гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | Контакты |
---|
Те двое были похоронены, с крепко связанными руками вместе с ногами, а их тела еще были придавлены камнями. Женщине на всякий случай отрубили голову, повернув ее лицом к земле. «Это была злая колдунья! А он был горбун, беда нам…» - разнеслось по испуганной толпе на похоронах.
Смерть колдуньи, которой уже добрая тысяча лет, не была легкой. Несмотря на то, что пршемысловский князь Борживой I установил христианство в Чехии уже в 9 веке, еще десятки лет после этого люди верили в черную магию. Так была похоронена в саду Люмбе около Манежа (Jizdarna) Пражского града женщина, у которой нашли мешочки с зубами нескольких людей. Их посчитали магическим средством, из чего можно предположить, что покойная проводила колдовские обряды. Вероятно они были успешные, и ее ближние не пожелали встреч с колдуньей после ее смерти. Они позаботились об этом - ноги придавили камнем, голову отделили от тела и повернули лицом вниз. Подобным образом закончилась и жизнь старого мужчины с сильно деформированным позвоночником. Его скелет был обнаружен под южным крылом Манежа, тоже придавленный камнями - при нем также был мешочек с зубами. Их было 34, и они принадлежали одному человеку. В челюстях взрослого человека обычно 32 зуба, а в данном случае был избыток зубов. Оба захоронения были произведены в 10 веке, поблизости от христианского кафедрального собора.
Она тоже из периода раннего христианства, и ее история, наверно, очень ужасна. Тот ребенок был ее жертвой или потомком, пострадавшим за «чудеса» матери? Это мы уже не узнаем… Христианство великолепно разобралось со многими мертвыми. Вечная жизнь на небесах - заманчивая награда. Как поступить, когда мертвый бродит прямо по Вацлавской площади? «В 1540 году от Рождества Христова одна женщина на Новом Месте пражском с Конского рынка ночью, когда спала, была задушена своим умиравшим мужем и похоронена 16 числа мая месяца», - пишет в произведении «Зеркало Чехии и Моравии» ренессансный автор Бартоломей Папроцкий из Глогол. Его суеверие соответствует тому времени. Люди верили, что покойник, который при жизни совершал плохие поступки или покончил жизнь самоубийством, не найдет покоя в могиле и будет демоном возвращаться в мир живых. То же относилось и к жертвам насилия, которые умерли трагической и мучительной смертью. Такие беспокойные души в позднем средневековье стали называть вампирами. Происхождение слова в старых славянских языках и означает оно нечто вроде: дух, демон, колдунья. В оживающих мертвых люди верили задолго до того, как появилось это слово. Христианство не смогло полностью выкорчевать эти поверья. Мертвый, не вставай, а лежи! Живые защищались, как могли, чтобы умершие не возвращались. «Опасных» покойников хоронили на животе со связанными конечностями и на всякий случай придавленными камнями, чтобы они не могли встать и навредить. Нашлись и отделенные ноги или черепа, а также черепа с вывернутой нижней челюстью, иногда с набитым землей ртом. Действенной защитой считались замки, прикрепленные на большой палец умершего. А некоторым протыкали сердце гвоздем или колом. Высшим неуважением при похоронах можно считать погребение женщины из Лохениц (теперь это часть города Градец Кралове). Ее скелет в положении на животе был прибит гвоздями к бревну на дне могилы. Кладбища обычно не вызывают в людях радость даже в ясный день. Когда же стемнеет, по кладбищу лучше ходить осторожно и вести себя почтительно. Мертвые не прощают обид. Вот несколько таинственных историй из садов тишины. Скелеты в них следуют за давно умершими священниками в напрасном пути за спасением души, а каменные статуи надгробий оживают, чтобы напомнить возгордившимся живым, что их время убывает. Отправимся за легендами с пражских кладбищ. Но будьте осторожны, чтобы не побеспокоить спящих вечным сном. Они не любят шумных посетителей. В этом убедилась и одна слишком гордая пражская дворянка…
Однажды богатая, красивая, но надменная пани Терезия темной ночью возвращалась с пышного бала мимо Малостранского кладбища. Светила луна, и красивое надгробие епископа возвышалось в ее свете в центре кладбища. Выпившая на балу дворянка приказала кучеру остановить коней: «Слезайте, Франц, и помогите несчастному старому Туну перевернуть страницу в Библии, чтобы ему не приходилось читать одно и то же!» Испуганный слуга решительно отказался. Но если строптивая пани что-то вбила себе в голову, то стояла на своем. Наконец, отправилась к памятнику сама. По мере приближения ее шаги становились все нерешительнее. Каменный епископ вдруг стал в лунном свете выглядеть как живой. И еще бронзовая страница в книге перелистнулась… Гордая дама дошла до него, хотя и дрожа от страха. Решилась за его плечом заглянуть в Библию - и в ужасе убежала с кладбища. Епископ молился за нее, и это был реквием - молитва за умерших. Не прошло и недели, как пани Терезию похоронили. Но и после смерти она не обрела покой. «Могильный холм, у которого теснятся кусты черной бузины, где вечным сном должна спать Терезия, развалился», - пишет поэтесса Эва Врхлицкая. Избалованная дама, говорят, и сейчас бродит по неухоженному Малостранскому кладбищу и тщетно ищет вечного упокоения. Если поедете ночью на трамвае от Андела в Коширже, на остановке У Троицы посмотрите влево - кладбище хоть и закрыто для посещения, памятник епископа на нем все еще выделяется. Возможно, заметите и бледную тень несчастной дворянки.
Сад мертвых в центре Старого Места пражского зарастает травой. Ветви деревьев склоняются к могилам, как волосы горюющих женщин, а их корни скользят по могильным стелам из мрамора и песчаника, которые постепенно углубляются в землю. Надгробия покосились от времени, на многих уже нет надписей, которые стер ветер и дождь. Никто уже не сможет уточнить, когда на этом Старом еврейском кладбище был похоронен первый усопший и сколько человек нашли здесь последний покой. Но известно, что один из погребенных каждую ночь покидает свою могилу… Этот молодой человек родился в еврейском гетто, и в гетто встретил свою первую любовь. Юноша обладал талантом к учебе и музыке, и со временем его сердцем завладел Бог христиан. Он стал капелланом у св. Вита. Когда пришло время смерти, он захотел, чтобы его тело покоилось на еврейском кладбище, в священной земле предков, рядом с могилой девушки, которую он когда-то любил. Мудрые руководители еврейской общины исполнили его просьбу.
Ни разу этот беспокойный умерший не проспал, не забыл, приходит к Влтаве и во время весенних дождей, и в грозы жарким летом, и в холодные зимние туманы. Скелет его перевозит на малостранский берег, и отступник спешит наверх, к святовитскому храму, чтобы успеть к полуночи. Там садится за орган и играет, а его молчаливый перевозчик нажимает на мехи. Когда пробьет час ночи, органист со своим грозным спутником возвращаются к Влтаве. Скелет отвозит капеллана на противоположный берег и исчезает в темноте. Музыкант печально возвращается в могилу, чтобы встать следующей ночью и своим покаянным пением безуспешно просить у Бога прощения. И у современных могил есть свои истории. «Сон матери», одно из роскошнейших надгробий на Ольшанском кладбище, принадлежит семье судебного советника Алоиза Грдлички.
В 1900 году в усыпальницу был помещен Еник Грдличка, единственный сын пана судебного советника. Ему всего было 21 год, он служил солдатом. Однажды ночью маме Яна приснился страшный сон - ее любимый сын был ранен в голову и истекал кровью, пока не умер. Спустя два дня по почте поступило страшное сообщение: молодой человек покончил жизнь самоубийством. Не пал смертью храбрых в бою, а застрелился из-за проигрыша в карты. Необычное надгробие с выразительным сюжетом породило много легенд, которые потеснили реальность. В действительности Ян Грдличка был студентом второго курса имперско-королевской Дипломатической академии в Вене, основанной Марией Терезией в 1754 году для обучения дипломатов Габсбургской монархии. Это образовательное учреждение с богатой историей, одна из первых дипломатических школ в Европе. Легенда о военном возникла, вероятно, из-за униформы, в которой изображен Ян. Сейчас носят форму преимущественно служащие армии и учреждений, связанных с безопасностью. Однако во времена Яна Грдлички студенты и государственные служащие тоже носили соответствующую униформу. Традицию цивильных униформ отменила Первая республика. Это касалось и дипломатов. Ян, согласно официальному заключению о смерти, скончался 25 мая 1900 года от воспаления легких. В то время это было частой причиной смерти, и молодых людей тоже. Ничто не говорит о самоубийстве.
В документах Ольшанского кладбища приведены имена похороненных в этой могиле № VI-6b: Ян Грдличка, Алоиз Грдличка, Индржишка Грдличкова - безвременно скончавшийся сын, отец и мать. Имеется примечание, что кроме них никого в эту могилу больше не хоронить. Еще более печальную историю скрывает мраморная плита, вмурованная в стену в 1861 году. Она сообщает прохожим, что на этом месте спят вечным сном четыре ребенка: Августин, Вацлав, Мария и Антонин Циммерман. Их общие мучения достигли стали непереносимы осенью упомянутого года, когда одинокого рабочего с Жижкова Августина вместе с детьми выселили из дома. Он не смог содержать семью. Приближалась зима… Смерть представлялась несчастному отцу единственной возможностью избежать страданий в жизни. Он убил сначала своих любимых детей, а потом и себя. |
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | Контакты |
---|