гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты

Раввин Лёв лепит Голема

Рассказывают, будто в древние времена четверо ученых евреев ступили в райские кущи, куда обыкновенным смертным вход был заповедан. Первый постиг райские тайны и умер. Второй постиг райские тайны и сошел с ума. Третий отпал от веры отцов, ибо ему недостало сил постичь эти тайны. И только четвертый мудрец, ученый раввин Акива, прошел через райские кущи, и ничего с ним не случилось. Только он вернулся к людям.

О высоком раввине Лёве тоже говорили, будто он прошел через райские кущи, как ученый Акива, и вернулся к людям, обогатившись постижением тайн. Поэтому в трудные минуты евреи доверяли ему, считая его своим заступником.

Когда вновь поднялись волны ненависти против евреев, они ждали от раввина защиты: - Каждую ночь кто-нибудь может принести в гетто мертвого человека и обвинить нас в убийстве. Все еще хватает людей, готовых верить слухам, будто нам для обрядов нужна христианская кровь.

Высокий раввин выслушал руководителей общины, задумчиво кивая головой.

- Меня это тоже беспокоит, - сказал он, - но не бойтесь, обещаю скоро вам помочь.
Старейшины ушли, а раввин Лёв долго, до самой ночи молился, чтобы его посетил сон. из которого он почерпнет добрый совет.

Потом лег в постель и, едва закрыв глаза, заснул. Во сне ему явилась надпись: Слепи из глины Голема - фигуру, подобную человеку. Голем поможет вам справиться с недругами.

На следующее утро, проснувшись, раввин сразу же велел позвать зятя и одного из учеников.

- Я позвал вас, - обратился к ним раввин, - поскольку нынешней ночью получил приказание с неба, слепить из глины фигуру, подобную человеку, - Голема. Для этого необходимы четыре стихии: земля, вода, огонь и воздух. Я ощущаю в себе могучую силу воздуха, ты, мой зять, будешь представлять воду. Четвертую стихию, землю, мы найдем на соответствующем месте. А теперь разойдемся и в течение семи дней будем сосредоточенно готовить свой дух и мысль, чтобы задуманное нами удалось.

Создание Голема Семь дней готовились раввин Лёв, его зять и его ученик к удивительному свершению, на седьмой день по обычаю предков они выкупались в еврейской бане, оделись во все белое и с молитвой на устах пустились в путь за пределы города. Пробил четвертый час по полуночи, в эту пору тьма густа, как перед сотворением мира. За городом, на берегу Влтавы они нашли место, где было много влажной глины, принесенной течением с гор, и еще никем не тронутой. Раввин Лёв с зятем и учеником зажгли факел и долго молились, повторяя псалмы.

Из податливой глины слепили фигуру человека в три локтя длиной, положили ее наземь и осторожными движениями пальцев обозначили рот, нос, глаза и уши, придали лицу человеческие ноги и руки, и кисти рук с пальцами. И вот наконец перед ними лежала фигура Голема, похожая на человека, спящего на спине.

- Ты представляешь стихию огня, - сказал раввин Лёв зятю, - обойди вокруг лежащего Голема семь раз, повторяя изречение, которое я для тебя сочинил.

Зять раввина начал ходить вокруг Голема. звонким голосом повторяя изречение. Обошел первый круг - толем обсох, а когда обошел в третий раз, от Голема уже исходило тепло, когда же он заканчивал седьмой круг, от Голема исходил жар, он накалился докрасна, как железо на кузнечном горне.

Затем раввин велел своему ученику, который представлял стихию воды, тоже семь раз обойти вокруг лежащего Голема, повторяя изречение.

Ученик исполнил его волю. При первом же круге красный отсвет Големова тела погас, после третьего круга с его поверхности поднялось облачко пара, тело увлажнилось, во время последующих кругов на пальцах выросли ногти, голову покрыли волосы, кожа обрела тускловатый человеческий оттенок. Фигурой и всем внешним видом Голем походил на тридцатилетнего мужчину.

Потом семь раз обошел вокруг Голема сам раввин Лёв. После седьмого круга он раскрыл гол ему рот и положил ему под язык шем, пергаментный листок с тайной колдовской запиской.

Под конец раввин, его зять и ученик поклонились на все четыре стороны света и хором произнесли:
- Господь сотворил человека из земной глины и вдохнул в его лицо дыхание жизни.

После этих слов в глине, из которой был сотворен Голем, пробудилась жизнь: огонь, вода и воздух разбудили Голема. Он вздохнул, открыл глаза и с удивлением стал рассматривал тех, кто вызвал его к жизни.

- Встань, - приказал раввин Лёв.
И Голем поднялся с земли, как поднимаются люди после долгого сна, распрямился и встал перед своими создателями.

Оставалось лишь одеть Голема. У них была взята с собой одежда, какую носили служки в синагоге. Они натянули ее на Голема, словно тот был человеком. Показали ему, как надевают башмаки, и Голем обулся. Теперь он и одеждой был похож на остальных людей. Только одного ему не доставало. Человеческой речи. Голем был немой. Тайну, как наделить его даром речи, небо оставило при себе, не сообщило высокому раввину Лёву. Для целей, ради которых Голема создали, ему не нужна была речь. Он должен только слышать и выполнять приказания.
Начинало светать, заря окрасила гладь Влтавы и глиняное ложе, с которого поднялся Голем. Пора было возвращаться в город.

По дороге раввин говорил Голему:
- Мы слепили тебя из глины и вдохнули в тебя жизнь, чтобы ты защищал евреев от преследования иноверцев. Нарекаю тебя именем Йозеф. Будешь жить в моем доме и выполнять мои приказания. Сделаешь все, что я велю, даже если я пошлю тебя в огонь или прикажу броситься с башни, или отправлю в морские глубины.

Голем кивнул в знак согласия. Он слышал, понимал, но языком не владел.

В ту ночь вышли из еврейского города трое мужчин, а вернулись четверо. Жена раввина встала, чтобы посмотреть, кого муж привел в дом. Раввин не мог поведать ей правду. А потому сказал:

- Я встретил этого немого беднягу на улице и пожалел. Дам ему работу, пусть будет служкой в синагоге, а спать может у нас. Но запомни: никогда не используй его для домашних работ. Ибо сказано: посудой, предназначенной для священных целей, не пользуйся для дел повседневных.

Жена раввина пообещала все выполнить, и Голем получил в их доме свой угол, где обычно сидел, опустив голову в ладони, и ждал приказаний.

Эдуард Петишка «Голем»
Перевод с чешского В. Каменской и О. Малевича



гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты