главная страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты

Почти исчезнувшая Прага

Картезианский монастырь на Смихове

Как выглядел Смихов в 14 веке? С северной стороны под южным склоном Петршина теснились соломенные крыши и пузатая башня костела относительно крупного поселения Уезд. На противоположном берегу потока Мотол, впадающего в этих местах во Влтаву, располагался Черный вршек. Между ними, на обоих берегах простиралась и поднималась по направлению к деревне Коширже плодородная долина с небольшими лесами, пастбищами, полями, садами и виноградниками. Было здесь несколько мельниц, рыбацкие хижины и одинокие поместья.

Смихов. 1685
Мала Страна, Уезд и Смихов. 1685

Вацлав Гаек из Либочан утверждает, что там на каком-то холме вырос монументальный дуб Роговица, на котором по приказу князя Воена повесился коварный Вршовец Роговиц. Возможно это было какое-то пограничное или жертвенное языческое дерево. Поэтому Гаек пришел к выводу, что злые духи кружили около того дуба и смеялись над висельниками, и поэтому место стали называть Смихов. Это звучит довольно жутко, но это всего лишь байка.

Первую правдоподобную запись об этой территории мы находим в Збраславской хронике. Монах-летописец сообщает, что в 1297 году король Вацлав II в честь своей коронации выбрал ровную и красивую местность между возвышенностью Петршин и рекой Влтава, где на лугах выстроил очень длинный деревянный навес - летний дворец, богато украшенный флагами, гербами, лентами и цветами. За столами сидели приближенные дворяне и прелаты; официанты обслуживали их на конях.

Ян Люксембург
Ян Люксембург
Главным землевладельцем при устье Мотольского ручья во Влтаву позже упоминается некий Темлин (или даже Темплин) с Горы. В начале 1342 года нынешние смиховские земельные участки за Уездом при важной Збраславской дороге облюбовал сам король Ян Люксембург.

Ему тогда было сорок пять лет, он уже был слеп и только что потерял свою любимую дочь Маркету, герцогиню баварскую. Он раскаивался, что заставлял ее выйти замуж за польского короля Казимира. Несмотря на то, что Маркета была послушной дочерью, польский король вызывал в ней антипатию, и она не согласилась с браком, вопреки найстойчивому принуждению отца. В конце концов, ее хрупкое тело не выдержало постоянного стресса, она умерла до принудительной свадьбы.

Над ее могилой в Збраславе Ян раскаялся в своей прошлой разгульной жизни и публично поклялся, что намерен отныне вести только богобоязненный образ жизни. Ему оставалось немного - четыре года спустя он пал в знаменитой битве при Креси.

Король внес 400 коп пражских грошей и выкупил у Темлина с Горы участок с хозяйственными постройками и полями, садами, лугами и мельницами. Затем все это, в доказательство своего покаяния, он пожертвовал приору и двадцати четырем монахам картезианского ордена, которых пригласил, по-видимому, из австрийского Мауэрбаха. 1 февраля 1342 года король Ян Люксембург заверил своей печатью документ основания нового монастыря. Это был первый картезианский орден в Чехии. Со временем здесь вырос импозантный конвент Сад Девы Марии, важный духовный центр догуситской Чехии.

Орден картезианцев возник в Шартрёз недалеко от Гренобля. Отсюда и название - La Grande Chartreuse, лат. Cartusia. В 12 веке Бруно Кельнский объединил несколько аскетов в общину, которая была специфична тем, что каждый из них жил, медитировал и работал в полной тишине и одиночестве. Облачением служила белая ряса с заостренным капюшоном.

Уезд и Смихов. 1805
Уезд и Смихов. 1805

Центром стал костел, в который мирянам вход был запрещен. К костелу прилегал малый клуатр с жильем приора, залом капитула, трапезной и библиотекой. С этой частью был связан большой клуатр с крытой галереей вокруг довольно обширного двора. По его периметру стояли отдельные жилища, называемые «картоузы». Это были узкие деревянные, позже каменные двухэтажные домики. На первом этаже была мастерская, а второй этаж служил для проживания и изучения - нечто вроде домашней часовни. У домика был небольшой сад.

Монахи готовили себе еду из того, что вырастили в саду, или из того, что помощник-мирянин подал им через особое окошко в двери. Они были вегетарианцами. Занимались физическим трудом, молитвами, копированием книг, иллюстраций и переплетом книг. Собирались на вечерние и ночные богослужения, по воскресеньям и праздникам ужинали в трапезной.

Где располагался Сад Девы Марии?

Прага. Перекресток улиц Штефаниковой и Картоузской
Перекресток улиц Штефаниковой и Картоузской
Вероятно, великолепный готический храм Девы Марии стоял на месте перекрестка улиц Картоузской, Штефаниковой, В Ботанике и Матоушовой. Монастырь занимал территорию от южного края нынешней Арбесовой площади до южного края нынешней площади 14 октября. С запада был ограничен Збраславской дорогой (Штефаниковой улицей), а с востока берегом Влтавы. Широкое болотистое русло Мотола было естественной защитой монастыря от пришедших с юга.

Мотол теперь протекает по подземному коллектору, в который имеется один из служебных входов - люк с крышкой на площадке перед костелом св. Вацлава. Во Влтаву поток впадает между мостами Палацкого и Йирасковым.

В 1356 году, когда строительство Сада Девы Марии было завершено, письменные источники того времени называли архитектуру картоузы чудесной и передовой. Восхищение вызывали красочные храмовые окна, картины, статуи, мраморные надгробия.

Количество картезианских монахов было установлено двенадцать, как апостолов. Однако Пражская картоуза была так называемой двойной, поэтому в ней проживало двадцать четыре. Кроме них здесь жили прислуживающие братья миряне и донаты. Предполагается, что в момент наибольшего расцвета монастыря там находилось около сорока человек. Также в окрестностях поселились подданные крестьяне и ремесленники, обеспечивавшие хозяйственную деятельность общины. Из письменных источников известно о кузнеце, у которого была своя мастерская у оградительной стены.

В. Морштадт. Смихов в 1830 году
В. Морштадт. Смихов в 1830 году
Существенные территориальные изменения произошли в связи с грандиозным планом императора Карла IV построить Нове Место пражское. Была разработана новая концепция совместной обороны пражских городов.

Из нее ясно следует, что хребет Петршина может быть очень опасным, если враг расположится на нем с пращами и будет метать оттуда камни на Градчаны, Малу Страну и Пражский град. Поэтому Карл IV решил закрыть доступ к Петршину высокой оборонительной стеной. В 1360-1362 годах стена была построена и получила название Голодной. Стена протяженностью два километра начиналась на юге Кампы, проходила по селению Уезд, где над основной дорогой была построена квадратная башня с опускающейся решеткой - Картоузские ворота. Оттуда стена резко поднималась по боковому хребту Петршина. Ранее заросший густым лесом холм из стратегических соображений был лишен покрова на его южных солнечных склонах над Уездом, на месте нынешнего сада Кинских. Там были устроены виноградники.

Перегораживанием Уезда образовались два отдельных селения. Северная часть оказалась внутри пражских городских стен и стала предместьем Малой Страны. Вторая часть бывшего Уезда оставалась снаружи перед стенами, и правитель назначил ее служебным поселением картезианского монастыря. В селении был собственный рынок со старинным романским костелом св. Якуба, позже свв. Филипа и Якуба, стоявший на Арбесовой площади, который картезианские приоры перестроили в готическом стиле. Он стал приходским костелом для своих подданных, потому что в монастырский костел Девы Марии миряне в обычных условиях не имели доступа. Это новое поселение называлось V Zahradách - В Садах.

Костел свв. Филипа и Якуба на Смихове
Костел свв. Филипа и Якуба на Смихове
Прага. Голодная стена на Петршине и Уездские ворота
Голодная стена на Петршине и Уездские ворота

Со временем картезианцы обнаружили, что их поля несколько «заросшие», и они не в состоянии собственными силами их обрабатывать; но жаль было оставлять их под паром. Тогда, в 1386 году Приор Альбрехт выдал привилегию, в которой разделил территорию в форме длинной полосы между Влтавой и Збраславской дорогой, протянувшуюся от устья Мотолского потока до вышеградской переправы. Он разрезал эту полосу на 24 равных части по числу монахов в монастыре.

План Праги Губера 1796 года
Перспективный план Праги Губера 1796 года
Каждый хозяин заплатил 15 грошей за выкуп. На своей территории он должен был построить дом, повернутый фасадом к реке Влтава. Согласно картезианской модели, было создано 12 пар домов. Каждая эта пара была обязана иметь один общий подход к Влтаве, очищенный от зарослей. Также должен быть свободный доступ к домам от Збраславской дороги.

В обязанностях поселенцев было содержание моста через ров, в котором протекал Мотолский поток от Коширже. Его берега в нижнем течении были подняты искусственными насыпями для защиты от наводнений. Этот мостик обеспечивал им доступ к монастырской территории через калитку в садовой стене.

Однако ручей, который раньше был частью естественной защиты монастыря от неожиданных набегов грабителей, теперь оказался посреди населенного района. Приор приказал поселенцам на противоположном, южном конце поселка, у причала вышеградской переправы, выкопать искусственный ров, и пустить в него воду из Влтавы.

Таким образом, новая деревня, которую приор Альбрехт назвал Берег Девы Марии, простиралась между Мотолским потоком и вышеградской переправой. Была она в районе Подоли или Подскали, неизвестно.

Другим видом защиты от вторжения были заборы, плетеные из ивы, и сами густые заросли ивы. Вербы росли вдоль потока Мотол, и название поселения - Коширже, расположенного в его верхнем течении, подсказывает, что местные жители использовали гибкие прутья для изготовления корзин.

В земских записях в 1406 году оба селения - Заградка на севере и Берег Девы Марии на юге - названы Смихов Картоузский.

Гуситы атакуют Малу Страну
Гуситы атакуют Малу Страну
Неожиданный поворот судьбы постиг эту процветающую территорию 17 августа 1419 года. Почти сразу после того, как разнеслось известие о смерти короля Вацлава IV на своем Новом граде у Кунратице, около пяти часов дня неистовая толпа ворвалась с Малой Страны через Картоузские ворота, чтобы «взять правосудие в свои руки». Богатый картезианский монастырь раздражал своим тщеславием гуситских радикалов. Кроме того, было известно, что монахи резко выступали против Яна Гуса и отправили на церковный собор в Констанце показания не в его пользу. К пражским беднякам, возбужденным проповедью фанатичных священников, охотно присоединился сброд, жаждущий грабежей. Примечательно, что сразу после того, как толпе удалось сломать монастырские ворота, все бросились в подвалы и выпили запасы монастырского пива и вина. Затем, как говорит летописец:

«разъяренный народ проник в храм, повалил статуи, разбил алтари, выбросил останки святых, вскрывал гробницы и уничтожал надгробия. Завершив порчу, он взял все, что нашел: одежду, книги, еду и напитки. То, что не смогли съесть и выпить, бросили, растоптали и намеренно уничтожили».

Безвозвратно испорчена ценная библиотека с сотнями рукописей, в руины были превращены дома монахов, опустошены сады, виноградники и мельницы... К счастью, дальновидный Приор Маркварт заранее отправил редкие книги и церковные драгоценности в братские монастыри и надежным сторонникам в сельской местности. Часть этих чудесно иллюминированных рукописей из обширной библиотеки смиховской картоузы теперь хранится в Австрийской национальной библиотеке в Вене.

Картезианцы, испугавшиеся огромной толпы, побежали на хор в костеле. Там они были в конечном итоге пойманы. Поздно вечером, фанатичная толпа при свете факелов, грубо насмехаясь и избивая, тащила связанных монахов через Каменный мост (теперь Карлов). Это закончилось для картезианских монахов еще не самым худшим образом. Староместский бургомистр Ян Брадатый со своими помощниками встал на пути толпы и заявил, что виновных монахов посадит в тюрьму. Пьяная толпа приняла это предложение с ликованием. Отважный бургомистр спас картезианцев от возможной расправы и жестокой смерти. Украдкой, с вооруженным сопровождением отправил их в Седлецкий монастырь у Кутной Горы, где они нашли временное убежище. Позже они разошлись в разные места, некоторые - в картезианский монастырь в Гаминге (в современной Австрии). Именно там был найден устав смиховского монастыря. Хотя они надеялись, что однажды вернутся в Прагу, им это не удалось.

С монастырской историей связана также легенда о чудесной Тисмицкой Мадонне, красивой готической статуе в романской базилике недалеко от Чешского Брода.

Интерьер базилики в Тисмице
Интерьер базилики в Тисмице
Статуя Девы Марии в Тисмице. Фото Константин Гербеев
Статуя Девы Марии в Тисмице

Согласно преданию, это оригинальная статуя с алтаря картезианского костела Девы Марии на Смихове. Спасаясь, монахи взяли с собой эту деревянную статую. Когда они ночевали в приходе Тисмице, одному из них приснился сон, в котором святая повелела ему оставить статую в здешнем костеле. Он исполнил приказание, и это спасло жизнь его группе. Приходской священник поместил статую на главном алтаре. Тисмицкий костел с этого момента был под особой защитой. Его миновали и опустошающие гуситские войска, и и пожар, который шведы устроили в Тисмице во время Тридцатилетней войны. В 18 веке в Тисмисе стали стекаться паломники, которые просили помощи у чудотворной Мадонны, приносили богатые дары из серебра. Упадок наступил только во время правления просвещенного Иосифа II, приказавшего конфисковать и переплавить эти дары. Так закончились чудеса тисмицкой Мадонны.

К сожалению, смиховскому монастырю не повезло. В последующие дни после его ограбления кто-то устроил пожар на разрушенной территории. Двухдневный пожар завершил работу разрушения, и от гордого монастыря остались только обугленные руины. К 1420 году еще упоминается схватка у руин смиховского монастыря, когда венгерское подразделение Зикмунда поразило подразделение гуситских пражан. Сорок пражан были убиты, шестнадцать захвачены в плен и сожжены в лагере Зикмунда. Остальные, убегая через Влтаву, утонули в перегруженных лодках в бегах через Влтаву.

После окончания гуситских войн предпринимались попытки восстановить монастырь, но не было средств или доброй воли. Руины картоузы постепенно были разобраны на другие сооружения, поэтому до наших дней на поверхности земли не сохранилось ничего.
Otomar Dvořák, Josef Pepson Snětivý


главная страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты