гл.страница | легенды | мистика | старая прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|
Трамвай с регистрационным номером 152 курсировал по пражским рельсам от военных госпиталей до кладбищ Ольшаны и Винограды. Его называли «Черной Мэри». Он находился в эксплуатации менее двух лет: в конце Первой мировой войны и некоторое время после нее. Возможность перевозки похорон по городу на электрических трамваях рассматривалась мэрией еще до начала войны в связи со строительством новых городских кладбищ в Дяблице и Гостиварже. Стимулом послужило предложение члена городского совета Отто Славика от 1911 года о том, чтобы Пражское похоронное бюро совместно с Электропредприятиями начало заниматься перевозкой похорон по трамвайным путям. Поэтому в 1912 году Электропредприятия Праги изучали перевозки похорон электрическими трамваями заграницей. Специалисты по транспорту почерпнули много полезного в Милане, в Италии. Рельсы были проложены и между могилам В конце 19 века кладбища Чимитеро Монументале в Милане было уже недостаточно для города, поэтому было создано новое кладбище в деревне Мусокко, расположенной примерно в семи километрах к северо-западу от Милана. Оно было названо Чимитеро Маджоре, главным кладбищем, и на нем начали хоронить там в 1895 году. Было обеспечено необходимое транспортное сообщение - трамваи. В дополнение к перевозке скорбящих администрация Милана также ввела трамвайную перевозку умерших. Обычные катафалки доставляли гробы до станции рядом с Монументальным кладбищем, откуда похоронные трамвайные поезда доставляли их на кладбище в Мусокко. Рельсы были проложены и на территории кладбища между могилам.
В один поезд одновременно помещаются двое похорон. Моторный вагон был разделен на два купе, в каждом из которых было восемь мест для родственников покойного. Прицепные вагоны были модифицированы для перевозки двух гробов, над которыми оставалось место для хранения цветов и венков. Там же осталось место для купе священника. За ними следовали другие трамваи с остальными скорбящими, обычно два. Позже на месте бывшей таможни Порта-Романа (римские ворота) также была создана новая похоронная станция с залами ожидания для гостей, небольшим депо и мастерской по ремонту вагонов. В 1913 году в Милане уже насчитывалось восемь моторных и пять буксируемых трамваев-катафалков. Аналогичное похоронное трамвайное сообщение было введено французским городом Венсен недалеко от Парижа. Появились и мертвые Пражские Электропредприятия не хотели строить дорогие похоронные станции, как это было в Милане. Они не планировали никаких украшенных залов ожидания, а рассчитывали только на запасные пути прямо на улицах. Для первого этапа было выбрано восемь площадок в разных частях города. Но затем пуля из браунинга разорвала сонную артерию наследника престола в Сараево. В Европе вспыхнула война. Солдаты реквизировали лошадей, и пражскому транспорту вдруг были предъявлены совершенно другие требования - необходимо было восполнить нехватку конных экипажей. Пражские трамваи большой вместимости представляли собой идеальное решение в поиске способа транспортировки грузов.
Уголь, песок, гравий, продукты питания и коммунальные отходы начали перевозить по городу грузовыми трамваями. Восемнадцать трамваев скорой помощи подъезжали к вокзалам к санитарным поездам с фронта, а оттуда доставляли раненых солдат в госпитали. А позже начали транспортировку мертвых тел. Многие из тяжелораненых скончались в военных госпиталях. Они скапливались в переполненных моргах, потому что не было возможности отвозить гробы с умершими на кладбища: лошади тащили тяжелые орудия и боеприпасы на фронт... Поэтому в августе 1917 года пражский военный штаб обратился за помощью к Электропредприятиям, и Прага снова вернулась к идее похоронного трамвая. На этот раз, однако, не для гражданских, а для военных целей. Черный вагон, белый крест
В понедельник, 22 октября 1917 года в три часа пополудни первый пражский похоронный трамвай отправился в свое скорбное путешествие. Вагон с регистрационным номером 152, который до недавнего времени перевозил обычных пассажиров, был приспособлен для перевозки четырех гробов, погрузку которых обеспечивали военнослужащие. Он также получил новый облик, чтобы хоть в какой-то степени достойно соответствовать смерти. Трамвай был выкрашен глянцевым черным лаком, отдельные поверхности были окантованы декоративными белыми линиями. Борта были украшены изящными большими белыми крестами, вместо номера маршрута в фонаре на крыше светился маленький крест. Призрачный похоронный трамвай вскоре заслужил народный эпитет «Черная Мэри». «При первой пробной поездке из имперско-королевского гарнизонного госпиталя № 11 на Карловой площади в погребальном трамвае были перевезены два гроба с трупами военнослужащих на Ольшанское и на Виноградское кладбища», - сообщил военному командованию совет директоров Электропредприятий.
Тот факт, что трамвай городского транспорта превратился в гробовщика, никого не беспокоил. В то время у людей были другие заботы. Электропредприятия просто замещали определенные службы города во время Первой мировой войны. Позже трамваем управляли различные рабочие, обученные вождению трамвая, а также и катафалка. «Черная Мэри» перевозила мертвых на пражские кладбища менее двух лет, вплоть до 17 июня 1919 года. В последний путь с ней отправились в общей сложности 1042 погибших солдата. «Черная Мэри» отправилась в вечность Война закончилась, а вместе с ней, к счастью, и постоянный поток раненых и погибших. Похоронный трамвай днем был свободен.
Гробы с трупами с административной точки зрения считались грузом. В новых условиях все, кто интересовался грузовыми перевозками на трамваях, постепенно расторгали контракты, в конце концов потеряв интерес к услугам Электропредприятий. Перевозка покойников (или других грузов) просто не окупалась. И вот вагон с регистрационным номером 152 в 1922 году был реконструирован обратно для перевозки пассажиров. Кто знает, думал ли кто-нибудь из них когда-нибудь, что они едут на работу или на отдых в трамвае, который несколько лет назад возил гробы с покойниками на кладбище… В 1933 году к изношенному вагону спереди был прикреплен крюк, и он функционировал как маневровая машина в мастерских завода «Рустонка». Три года спустя трамвай был окончательно выведен из эксплуатации. «Черная Мэри» ушла навсегда. Трамвайный цех «Черная Мэри» была не единственным исключением. В прошлом в Праге было несколько менее распространенных типов трамваев, и они есть и сегодня. Между двумя мировыми войнами по путям ходили не только грузовые, санитарные и похоронные трамваи, но и передвижные кассы для продажи трамвайных билетов, летом поливочные вагоны, а зимой снегоочистители, которые после снятия щита/отвала использовались для буксировки грузовых прицепных вагонов. В настоящее время транспортные предприятия Праги располагают в общей сложности четырнадцатью типами трамваев для пассажиров, одним типом экскурсионных трамваев, двумя двусторонними маневровыми вагонами, измерительным, смазочным и поливочным вагоном, несколькими типами учебных вагонов, а также несколькими погрузочно-разгрузочными вагонами, которые приспособлены к снегоуборочным щитам/отвалам. Monika Kuncová |
гл.страница | легенды | мистика | старая прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|