гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты

От сердца к сердцу мост…

Одно из самых знаменитых транспортных сооружений Чешской республики, пражский Нусельский мост, в 2013 году отпраздновал сорокалетие с того торжественного момента, когда на него въехали первые автомобили. 22 февраля 1973 года состоялось торжественное введение новостройки в эксплуатацию.

Прага. Строительство Нусельского моста

Несмотря на то, что возведение Нусельского моста (доминанты одноименной долины) началось лишь в середине 60-х годов, первые проекты этой эпохальной мостовой перемычки появились уже на рубеже 19-20-го веков. Например, ещё в 1903 году инженер Ярослав Марьянко выдвинул идею стального моста, которую, однако, не удалось реализовать. Потом иные проектировщики формулировали всё новые и новые мысли по этому поводу, к числу которых принадлежали и проекты, принимавшие во внимание даже строительство... целых жилых домов в несущих конструкциях моста!

Нусельский мост. Проект Нусельского моста Станислава Бехине. 1919
Проект Нусельского моста Станислава Бехине. 1919
Чертежи своего плана Нусельского моста создавал и знаменитый первопроходец чешского бетонного строительства Станислав Бехине. Весьма активно проводились соответствующие архитектонические конкурсы и исследования возможностей мостового перекрытия Нусельской долины во времена Первой Чехословацкой Республики (1918-38). Но в течение долгих десятилетий все эти проекты пылились в офисных шкафах и тасовались без особой надежды на осуществление; работы над их созданием попеременно то отменялись, то возобновлялись.

Пражское руководство (вне зависимости от политической принадлежности) всё никак не могло прийти к однозначному выводу по поводу того, какое именно инженерно-строительное решение проблемы воссоединения Севера и Юга столицы, отрезанных друг от друга глубокой долиной ручья Ботич, должно возобладать.

Танки идут по мосту
Реальное строительство новой мостовой перемычки через Нусельскую долину стало актуальным лишь в конце 60-х годов, когда на Панкрацкой равнине начали в большом количестве строить жилые дома спальных микрорайонов, и на повестку дня встал вопрос облегчения транспортировки их обитателей.

Танки на Нусельском мосту
Танки на Нусельском мосту
Строительство Нусельского моста
Строительство Нусельского моста

Тогда-то и было решено, что эту область соединят с центром с помощью моста, снабжённого специальным тубусом, по которому в ту пору планировалось пустить подземный трамвай. Претворение плана в жизнь началось со сноса на дне Нусельской долины целого жилого квартала, состоявшего из 17 домов. А уже через пять лет активного труда, в ноябре 1970 года, был проведен первый статический нагрузочный тест сооружения: на еще не достроенный мост были выставлены вряд 66 танков Т-62, которые пригрохотали в Прагу из полка в городе Раковник.

Строительство Нусельского моста
Строительство Нусельского моста
Строительство Нусельского моста
Строительство Нусельского моста

Нусельский мост, перебросивший свое огромное железобетонное тело через одноименную долину, соединив Панкрац и Карлов, вплоть до 1990 года носил имя первого «рабочего» президента Клемента Готтвальда. По традиции тех времён мост поторопились сдать к приуроченной знаменательной дате, хотя его эксплуатация и значение были в то время ещё весьма ограничены локальной транспортной сетью, поскольку не было завершено строительство участка Северно-Южной магистрали с панкрацкой стороны.

Строительство Нусельского моста
Вид из тубуса Нусельского моста
Внутри тубуса моста
Внутри тубуса моста

Для транспорта дальнего следования, которому мост был давно нужен как воздух, «Нуселак» (так пражане его панибратски называют) впервые распростёр свои дорожные объятья лишь с 30 апреля 1973 года.

Страсти по тубусу
Ещё в течение трёх лет после начала строительства Нусельского моста не было вполне ясно, как именно будут использовать его тубус - цилиндрическое «чрево» моста под его проезжей частью.

Вид на Нусельский мост
Вид на Нусельский мост
Вид на Нусельский мост со стороны Карлова. Фото Галины Пунтусовой
Вид на мост со стороны Карлова

Лишь в начале 1968 года, с приходом «Пражской весны» первоначальная концепция подземного трамвая-метротрама была изменена на «просто метро»; были созданы и протестированы также первые поезда, соответствующие параметрам Нусельского моста. Однако последующее возникновение двухколейной трассы внутри мостового тубуса было связано с трудностями, в вольном или невольном создании которых чехи упрекают «шефов из Советского Союза». Последние, мол, решили, что просторы пражской «подземки» должны рассекать исключительно поезда советского производства.

Пражское метро
Пражское метро
Пражское метро
Пражское метро

Делать было нечего: чехословацкому правительству пришлось принять решение о покупке составов метро в СССР. Которые, однако, были тяжелее, чем чехословацкий аналог, под который мост и был спроектирован. В то время, как изначально запланированные трамваи ТЗ или же лёгкие чешские поезда метро R1 имели осевое давление 10,5 тонны, у могучих советских составов эта характеристика равнялась 16 тоннам. Однако под такую нагрузку «хрупкий» мост сконструирован не был, поэтому в него была вмонтирована специальная укрепляющая стальная решётка, весящая 822 тонны, которая разносит нагрузку (осевые давления) на боковые стены камерной балки мостового тубуса.

Соединение тубуса с подземной частью метро
Соединение тубуса с подземной частью метро
Монтаж решетки
Монтаж решетки. 1968

Курьёзность ситуации состояла ещё и в том, что эта самая разносящая решётка имеет длину моста - 485 м, что является значением, близким к длине волны, на которой ведёт вещание радиостанция Praha (639 кГц - 469 м). Поэтому все нагрузочные тесты и связанные с ними измерения проводились прежде всего ночью, когда радиостанция вещание прекращала. В противном случае решётка функционировала как очень качественная антенна; принимаемый сигнал радиовещания совершенно перекрывал сигналы для измерительных приборов.

Нусельский мост. Вид с моста. Фото Галины Пунтусовой
Вид с моста
Вид с Нусельского моста на Нусельскую долину. Фото Галины Пунтусовой
Вид с моста на Нусельскую долину

Итак, советские составы пражского метро впервые начали регулярно проноситься по «утробам» Нусельского моста (на участке между станциями «И.П.Павлова» и «Вышеград», которые лежат на трассе «С») более, чем через год после открытия моста - 9 мая 1974 года. Что же касается вышеупомянутой стальной решётки, то в 1997 году она была отремонтирована по причине усталостных трещин на её продольных частях, которые были вызваны неправильно спроектированной деталью соединения. Трещины были выявлены на более, чем 50% данных деталей по всей решётке; заменены были все продольные части.

Ахиллесовы пяты «стройки века»
Нусельский мост. Фото Галины Пунтусовой
Размеры Нусельского моста
Строительство Нусельского моста
Строительство Нусельского моста

Но всё это можно было считать частностями, пусть и досадными.

Железобетонный красавец-мост, один из крупнейших во всей Чехии, протянулся в длину почти на полкилометра (485 метров); его ширина равна 26,5 метра. Подпирают его четыре несущие колонны, которые в среднем возвышаются над уровнем долины более, чем на 42 метра. Два поля моста имеют размах 68,5 м, а три - 115,5 м. Высота внутреннего метро-тубуса (трапецеидального в разрезе) составляет 6,5 метра, причём толщина его стен колеблется от 30 до 110 сантиметров.

По верхней части моста проходит шестирядная Северно-Южная магистраль. Мост освещают лампы, размещённые в его середине. С панкрацкой стороны с коммуникацией непосредственно связана станция метро Vysehrad.

С моста открывается прекрасный вид на обе части Праги, им соединённые; на фоне моста сегодня весьма неплохо смотрится и современный отель Corinthia Towers

Нусельский мост. Вид в сторону метро Вышеград. Фото Галины Пунтусовой
Вид в сторону метро «Вышеград»
Вид в сторону Карлова. Фото Галины Пунтусовой
Вид в сторону Карлова

Мост считается одной из самых важных пражских коммуникаций. Ежедневно по нему проносятся десятки тысяч автомобилей, не говоря уж о сотнях тысяч людей, перевозимых метро. В 2000 году его значительность подкрепили чешские архитектурные корифеи, присудив ему премию «Строение столетия» в категории «Транспортные постройки». И это - несмотря на целый ряд ремонтов, которые мост вынужден был к тому времени претерпеть. Кроме того, в будущем планируется обширный, генеральный ремонт «Нуселака»; впрочем, он будет начат лишь тогда, когда в распоряжение Праги будет предоставлена трасса метро «D», которая сделает возможным длительный перерыв в работе линии «С». Поскольку последний шаг фактически «передавит» очень важную транспортную артерию, значительно ограничив интенсивность городских перевозок.

Нусельский мост. Вид с Карлова. Фото Галины Пунтусовой
Вид со стороны Карлова на метро «Вышеград»
Вид с Нусельского моста на Нусельскую долину. Фото Галины Пунтусовой
Вид с моста на Нусельскую долину

Впрочем, все эти проблемы составляют текущую жизнь любого крупного инженерного сооружения. И всё было бы, по правде говоря, замечательно, и над серым бетоном нашего героя царили мир, покой и неспешная любовь благодарных сограждан, если бы жизнь под Нусельским мостом время от времени не нарушали прыжки отчаявшихся людей - самоубийц (около 300 чел.), причём даже вопреки тому факту, что его тротуар охраняется сейчас практически непреодолимым заграждением.

Нусельский мост. Ограждение
Ограждение моста
Проект фонаря
Проект фонаря

О печальных деяниях людей, столь брутальным образом уходящих от нас по своей же воле, напоминает своеобразная скульптура - перевёрнутый уличный фонарь под мостом, освещающий часть его тубуса. Нусельский мост издавна стал излюбленным местом для пражских самоубийц. Даст Бог, когда-нибудь даже вконец потерявшие веру в будущее люди, которых по эту сторону бытия уже ничто не держит, поймут, что «Нуселак» строился ради жизни на земле. А совсем не наоборот.

Михаил Жихарев
Исторические фото из архива DPP


гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты