гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты

120 лет канатной дороге на Петршин

В 1891 году по случаю Юбилейной выставки столица чешского королевства Прага получила ряд новшеств, некоторые из них до сих пор служат пражанам и гостям города. Кроме выставочного комплекса в Голешовицах это электрический трамвай и обзорная башня на Петршине. 25 июля 1891 года прямо к завершающемуся строительству башни начала возить пассажиров и новая канатная дорога - лановка. Она заканчивалась у Голодной стены над Небозизком.

Канатная дорога на Петршин в Праге
Канатная дорога на Петршин
Канатная дорога на Петршин в Праге
Канатная дорога на Петршин

В наши дни туристы могут воспользоваться тремя лановками в Праге: на Петршине, на Смихове и в зоопарке. Наиболее популярная из них Петршинская, которая в эти дни (июль 2011 года) отмечает 120 лет со дня пуска в эксплуатацию. История самой старой и до сих пор работающей канатной дороги в Праге началась в 1891 году, когда на линию длиной 390 м выехал первый состав. У пражан появилась возможность удобно добраться до Петршинской обзорной башни. Лановка ежегодно перевозит около 1,8 млн. пассажиров, а за все время своего существования перевезла примерно 56 млн. человек. Она обеспечивает красивый вид на центр города и ускоряет путь от Уезда к башне на Петршине, Штефаниковой обсерватории и на Страгов.

Канатная дорога на Петршин в Праге
Канатная дорога на Петршин
Канатная дорога на Петршин в Праге
Канатная дорога на Петршин
Канатная дорога на Петршин в Праге
Канатная дорога на Петршин
Канатная дорога на Петршин в Праге
Канатная дорога на Петршин

Петршинская лановка работает круглый год за исключением регулярной весенней и осенней профилактики машинного зала. Непрерывная работа началась в 1985 году. Самая первая лановка приводилась в движение с помощью воды. Механики наполняли водой верхний вагон так, чтобы его вес превышал вес вагона с пассажирами, выезжавшего с нижней станции. Вода наливалась точно по меткам. Было нелегко наполнить вагон так, чтобы его вес превышал вес вагона с пассажирами, и при этом не было избыточного расхода воды. Поэтому персонал, обслуживающий нижний вагон, сообщал по телефону о его загруженности персоналу, обслуживающему верхний вагон. Бак наполнялся водой в соответствии с этой информацией. Зимой вода замерзала, что вызывало проблемы в работе лановки.

Особенностью Петршинской лановки была т.наз. Абтова система. Использовали зубчатую рейку Абта, которая удерживала вагон в случае самовольного спуска со склона. Позже эту систему заменил тормозящий трос - по этому принципу система безопасности работает и сейчас.

Канатная дорога на Петршин в Праге
Канатная дорога на Петршин
Канатная дорога на Петршин в Праге
Канатная дорога на Петршин
Канатная дорога на Петршин в Праге
Канатная дорога на Петршин
Канатная дорога на Петршин в Праге
Канатная дорога на Петршин

Лановка так работала до Первой мировой войны, и после нескольких попыток ее усовершенствовали в 1932 году и перевели на электрический привод. Появился новый машинный зал и была продлена сама трасса до 511 м. Лановка надежно служила до 1965 года, пока на Петршине не произошел сдвиг размокшего склона, разрушивший дорогу. Но удалось спасти первоначальное техническое оборудование, которое теперь является гордостью всей лановки. По утрам механики осматривают весь машинный зал и совершают пробную поездку.

* * *

В момент пуска в эксплуатацию Петршинская лановка не была первой канатной дорогой в Праге. 31 мая могла бы отмечать свое 120-летие короткая и более крутая лановка на Летну, которая даже была электрифицирована. Свою работу она прекратила в 1916 году, и спустя шесть лет была окончательно закрыта. До наших дней сохранились некоторые ее строительные части. Она была построена для Юбилейной выставки и вела от цепного моста императора Франца Иосифа (нынешний выход Летенского тоннеля) к ресторану в Летенских садах. Там ее продолжала Кржижикова электрическая дорога до Краловской оборы, которая также была создана для доставки посетителей славной выставки. Подвесная канатная дорога с сиденьями в Зоопарке облегчает посетителям подъем на верхнюю часть сада. Ее строительство продолжалось семь лет, и в 1977 году она была пущена в эксплуатацию. Но спустя год из-за технических недостатков ее использование прекратилось и было возобновлено в 1981 году. В настоящее время она работает с апреля по октябрь, ежедневно переправляет около 1400 человек. Согласно статистике Пражского управления транспортом в 2010 году за 211 дней она перевезла 299573 человек.

Канатная дорога на Петршин в Праге
Канатная дорога на Петршин
Канатная дорога на Петршин в Праге
Канатная дорога на Петршин

Петршинскую дорогу и лановку в Зоопарке обслуживает Пражское управление транспортом. Для проезда на Петршин действуют городские проездные документы, а в Зоопарке платят 20 крон в автомате.

Третья канатная дорога наземная, которая с 1996 года соединяет две части отеля Movenpick на Смихове. Людей перевозит кабина на 12 персон, которая при езде наклоняется так, чтобы под оставался горизонтальным. С нее можно увидеть виллу Карела Готта на Бертрамке и часть Смихова.

Рассматривается вопрос о канатной дороге из Подоли на Кавчи горы или из Радлиц на Девичий замок, а также о дороге на Витков или о связи Голешовиц с Троей.

По материалам Barbora Jelinkova


гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты