с его бюстом, и туда он пошел в 1901 году посмотреть на строительство канализации. Спустя шесть лет монарх вернулся на это же место, чтобы положить замковый камень Чехова моста.

В Праге 3650 км водоотводных каналов и коллекторов, и все их нужно регулярно контролировать. Мы в Радлице, у станции метро и на конечной остановке трамвая №7. Под нами канализация, построенная в 30-е годы 20 века. Мы идем вместе с сотрудниками Пражского водоканала и руководителем отдела анализа состояния канализационной сети Яном Бернатом проверить, все ли в порядке.

Прага. Вход в канализационную сеть в Радлице
Вход в канализационную сеть в Радлице
Прага. Тоннель в канализационной сети в Радлице
Тоннель в канализационной сети в Радлице

Каналы уже проветрены, и мы можем идти. Перед каждым спуском в них сотрудники должны открыть канал и подождать не менее 20 минут. Хотя канал в Радлице относительно безопасный и хорошо проветриваемый, мы все же берем с собой детекторы ядовитых газов. Если бы внизу они предостерегающе зазвонили, нам нужно было бы срочно покинуть подземелье. Под землей всегда может появиться метан или сероводород.

Устье канала - черная дыра, ведущая в неизвестность, а скобы очень маленькие. Один из сотрудников оценивает глубину колодца 10 м, но у каждого канала по-разному. На Баррандове, например, есть шахта глубиной 60 м. Опасные и глубокие пропасти в подземелье дублируются страховкой, чтобы человек не надеялся только на скобы, которые за годы эксплуатации и от водной эрозии находятся в плохом состоянии. Когда человек спускается, то в темноте и в тесной шахте под ногами почти не видит. Он скорее, интуитивно, ставит кончики ступней туда, где ожидает металлическую скобу в стене - довольно неприятное ощущение.

Прага. Канализационная сеть в Радлице
Канализационная сеть в Радлице
Прага. Канализационная сеть в Радлице
Канализационная сеть в Радлице
Прага. Канализационная сеть в Радлице
Канализационная сеть в Радлице

Я уже почти внизу. «Осторожно, под вами дыра, поставьте ногу на другое место», - предупреждает Бернат. Я успешно избежал провала с журчащей водой. Тоннель кирпичный, изнутри больше похож на дымовую трубу, чем на канализацию. Если бы у нас не было налобников и других фонарей, тут была бы тьма тьмущая. Высота тоннеля около 170 см, так что идти вполне удобно. Некоторые тоннели приходится обследовать ползком на коленях. В некоторые заглядывают с помощью специальных камер. Кроме кирпичных, бывают еще тоннели из бетона, керамической плитки или ламината, но в них скользко.

В тоннеле тепло. Под землей практически постоянная температура 18-20 градусов. Запах неприятный, но выдержать можно. Пахнет не столько фекалиями, сколько это затхлый воздух, которым неприятно дышать.

Прага. Канализационная сеть в Радлице
Канализационная сеть в Радлице
Прага. Канализационная сеть в Радлице
Канализационная сеть в Радлице

Воды в нашем тоннеле немного, и она течет медленно. В некоторых каналах воды бывает по колено. Но не успокаивайте себя этими маленькими ручейками на дне - если пойдет дождь, они превратятся в убийц. Во время дождя в каналы не спускаются. Проход может быть заполнен водой до самого потолка. Поэтому при обследовании водоотводных каналов обязательно дежурят люди наверху, чтобы предупредить коллег об опасности. Телефонный сигнал туда не доходит, общаются через шахты колодцев.

Крыс в тоннеле не встречаем, хотя их под Прагой миллионы. Они осторожны, человека избегают. К тому же их периодически травят, спуская вниз ядовитые приманки.

Продолжаем свой путь. Почти на каждом шагу подсоединение трубопровода. Под Прагой таких подключений более 100 тысяч.

Все, что сдергивают в туалете, приходит сюда. И те вещи, которые не относятся к туалету. К примеру, масло из фритюрницы оседает на стенах и вместе с песком превращается в твердую, как бетон, массу. Из-за масла часто засоряются подсоединения домов.

Идем дальше. Тут и там над нами появляется шахта, ведущая на поверхность. Расстояние между ними должно быть не более 80 м, но в действительности около 30 м. Не в каждой подножки и скобы в хорошем состоянии. Иногда их разрушает вода, которая в каналах присутствует всегда. В конце трассы выходим через шахту, в которой, к счастью, присутствуют все скобы и подножки.

Прага. Вход в канализационную сеть в Радлице
Вход в канализационную сеть в Радлице
Прага. Вход в канализационную сеть в Радлице
Вход в канализационную сеть в Радлице

Канализационная сеть в Праге возникла в 1660 году. Были построены сводчатые тоннели во рвах, ранее предназначенных для отвода дождевой воды и фекалий. Они вели от нынешнего Мустека вдоль Народни тршиды к Влтаве. В 1787 году придворным декретом было одобрено строительство каналов. Первую городскую канализационную сеть достраивал граф Карел Хотек. За 1816-1828 годы было построено 44 км каналов.

Диаметр сточных водоводов в Праге от 25 см до 3,4 м. Самым большим является главный магистральный коллектор «К», который проходит от вокзала Браник через Витонь в Подскали, далее под Страговом к очистному сооружению в Праге-6. Магистральных коллекторов в Праге семь.
Lukáš Hrábek

© Перепечатка без ссылки на сайт www.prahafx.ru запрещена

гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты