гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты
Жизнь в старой Праге

Карлов мост

До появления мостов реку пересекали броды. На важном пути от Пражского града к Староместской рыночной площади был брод у нынешнего Манесова моста в конце Капровой улицы, другие были прямо у Карлова моста, и у Стрелецкого острова.

Прага. Брод через ВлтавуПрага. Деревянный мост через Влтаву

Вместо бродов выросли мосты. Самый старый пражский мост пересекал Влтаву на дороге от Пражского града до Староместского рынка. Этот низкий деревянный мост стоял рядом с бродом. В 929 году он был разрушен потопом, и впоследствии ремонтировался снова и снова. От ледяных глыб и ливней его защищали решетки из дубовых стволов. В середине 12 века потоп уничтожил его окончательно.

Король Владислав II в 1158 году повелел построить на месте деревянного моста новый мост из камня. Говорят, что за строительством следила сама жена короля Юдита, поэтому мост был назван ее именем. Юдитин мост был для своего времени великолепной постройкой, гордостью пршемысловской Чехии. Он был длиной 514 метров, шириной 7 метров и имел 21 арочный пролет. Юдитин мост был вымощен булыжниками и кварцевыми валунами, залитыми раствором.

Ночью 3 февраля 1342 года во время огромного наводнения лед с деревом проломил несколько арочных пролетов, и две трети опор упали в воду. Это было тогда великое несчастье, которое считалось национальной катастрофой. Летописец Франтишек Пражский тогда писал: «как будто корона королевства упала, когда обрушился знаменитый мост. Появились большие трудности и опасности для лодочников, мучение для бедных людей, потому что прекратилось плавание».

Прага. Юдитин мост через Влтаву
Юдитин мост через Влтаву
Прага. Первая арка Юдитина моста в монастыре крестоносцев с красной звездой
Первая арка Юдитина моста

От Юдитина моста осталось всего несколько частей. Прежде всего, это арка, встроенная в здание монастыря крестоносцев; меньшие части были обнаружены в подвалах домов на левом берегу Влтавы. Из уцелевшей арки в 1840 году была перенесена стену набережной каменная голова Бородача. Ее можно увидеть в стене на Кржижовницкой площади возле памятника Карлу IV.

Прага. Бородач
Бородач
Эта голова долгое время служила пражанам в качестве важного знака: до тех пор, пока уровень реки не поднялся до его бороды, Старому Месту пражскому не угрожала опасность затопления. Считалось, что голова Бородача является образом строителя моста. Однако это не строитель, изначально это был даже не указатель надвигающегося наводнения. Бородач должен был просто защищать мост от несчастий. Подобные головы были на многих других мостах по всей Европе.

Прага. Рельеф в Малостранской мостовой Юдитиной башне
Рельеф в Малостранской башне
Еще один рельеф с Юдитина моста был перенесен в южную мостовую башню на малостранском берегу. На барельефе, вероятно, изображен король Владислав, основатель моста. Однако вполне возможно, что рельеф изначально был установлен прямо в башне.

Когда в 1941 году прорвало Гельмову плотину, над поверхностью воды обнажились остатки опор Юдитина моста, и поэтому мы точно знаем, где стоял тот знаменитый мост. Это было всего в нескольких метрах севернее нынешнего Карлова моста.

После наводнения 1342 года Юдитин мост оставался в руинах. Однако Прага - один из крупнейших городов Европы и важный торговый перекресток - не могла оставаться без моста. И вот 9 июля 1357 года сам император и король Карл IV положил закладной камень для нового моста. Мост сначала называли Каменным, затем Пражским, и только с 1780 года в честь его основателя - Карловым мостом.

День основания был выбран не случайным образом - его определило расположение звезд, согласно которому эта была необычайно счастливой. И поэтому известно точное время основания моста - в половине шестого утра.

Прага. Гороскоп начала строительства Карлова моста
Гороскоп начала строительства Карлова моста
Тем не менее, Карл IV не мог положить закладной камень, один, потому что это было огромное мельничное колесо. С фундаментами нового моста было много проблем. Мост располагался на твердой скале, уходящей ниже дна до девяти метров. Так глубоко строители не могли проникнуть. Поэтому они заложили фундаменты опор на решетках из дуба, на которых лежали жернова. Таким образом опоры были только два с половиной метра ниже уровня воды, на песчаных наносах, без закрепления в скале.

Строительством нового моста руководил Петр Парлерж. Король доверял ему, хотя это был первый мост Парлержа, которому в то время было всего двадцать четыре года.

Новый мост принес строителю много проблем, но он отлично справился со всеми. Пришлось обойти остатки Юдитина моста, которые торчали из воды около староместского берега, а кроме того на малостранском берегу стояла мостовая башня. Что с ней делать? Он использовал малостранскую мостовую башню в новом строительстве, а мост изогнул дугой. Таким образом, в свое время был создан совершенно уникальный мост на 16 опорах, длиной 516 метров, шириной почти десять метров. Влтаву он пересек примерно на пять метров выше по течению, от места, где стоял Юдитин мост.

Строительство было одним из самых дорогостоящих предприятий во всей средневековой Праге, и вся страна внесла свой вклад. Это было похоже на то, как много лет спустя собирали деньги для Национального театра.

Около 1370 года уже ездили по мосту.

Прага. Головы казненных на башне
Головы казненных на башне
По Карлову мосту действительно шествовала история чешской страны. Здесь проходили коронационные процессии чешских королей, а также их похорон. По Карлову мосту бежал после неудачной битвы на Белой горе Фридрих Фальцкий. Здесь со Староместской мостовой башни целых десять лет висели головы чешских панов, казненных в 1621 году на Староместской площади.

В 1412 году Ян Гус развесил на обеих мостовых башнях пылкий протест против продажи индульгенций. Здесь сражались гуситы с королевскими войсками, отсюда пытались проникнуть в Старе Место захватчики из Пассау, здесь против шведов сражались в рядах защитников Старого Места студенты во время Тридцатилетней войны. В 1848 году на мосту снова стояли баррикады, и их помогали строить студенты, на этот раз против пушек Альфреда Виндишгреца.

На выступе третьей южной опоры палач выполнял свою скорбную работу - здесь, по сути, было место казни. И оттуда же они также спускали в корзине или железной клетке в холодную воду Влтавы нечестных пекарей и ремесленников. Однако Карлов мост был не только кровавым местом многих сражений и столкновений; здесь проводились турниры и различные соревнования.

До 1816 года на мосту взимали пошлину. Брали за все: за вино, за лошадь, даже за невесту. На других пражских мостах собирали пошлину до 23 января 1925. Кто хотел на другой берег бесплатно, должен был идти через Карлов мост. На обоих концах каждого моста был домик для сборщика пошлины. Их называли лумирами и дятлами. Лумиры - по статуе Лумира скульптора Мыслбека, которая стояла на мосту Палацкого; в постаменте было помещение сборщика. И дятлы - по звуку крейцера, брошенного в чашу.

О Карловом мосту рассказывают также многочисленные легенды. Героем одной из них является даже Краконош, который, как говорят, искал дорогу к Староместской площади. Легенда о жителях Велвар повествует, что они привезли вареные яйца вместо сырых для раствора на строительство Карлова моста.

Прага. Крест с Распятием на Карловом мосту
Крест с Распятием на Карловом мосту
Новый мост долгое время был лишен декора, который так типичен для него сегодня. Статуи появились на нем намного позже. Сначала на мосту был возведен - по средневековому обычаю - крест с Распятием.

На Вратиславском проспекте 1562 года изображена единственная статуя: рыцарь на одиннадцатой опоре над Кампой. Позже его называли Брунцвик или Роланд, который был героем французской эпики.

Однако колонна с рыцарем означала не что иное, как подтверждение привилегий староместских горожан. Этих привилегий было предостаточно. Они включали право Старого Места на мост и плату за каждый товар, который перевозился по мосту. А также право наказывать молодых людей, которые ведут распущенный образ жизни, и взрослых, которые дают детям деньги без согласия родителей. В боях на Карловом мосту верхняя часть статуи Брунцвика была повреждена шведским пушечным ядром. Новая статуя 1884 года от первоначальной сильно отличается.

Карлов мост в Праге.Статуя Яна Непомуцкого
Статуя Яна Непомуцкого
Карлов мост в Праге. Брунцвик
Брунцвик
Карлов мост в Праге. Ян Матье, Феликс Валуа и турок
Ян Матье, Феликс Валуа и турок

После 1464 года в центре моста стоял конный памятник Иржи из Подебрад. В 1683 году на мосту появилась статуя Яна Непомуцкого, которую поддерживала контрреформация Габсбургов после битвы на Белой горе. Вскоре была возведена статуя св. Вацлава. До 1695 года к ним добавилась скульптура Пьеты работы Яна Брокоффа.

Прага. Малостранские башни Карлова моста
Малостранские мостовые башни
Основная часть барочного декора возникла в 1706-1714 годах, когда на мосту было установлено тридцать статуй и скульптурных групп. Большинство из них происходит из мастерских ведущих мастеров барокко - Матиаша Брауна, Яна Брокоффа и его сыновей Михала Яна и Фердинанда Максимилиана.

Наиболее художественно ценным и чисто барочным произведением искусства является скульптурная группа со св. Луитгардой - с левой стороны над Кампой. На той же стороне чуть дальше находится самая популярная скульптура Карлова моста. На ней изображены Ян Матье и Феликс Валуа, которые выкупали у турок захваченных христиан. Отсюда и турок, охраняющий пленных за решеткой.

Скульптурные работы на Карлов мост заказывали дворяне, церковь, городская администрация, университеты. Последняя скульптура появилась на мосту в 1928 году - статуя свв. Кирилла и Мефодия.

Оригиналы были постепенно заменены копиями: последний оригинал был заменен в 1978 году.

С обоих концов мост был укреплен готическими башнями. На малостранском конце нижняя башня слева является остатком укреплений Юдитина моста, высокая башня со времен Иржи из Подебрад. Староместская мостовая башня стоит на первой опоре моста. Ее восточный фасад имеет богатую скульптурную отделку и архитектурное членение. Над проездом находятся эмблемы земель империи Карла IV и изображения зимородка в венце из скрученного полотенца, который был символом Вацлава IV.

Карлов мост в Праге. Восточный фасад Староместской мостовой башни
Восточный фасад
Карлов мост в Праге. Западный фасад Староместской мостовой башни
Западный фасад
Карлов мост в Праге. Зимородок - символ Вацлава IV
Зимородок - символ Вацлава IV

На втором этаже находятся по бокам скульптуры Карла IV и Вацлава IV, а над ними покровители земли чешской, Войтех и Зикмунд. Под ними на изображении моста стоит св. Вит. Четыре горизонтальных карниза разбивают восточную стену на четыре зоны, сферы. Согласно средневековой концепции мироздания самая нижняя сфера - земная, над которой не поднимется ни пешеход, ни всадник на коне. Над земной зоной расположена лунная сфера, далее солнечная и выше всех звездная. Фасад также имеет дополнительную астрономическую символику.

Западный фасад, обращенный к Пражскому граду, значительно беднее. Богатое украшение со статуями было разрушено во время осады Праги в 1648 году. О катастрофе напоминает доска, расположенная под знаком города Праги.

В наше время случайно были обнаружены две загадочные надписи наверху под крышей башни. У обеих надписей есть одна замечательная особенность: читаете ли вы их спереди или сзади, они все равно звучат одинаково.

Это обычные средневековые заклинания. Многие в то время считали, что такие «магические ловушки» защитят постройку от вреда. Авторы средневековых магических надписей верили, что в них скрыта таинственная сила. Символом такой надписи было колесо и ветер, который перемещает его в ту или иную сторону - и именно в этой двусторонности движения была сила тайны заклинания.

Но надписи не очень помогли - даже Карлов мост не был избавлен от бедствия во время многочисленных наводнений. В первый раз это было сразу при строительстве моста, второй раз в 1432 году, когда длительные ливни подняли уровень до пресловутой головы Бородача, и вода разрушила мост в нескольких местах. Уже через четыре года на восстановленном мосту проходил впечатляющий рыцарский турнир, но в 1481 году мост снова был поврежден.

Прага. Наводнение 1890 года
Наводнение 1890 года
Прага. Наводнение 1890 года
Наводнение 1890 года

Из записей и гравюр известно о ряде других наводнений, которые сильно повредили мост. Последним из них был потоп 4 сентября 1890 года. Мост был разделен на две части, две опоры рухнули. Именно тогда августовские ливни заставили воду подняться на четыре метра выше нормального уровня. Скопившийся мусор снес сначала две арки моста, через четыре часа и третью. Вместе с ними в воду упали две скульптуры Брокоффа. Ремонт занял менее двух лет, и на этот раз новые опоры были закреплены в скальном основании. Самый крупный и тщательный ремонт моста был начат в 1966 году и длился десять лет.

Прага. Малостранские мостовые башни
Малостранские мостовые башни
Прага. Мостецкая улица из арки мостовой башни
Мостецкая улица с Карлова моста
Václav Cibula

гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты