гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты

Городской общественный транспорт

Пражское метро

Поезда метро под Прагой ездят с 1974 года. В день открытия метро 9 мая 1974 года на первом участке линии «С» длиной чуть больше 7 км было 9 станций, с одной конечной станции до другой можно было доехать за полчаса. Поэтому сначала ему дали насмешливое прозвище «сантиметро», но оно исчезло, как только были добавлены новые участки.

Пражское метро
Пражское метро
Пражское метро. Кабина машиниста
Кабина машиниста

С чего же начиналось пражское метро? Вероятно, первым предложением строительства пражской подземной дороги была инициатива пражского коммерсанта Ладислава Ротта. В 1898 году он предложил городскому управлению проект с использованием тогдашних работ по канализации и санации Старого Места. Одновременно с ними он предлагал начать постройку тоннелей первой линии подземной дороги «Карлин - Прага - Подоли». У Кржижовницкой пивоварни она бы соединилась с другой линией «Мала Страна - Винограды».

Но у пражских градоправителей он не нашел понимания, и его смелый проект ожидало забвение почти на столетие. Следующие планы метро, даже с четырьмя ветками, предложили инженер Владимир Лист и Богумил Белада в 1926 году. Их проект назывался «Подземная скоростная дорога Праги». Следующие интересные предложения строительства подземной дороги поступили на конкурс в 1931году.

Проект подземного трамвая
Проект подземного трамвая
Пражское метро. Строительство метро около Нусельского моста в 1972 году
Строительство метро около Нусельского моста в 1972 году

Первая испытательная поездка метро в Праге состоялась 6 мая 1971 года. Это было на экспериментальном участке в Качерове, связывавшем депо Качерова с железнодорожной станцией Прага-Крч. Он не был подземным. На нем были построены станции Мост, Лоука и Поле со служебными платформами.

Первая пара двухвагонных поездов чешского производства выехала 6 мая 1971 года. В то время уже было принято соглашение о поставке советских вагонов. Тестовую эксплуатацию остановило столкновение чешских поездов 12 января 1972 года. Из уцелевших вагонов был составлен новый поезд. Повторное разрешение на испытательные поездки было выдано 19 ноября 1973 года. На следующий день было торжественное открытие ветки с участием VIP особ. На этом экспериментальном участке стали испытывать отдельные вагоны и обучать машинистов и их помощников.

Первая поездка метро в тоннеле прошла за полгода до начала эксплуатации. Это было на станции Готтвальдов (Вышеград) в день открытых дверей. Презентация трехвагонных советских поездов проводилась при дневном свете с 8 до 16 часов 23-25 ноября 1973 года. Поезд стоял на рельсах в направлении центра. Один из вагонов был открыт для входа посетителей, а два других можно было рассматривать лишь снаружи.

В то время поезда еще не ездили с помощью собственной тяги. Упомянутый трехвагонный поезд накануне притащил к месту презентации локотрактор, не принадлежащий Транспортному предприятию Праги.

Пражское метроПражское метро

Директор Метростава приказал в ночь с 22 на 23 декабря 1973 года провести первую поездку технологического поезда между станциями Качеров и Пражского повстани. Поездкой руководил временный диспетчерский пункт на станции И.П.Павлова. Это была первая поездка на собственной тяге в тоннеле, где не действовали семафоры и система безопасности для поездов, поэтому максимальная скорость не должна была превышать 20 км/час. На каждой станции была разрешена остановка на 120 секунд. Сначала по рельсам проехал шаблон - вспомогательная путевая тележка с габаритными датчиками, которая проверила проходной профиль тоннеля.

После этой поездки напряжение на рельсы было подано, и эксплуатация метро в Праге стала реальностью. Последовали испытательные поездки по целой ветке, настройка связи поезда с диспетчерской службой, контроль подстанций выпрямителей тока. Установка кондиционирования воздуха еще не была запущена. Шаблон не смог проехать из-за неубранного строительного мусора на станции Соколовская (Флоренц).

Пражское метроПражское метро

Также были проверены мосты на маршруте. Метро должно было предоставить результаты первого нагрузочного испытания моста Клемента Готтвальда (Нусельский мост). Москва настаивала пустить по ветке советские метропоезда, которые были значительно тяжелее чешских. Из-за этого пришлось в конструкцию Нусельского моста добавить специальную стальную решетку.

В день открытия метро 9 мая 1974 года на первом участке линии «С» длиной чуть больше 7 км было 9 станций, с одной конечной станции до другой можно было доехать за полчаса. Поэтому сначала ему дали насмешливое прозвище «сантиметро», но оно вскоре исчезло, как только были добавлены новые участки. На торжественном открытии играла музыка Black Sabbath - для торжественного события Франтишек Ринго Чех перевел для Иржи Шелингера текст песни о метро легендарной английской рок-группы.

До 1990 года у станций были различные идеологические названия. В начале вход в метро осуществлялся через монетные турникеты, в 1985 году их заменили электронные, а еще через лет был принят временной тариф. В 2014 году пражскому метро исполняется 40 лет.

Пражскому метро 40 лет
Пражскому метро 40 лет
Пражское метро. Станция Флора
Станция Флора

К этому времени протяженность трех линий «A», «B» и «C» достигла 60 км, было построено 57 станций, за день метро перевозит более 1,6 млн. чел. Метро открыто с 4-5 часов утра до полуночи. В утренний час пик на И.П.Павлова в метро входит и выходит 21700 чел., Мустек - 55000 чел., Флоренц - 47200 чел., Дейвицкая - 30300 чел. В утренний час пик в пражском метро ездят 445 вагонов, а в выходные дни - 165.

В настоящее время готовится строительство ветки «D» от пл. Републики к большому жилому району Писнице (Pisnice) в южной части Праги.

Трамваи

Трамваи в Праге не только перевозят людей. И чего только не ездило по рельсам! Сейчас появилась новая звезда - смазывающий трамвай, который на определенные места рельсом впрыскивает смазку. Это должно снизить шум, износ колес и рельсов. А также обещают, что трамваи не будут скрипеть на поворотах.

Это далеко не первый специализированный трамвай. Когда легендарный трамвай мэра №200 сыграл главную роль в фильме «Сказка о старом трамвае» (Pohadka o stare tramvaji), его стали называть Терезкой. Трамвай, который первоначально считался парадным трамваем пражских мэров, киношники покрасили в синий цвет, а номер заменили солнышком.

Современный смазывающий трамвай
Современный смазывающий трамвай

Трамвай мэра
Трамвай мэра

Обзорный прогулочный трамвай. 1913
Обзорный прогулочный трамвай. 1913

Обзорный прогулочный трамвай. 19137
Обзорный прогулочный трамвай. 1913

Погребальный трамвай
Погребальный трамвай

Санитарный трамвай
Санитарный трамвай

Продающий билеты трамвай
Продающий билеты трамвай
Поливочный трамвай
Поливочный трамвай

После съемок Терезка начала возить детей. Маленькие пассажиры с воодушевлением ждали трамвай и очень любили на нем кататься. Для дошкольников вагон был оборудован еще одной особенностью - туалетом. На задней площадке стоял деревянный ящик с песком и двумя круглыми отверстиями. Это был единственный трамвай, в котором можно было сходить в туалет. Сейчас трамвай находится в Музее городского транспорта (Muzeum MHD).

В прошлом трамваи возили не только пассажиров. Настоящим раритетом был погребальный трамвай, который ездил в столице в 1917-1922 годах. Во время Первой мировой войны ездило много грузовых трамваев. Но золотой эрой специализированных трамваев был период между двумя мировыми войнами.

Ездило все, что угодно. Поливочные трамваи, трамваи, продающие билеты на поездку в трамвае. Раньше по столице ездили снегоочистители, которые были совсем не похожи на трамвай. При снятии плужного оборудования они служили для тяги грузовых прицепов.

В депо стояли и грузовые моторные вагоны, которые перевозили щебень, песок, уголь и продукты.

Важную роль играли трамваи, которые поливали или чистили рельсы. Существовали и санитарные вагоны, предназначенные для транспортировки раненых от санитарных поездов до больницы.

Автобусы

Автобусы начали ездить в Праге в начале 20 века. Первые из них ездили в 1908 году с Малостранской площади на Погоржелец. Из-за крутого подъема на этом маршруте автобусный транспорт потерпел неудачу. Прага вернулась к автобусам в 1925 году, когда 21 июня автобусы начали курсировать по первому регулярному маршруту с Чеховой площади до Забеглиц.

Автобус на топливе из древесного угля
Автобус на топливе из древесного угля

Автобус Laurin & Klement. 1925
Автобус Laurin & Klement. 1925

Торжественное открытие движения автобусов 20 июня 1925
Торжественное открытие движения автобусов 20 июня 1925

Автобус Praga NO с прицепом. 1927
Автобус Praga NO с прицепом. 1927

Автобус Tatra 24/58. 1937
Автобус Tatra 24/58. 1937
Автобус Skoda 706 RO. 1952
Skoda 706 RO. 1952

7 марта 1908 - начало пробных поездок по маршруту Малостранская площадь - Погоржелец. Позже маршрут был продлен через Карлов мост до Кржижовницкой площади.

17 ноября 1909 - Отмена маршрута.

21 июня 1925 - Начало эксплуатации на регулярном автобусном маршруте Чехова площадь - Забеглице.

1927 - Небольшая мощность повышена за счет использования автобусных прицепов.

1932 - Автобусы стали первым видом городского транспорта, работающим и ночью.

1935 - Первые автобусы с дизельным двигателем.

1948 - Действуют 15 автобусных маршрутов.

1951 - Транспортное предприятие закупило первые 15 автобусов «Шкода 706 РО» с кузовом без капота (trambus).

Октябрь 1965 - Первые трехдверные автобусы совершенно новой конструкции «Кароса ШМ-11».

16 января 1978 - Начали ездить сочлененные автобусы «Икарус» - обеспечивали транспорт в новые микрорайоны.

1981 - Транспортное предприятие начинает закупку автобусов «Кароса».

7 ноября 1994 - Введен в эксплуатацию первый автобус с низким полом.

20 октября 1995 - Первый автобус с низким полом «Кароса-Рено Сити Бус».

18 апреля 2003 - Первый маршрут, по которому ездят небольшие автобусы с низким полом - мидибусы.

2014 - У Транспортного предприятия 148 автобусных маршрутов, из них 15 ночных. Их общая длина 685,85 км.


гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты