гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты


Летна и окрестности

Инженер Франтишек Кржижик
Инженер Франтишек Кржижик
Один из важных холмов Праги, Летна, пережил в прошлом много прекрасного и печального.

Он прославился не только слетами общества «Сокол».

Инженер Франтишек Кржижик продемонстрировал здесь свой первый электрический трамвай, что оказалось убыточным, но очень важным событием - когда трамваи начали ездить по Праге, они не вызвали паники. Более того, люди перестали бояться той загадочной и невидимой силы, которая называется электричеством.

С трамваем Кржижика во время пробного пробега произошло ДТП. Лошадь, запряженная в повозку пекаря, испугалась и затащила на рельсы повозку, которая врезалась в трамвай. Изобретатель предложил булочнику, которому, видимо, принадлежали лошадь и телега, компенсацию в размере двадцати золотых, и на этом все закончилось. Пострадавших среди людей и лошадей не было.

Первая прогулка на трамвае
Кржижик предложил это мероприятие по случаю успешной Земской юбилейной выставки, проходившей с 15 мая по 18 октября 1891 года на Выставочном комплексе близ Стромовки.

Канатная дорога на Летну
Канатная дорога на Летну
Летенский тоннель
Летенский тоннель

Ему также помог город, устроивший на южной стороне Летенской равнины водную канатную дорогу, маршрут которой начинался в местах возле нынешнего Летенского тоннеля и куда конка возила любознательных жителей из разных уголков Праги.

С 31 мая того же года канатная дорога поднималась на склон холма к Летенскому замку, возле которого находилась посадочная станция Кржижикова трамвая, идущего в Стромовку.

Трамвай Кржижика
Трамвай Кржижика
Трамвайная линия Кржижика шла через Летну к Краловской оборе, так называемой Стромовке
Трамвайная линия Кржижика к Краловской оборе

Трамвай ехал со скоростью десять километров в час. 800-метровый маршрут проходил через часть Летенской равнины, а затем по улице Овенецкой до верхнего входа в Краловскую обору. В 1893 году маршрут был продлен еще на 600 метров по улице Над Краловской оборой до Летнего губернаторского дворца. По словам очевидцев, люди были не против, чтобы оттуда до Выставочного комплекса пришлось пройти немного по Стромовке. Работа этого первого, а в последующие годы и сезонного пражского трамвая Франтишека Кржижика завершилась лишь 15 августа 1900 года. За это время он перевез почти шестьсот тысяч пассажиров.

Трамвайная линия Кржижика шла через Летну к Краловской оборе, так называемой Стромовке

Самая большая дорожка в Европе
Летна была не только домом для самых известных тогда футбольных команд - «Славии», «Спарты» и пражского DFC (Немецкого футбольного клуба), но здесь было построено овальное поле с дорожкой длиной в 1000 метров. Ее ширина составляла 20 метров, что делало ее самой длинной в Европе. Ее зарубежные «коллеги» достигали максимум 666,66 метра.

Овал
Овал
Гигантский овал должен был служить для скачек, с легкоатлетической дорожкой внутри и трассой для велосипедного спорта и автоспорта снаружи. Работы над стадионом, который стали называть овалом, начались только в марте 1922 года из-за морозов, а первые соревнования состоялись 27 мая того же года. Это была конструкция, фундаментом которой служила железобетонная плита толщиной 8-9 см, опиравшаяся на гравийную подушку. Она была армирована восьмимиллиметровыми стержнями, расположенными крест-накрест друг над другом на расстоянии 50 см. Через каждые восемь метров плиту разделял компенсатор, заполненный картоном и покрытый древесным асфальтом. По внешнему периметру были бетонные ребра, чтобы участники не могли съехать с трассы на поворотах.

Отвод дождевой воды в канализацию обеспечивался бетонной канавкой, выкопанной по внутреннему периметру дорожки. Одна трибуна для зрителей стояла возле нынешней улицы Милады Гораковой, а другая, более узкая и крытая, была построена на противоположной стороне поля. Около этой дорожки уже находились рестораны, кафетерии и стоянки для экипажей и автомобилей.

В настоящее время на меньшей части этой дорожки расположены Министерство внутренних дел и гимназия Над Штолой, на большей проводились вышеупомянутые слеты «Сокола», и часть ее и немного вторгалась в Летенские сады.

Стадион, на котором соревновались даже страусы
Страус на соревнованиях
Страус на соревнованиях
Пражане гордились своим Овалом, на котором соревновались даже страусы. Овал был популярен.

Фирма Harley-Davidson использовала мототрассу на Летне для организации рекламного конкурса. Победителем стал тот, кто смог преодолеть наибольшую дистанцию с одним литром бензина. Выиграл юморист Здена Анчик, который хоть и не имел опыта вождения мотоцикла, но поскольку обещал опубликовать рекламу упомянутой компании в юмористическом журнале Trn, механики добавили ему еще пару литров топлива.

Братья Люмьер, первые предприниматели в киноиндустрии, позже купили фильм Кржиженецкого о вольтиже. Это акробатический способ прыжка на неоседланной лошади малостранских «Соколов» на Летне. Это был первый фильм, снятый в Праге или в Чехии, проданный за границу. Возможно, это произошло, потому что помимо белого коня, на которого поочередно запрыгивали «Соколы», камера запечатлела еще и возвышающийся на заднем плане Пражский Град.

Антонин Славичек. Летенские сады. 1907
Антонин Славичек. Летенские сады. 1907
Хотя знаменитый художник Антонин Славичек довольно часто жил и работал в деревне, он приезжал и в Прагу. Он любил гулять в Стромовке и близлежащей Летне

О создании своей знаменитой картины «Прага из Летны» он писал: «Я посидел некоторое время в ресторане «Летна», посмотрел на поток света и крыш, я вернулся домой, взял стремянку и краски и нарисовал первую, затем вторую и третью большую картину и через пять дней приступил к натяжке четырехметрового холста». В этот парк часто брал своего старшего сына Яна.

* * *

Но пражане все больше беспокоились, что потеряют этот исключительный Овал. Причиной было, что земля была взята в аренду у города, и договор аренды был заключен на короткий срок, а его продление не определено.

Город действительно решил снести стадион Летны к концу 1929 года, мотивируя это тем, что Летна не должна быть посвящена только спорту, «но должна обслуживать все население Праги».

Разрушение знаменитого Овала удалось отсрочить более чем на год, но весной 1931 года на Летну прибыла бригада землекопов, которая начала разрушать бетонную гоночную трассу взрывчаткой.

Спустя несколько недель от уникального в своем роде сооружения не осталось и следа. После этого здесь выступали только цирки и проводились прочие увеселительные заведения.
Stanislava Jarolímková

гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты