гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты

Первый вокзал в Праге

Масариков вокзал

«Решением от 11 июля 1843 года Его Величество милостиво изволило принять предложение жителей Праги заплатить 100 тыс. золотых крон и согласиться со строительством вокзала для государственной железной дороги внутри столичного города Праги на территории, прилегающей к Новым воротам».

Масариков вокзал 1845
Масариков вокзал. 1845
Это началось в июле 1842 года. Странные опасения и страх охватили обывателей Праги. Говорили, что настают лучшие времена, что Прагу с миром соединят сразу две железные дороги.

Многие не доверяли поспешному прогрессу, который должен был появиться по железной колее, ведущей из Праги не только до Вены, но и до Дрездена, считали это необдуманным действием, ведущим к революционным последствиям.

Однако те, у которых был полон карман и хотелось еще больше денег, быстро поняли, что надо ставить на одну карту, и осматривались, как организовать, чтобы эти новшества оказались им полезны.

Они полагали, что выгода от строительства должна бы достаться старожилам, а не тем, кто за городской стеной. Поэтому новая дорога должна оказаться в городе, а не в предместье Карлин, как это предлагали инженеры. Пусть вокзал перенесут в город, пусть даже снесут городскую стену, чтобы выгода была Праге, а заодно и им.

Эта революционная мысль о прорубке городских стен первым пришла горожанам, купцам, ремесленникам. То, о чем они просили, вызвало возмущение - никто до этого никто не решался открыто выступать против городских стен, хотя сомнения в их необходимости давно уже слышались тут и там. Теперь заговорили открыто, что стены не нужны, что они застопорили городскую жизнь, выгнали из города тех, кому для дел требуется больше места, чем его можно найти внутри городских стен. Бургомистр Мюллер под давлением избравших его на этот пост горожан настаивал, чтобы вокзал был внутри города.

Он доказывал, что именно для полиции наиболее важно, чтобы конец дороги находился именно в городе. Дорога открывает ворота города нараспашку всем без разницы, в том числе и недобросовестным элементам. С таких людей надо не спускать глаз, а это потребует присутствие полиции прямо в том месте, где они выходят из поезда.

Масариков вокзал. Вид со стороны Гибернской улицы
Масариков вокзал. Вид со стороны Гибернской улицы
Масариков вокзал. Освящение поезда
Масариков вокзал. Освящение поезда

А что с продовольственным налогом? Ведь если все привезенные товары оставались бы за пределами города, то у города не было бы возможности получать дань, а товары нужно было бы перегружать.

Господа из магистрата написали длинную челобитную и обратились с ней к императору. Сообщали, что им больше всего нравится для строительства вокзала Сеноважная площадь. Участок тут предлагают бесплатно. И не только это. Предлагают его оформить так, как потребуется. Дома выкупят и сровняют с землей, как того пожелают инженеры. Если же это место не сочтут подходящим, то они не против другого решения. Они готовы к пожертвованиям, лишь бы вокзал был построен внутри городских стен, хоть бы даже и на Флоренце.

Прибытие поезда на Масариков вокзал
Прибытие поезда на Масариков вокзал
Разобраться с этим предложением было поручено графу Карелу Хотеку. Он писал в Вену, что идея хорошая и все бы шло гладко, но Прага - крепость, и последнее слово всегда остается за военными. Они не хотели отступать от старых позиций, а, кроме того, известно, что нельзя ничего строить на расстоянии ближе 600 сажень как внутри, так и снаружи стены. Это относится также и к вокзалу, для которого пришлось бы еще прорубать вал и осуществлять такие изменения в городских стенах, какие до этого никому и в голову не приходили.

Карел Хотек был прав, но не совсем. Военные сначала ставили условия, но потом уступили. Их уступка открыла Праге дорогу к новой жизни.

Первоначально на Пражском вокзале было пять железнодорожных путей для пассажирских поездов и пять - для грузовых. Оттуда также были проложены рельсы до имперско-королевской главной таможни на пл. Републики.

Масариков вокзал. Вид со стороны Карлина
Масариков вокзал. Вид со стороны Карлина
В крепостных стенах было прорублено шесть ворот, отдельно для каждого пути, которые на ночь закрывались. Когда развевающиеся флаги, колокольный звон, звук мортир и громкая музыка приветствовали первый поезд, никто не думал, что жизнь пражской крепости угасает, что через двадцать лет она исчезнет совсем.

Первый пражский вокзал, нынешний Масариков состоял из двух частей, разделенных крепостными стенами. В части, расположенной в городе, был пассажирский вокзал. В здании прибытия находилась полицейская и финансовоя охрана, таможня и квартиры сотрудников. В здании отправления, большем по размерам, с часами на башнях, был зал с кассами, зал ожидания и управление дорог. Новое здание с рестораном на углу Гибернской и Гавличковой улиц было построено в 1873 году.

Внешняя часть вокзала, размещенная в предместье Карлин, была в три раза больше и представляла собой производственную территорию вокзала. Здесь находились ремонтные мастерские, котельные, депо, круги для разворота, склады угля и дров.

Масариков вокзал
Масариков вокзал
Масариков вокзал
Масариков вокзал

Вокзал несколько раз менял свое название. В 1862-1919 - Пражский государственный вокзал, 1919-1940 - Прага, Масариков вокзал, 1940-1945 - Прага, Гибернский вокзал, 1945-1952 - Прага, Масариков вокзал, 1953-1990 - Прага центр, с 1990 года - снова Прага, Масариков вокзал, неофициально - Масаричка (Masaryčka).

По материалам Jiří Streit


гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты