гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты

Конец существования Голема

Спустя годы отношения между евреями и христианами в Праге улучшились, никто больше не распространял наветов об употреблении христианской крови во время еврейских обрядов, и Голем уже не был нужен.

Тогда раввин сказал Голему:
- Сегодня. Йозеф, ты будешь спать не чердаке Староновой синагоги, а не на своей скамье в моем доме.

Затем послал синагогального служку Абрахама Хаима за своим зятем и бывшим учеником, с которыми некогда слепил Голема.

- Вы присутствовали при рождении Голема, - сказал раввин, когда они явились, - нужно, чтобы вы были и при его конце. Теперь мы в его услугах уже не нуждаемся. А потому во втором часу по полуночи мы сойдемся в моем доме и совместно отзовем из жизни, что сами к жизни призвали.

Вечером Голем послушно отправился на чердак Староновой синагоги и лег там спать. Окно кабинета в доме раввина светилось до глубокой ночи. На еврейской ратуше пробил второй час нового дня. Только тогда из дома раввина крадучись выскользнули три фигуры - высокий раввин Лёв, его зять и его ученик. Ночь была такая же темная, как в тот раз, когда они слепили Голема. Возникновение и завершение жизни Голема должно было произойти под покровом темноты, дабы их деяние сохранилось в тайне.

Поднялись на чердак Староновой синагоги. Ученик нес зажженный каганец, слабый отсвет которого робко касался балок. Огляделись вокруг, озирая небольшое залитое желтым светом пространство, и лишь посередине чердака обнаружили груду старых, полуистлевших храмовых облачений и древнееврейских книг. В течение столетий их сносили сюда синагогальные служки. Голем улегся на эту кучу и спал крепким сном.

- Когда мы хотели пробудить Голема к жизни, - сказал раввин, - мы стояли у его ног, лицом к голове. Ныне мы возвращаем его земле, из которой он вышел. А потому встанем за его головой, лицом к ногам. И втроем произнесем в обратном порядке фразу о сотворении человека.

Высокий раввин вместе с зятем и учеником стали за головой Голема и медленно в обратном порядке произнесли фразу о стотворении человека. При этих словах грудь Голема вздымалась все медленней и медленней, казалось, у него пропадает дыхание. Раввин склонился над ним и вынул из-под его языка шем. В этот момент Голем перестал дышать и был похож на человека, которого покинула жизнь.

Теперь раввин семь раз обошел Голема в обратном направлении, в обратном порядке повторяя известное изречение. После чего семь раз обошел лежащего Голема ученик раввина и под конец зять, который представлял стихию огня.

Ученик, обходя Голема, отозвал стихию воды, и големова кожа стала серой и коричневатой, как сухая глина; зять отозвал стихию огня, и Голем стал хрупким и начал крошиться. Он стал тем. чем был до того, как раввин Лёв вызвал его к жизни, дабы он защищал еврейскую общину.

Так снова превратился в глину тот, кому было нетрудно достать что угодно, лежащее хоть на десять локтей под землей или возносящееся хоть на десять локтей над землей, и кому никто не мог воспрепятствовать в исполнении полученных от высокого раввина Лёва приказов. Глиняную фигуру, все еще напоминающую Голема, раздели и прикрыли остатками старых синагогальных облачений и обрывками древнееврейских книг. Снятую с Голема одежду на следующий день раввин отдал служке Абрахаму, приказав тайно ее сжечь.

Жителям еврейского города было объявлено, что Йозеф ночью ушел, не оставив никаких следов, а во всех синагогах раввин Лёв велел возвестить, что с этой минуты никто не смеет ступить на чердак Староновой синагоги. Он опасался, как бы кто-нибудь не захотел оживить Голема, причинив тем самым вред и себе, и всем обитателям еврейского гетто.

Эдуард Петишка «Голем»
Перевод с чешского В. Каменской и О. Малевича



гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты