гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты

Легенды пражских кладбищ

Те двое были похоронены, с крепко связанными руками вместе с ногами, а их тела еще были придавлены камнями. Женщине на всякий случай отрубили голову, повернув ее лицом к земле. «Это была злая колдунья! А он был горбун, беда нам…» - разнеслось по испуганной толпе на похоронах.

Сады около Манежа Пражского града
Сады около Манежа Пражского града
Это было на самом деле. В наше время археологи обнаружили, что в средние века некоторых людей клали в могилу в неестественных позах. Это было неуважительное погребение. Об этом говорят неохотно, особенно если такое захоронение обнаружено на Пражском граде.

Смерть колдуньи, которой уже добрая тысяча лет, не была легкой.

Несмотря на то, что пршемысловский князь Борживой I установил христианство в Чехии уже в 9 веке, еще десятки лет после этого люди верили в черную магию. Так была похоронена в саду Люмбе около Манежа (Jizdarna) Пражского града женщина, у которой нашли мешочки с зубами нескольких людей. Их посчитали магическим средством, из чего можно предположить, что покойная проводила колдовские обряды. Вероятно они были успешные, и ее ближние не пожелали встреч с колдуньей после ее смерти. Они позаботились об этом - ноги придавили камнем, голову отделили от тела и повернули лицом вниз.

Подобным образом закончилась и жизнь старого мужчины с сильно деформированным позвоночником. Его скелет был обнаружен под южным крылом Манежа, тоже придавленный камнями - при нем также был мешочек с зубами. Их было 34, и они принадлежали одному человеку. В челюстях взрослого человека обычно 32 зуба, а в данном случае был избыток зубов. Оба захоронения были произведены в 10 веке, поблизости от христианского кафедрального собора.

Лоретанская площадь
Лоретанская площадь
Следующую могилу с жуткой историей археологи нашли под мощением Лоретанской площади. В 1934 году здесь вскрыли могилу женщины с маленьким ребенком. Она лежала, скрюченная до неудобной позы, ноги придавлены камнями, руки связаны за спиной. Ее скелет был обгорелый.

Она тоже из периода раннего христианства, и ее история, наверно, очень ужасна. Тот ребенок был ее жертвой или потомком, пострадавшим за «чудеса» матери? Это мы уже не узнаем…

* * *

Христианство великолепно разобралось со многими мертвыми. Вечная жизнь на небесах - заманчивая награда. Как поступить, когда мертвый бродит прямо по Вацлавской площади?

«В 1540 году от Рождества Христова одна женщина на Новом Месте пражском с Конского рынка ночью, когда спала, была задушена своим умиравшим мужем и похоронена 16 числа мая месяца», - пишет в произведении «Зеркало Чехии и Моравии» ренессансный автор Бартоломей Папроцкий из Глогол. Его суеверие соответствует тому времени.

Люди верили, что покойник, который при жизни совершал плохие поступки или покончил жизнь самоубийством, не найдет покоя в могиле и будет демоном возвращаться в мир живых. То же относилось и к жертвам насилия, которые умерли трагической и мучительной смертью.

Такие беспокойные души в позднем средневековье стали называть вампирами. Происхождение слова в старых славянских языках и означает оно нечто вроде: дух, демон, колдунья.

В оживающих мертвых люди верили задолго до того, как появилось это слово. Христианство не смогло полностью выкорчевать эти поверья. Мертвый, не вставай, а лежи!

Живые защищались, как могли, чтобы умершие не возвращались. «Опасных» покойников хоронили на животе со связанными конечностями и на всякий случай придавленными камнями, чтобы они не могли встать и навредить. Нашлись и отделенные ноги или черепа, а также черепа с вывернутой нижней челюстью, иногда с набитым землей ртом. Действенной защитой считались замки, прикрепленные на большой палец умершего. А некоторым протыкали сердце гвоздем или колом.

Высшим неуважением при похоронах можно считать погребение женщины из Лохениц (теперь это часть города Градец Кралове). Ее скелет в положении на животе был прибит гвоздями к бревну на дне могилы. Кладбища обычно не вызывают в людях радость даже в ясный день. Когда же стемнеет, по кладбищу лучше ходить осторожно и вести себя почтительно. Мертвые не прощают обид.

Вот несколько таинственных историй из садов тишины. Скелеты в них следуют за давно умершими священниками в напрасном пути за спасением души, а каменные статуи надгробий оживают, чтобы напомнить возгордившимся живым, что их время убывает.

* * *

Отправимся за легендами с пражских кладбищ. Но будьте осторожны, чтобы не побеспокоить спящих вечным сном. Они не любят шумных посетителей. В этом убедилась и одна слишком гордая пражская дворянка…

Надгробие епископа Тун-Гогенштейна на Малостранском кладбище в Праге
Надгробие епископа Тун-Гогенштейна
Один из великолепнейших и красивейших памятников на Малостранском кладбище епископу Леопольду Тун-Гогенштейну. Его исполнил в начале 19 века скульптор Вацлав Прахнер. Епископ изображен коленопреклоненным и задумавшимся над открытой Библией.

Однажды богатая, красивая, но надменная пани Терезия темной ночью возвращалась с пышного бала мимо Малостранского кладбища. Светила луна, и красивое надгробие епископа возвышалось в ее свете в центре кладбища. Выпившая на балу дворянка приказала кучеру остановить коней: «Слезайте, Франц, и помогите несчастному старому Туну перевернуть страницу в Библии, чтобы ему не приходилось читать одно и то же!» Испуганный слуга решительно отказался.

Но если строптивая пани что-то вбила себе в голову, то стояла на своем. Наконец, отправилась к памятнику сама. По мере приближения ее шаги становились все нерешительнее. Каменный епископ вдруг стал в лунном свете выглядеть как живой. И еще бронзовая страница в книге перелистнулась… Гордая дама дошла до него, хотя и дрожа от страха. Решилась за его плечом заглянуть в Библию - и в ужасе убежала с кладбища. Епископ молился за нее, и это был реквием - молитва за умерших.

Не прошло и недели, как пани Терезию похоронили. Но и после смерти она не обрела покой. «Могильный холм, у которого теснятся кусты черной бузины, где вечным сном должна спать Терезия, развалился», - пишет поэтесса Эва Врхлицкая. Избалованная дама, говорят, и сейчас бродит по неухоженному Малостранскому кладбищу и тщетно ищет вечного упокоения. Если поедете ночью на трамвае от Андела в Коширже, на остановке У Троицы посмотрите влево - кладбище хоть и закрыто для посещения, памятник епископа на нем все еще выделяется. Возможно, заметите и бледную тень несчастной дворянки.

* * *

Надгробие на могиле святой девочки на Малостранском кладбище в Праге
Надгробие на могиле святой девочки
Если же попадете на Малостранское кладбище, то увидите там трогательную детскую могилу. На каменном ложе покоится милая девочка. Ее зовут Аничка, и со дня ее трагической смерти в 1851 году дети приносят к ее могиле цветы, игрушки, картинки. За это святая девочка исполняет их желания.

* * *

Сад мертвых в центре Старого Места пражского зарастает травой. Ветви деревьев склоняются к могилам, как волосы горюющих женщин, а их корни скользят по могильным стелам из мрамора и песчаника, которые постепенно углубляются в землю. Надгробия покосились от времени, на многих уже нет надписей, которые стер ветер и дождь. Никто уже не сможет уточнить, когда на этом Старом еврейском кладбище был похоронен первый усопший и сколько человек нашли здесь последний покой. Но известно, что один из погребенных каждую ночь покидает свою могилу…

Этот молодой человек родился в еврейском гетто, и в гетто встретил свою первую любовь. Юноша обладал талантом к учебе и музыке, и со временем его сердцем завладел Бог христиан. Он стал капелланом у св. Вита. Когда пришло время смерти, он захотел, чтобы его тело покоилось на еврейском кладбище, в священной земле предков, рядом с могилой девушки, которую он когда-то любил. Мудрые руководители еврейской общины исполнили его просьбу.

Старое еврейское кладбище в Праге
Старое еврейское кладбище
Но строгий христианский Бог не понял отступника, и несчастный капеллан после смерти не достиг покоя. Согласно легенде, каждую ночь с ударом 11 часов он встает и торопится к Влтаве, где его ждет скелет в лодке.

Ни разу этот беспокойный умерший не проспал, не забыл, приходит к Влтаве и во время весенних дождей, и в грозы жарким летом, и в холодные зимние туманы. Скелет его перевозит на малостранский берег, и отступник спешит наверх, к святовитскому храму, чтобы успеть к полуночи. Там садится за орган и играет, а его молчаливый перевозчик нажимает на мехи. Когда пробьет час ночи, органист со своим грозным спутником возвращаются к Влтаве. Скелет отвозит капеллана на противоположный берег и исчезает в темноте. Музыкант печально возвращается в могилу, чтобы встать следующей ночью и своим покаянным пением безуспешно просить у Бога прощения.

* * *

И у современных могил есть свои истории. Одно из роскошнейших надгробий на Ольшанском кладбище принадлежит семье судебного советника Алоиза Грдлички. Трогательная скульптура из белого мрамора изображает вещий сон отчаявшейся матери - ее сын умирает, раненный на поле боя. В 1900 году в усыпальницу был помещен Еник Грдличка, единственный сын пана судебного советника. Ему всего было 21 год, он служил солдатом. Однажды ночью маме Яна приснился страшный сон - ее любимый сын был ранен в голову и истекал кровью, пока не умер. Спустя два дня по почте поступило страшное сообщение: молодой человек покончил жизнь самоубийством. Не пал смертью храбрых в бою, а застрелился из-за проигрыша в карты.

Еще более печальную историю скрывает мраморная плита, вмурованная в стену в 1861 году. Она сообщает прохожим, что на этом месте спят вечным сном четыре ребенка: Августин, Вацлав, Мария и Антонин Циммерман. Их общие мучения достигли стали непереносимы осенью упомянутого года, когда одинокого рабочего с Жижкова Августина вместе с детьми выселили из дома. Он не смог содержать семью. Приближалась зима… Смерть представлялась несчастному отцу единственной возможностью избежать страданий в жизни. Он убил сначала своих любимых детей, а потом и себя.


гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты