На пути Зеленых мужей

Перечень зеленых мужей
В этом списке зеленые мужчины, которые мне известны. Действительное количество может быть во много раз больше.
  1. Эркер Каролинума. Часовня Каролинума напротив Сословного театра появилась, вероятно, одновременно со строительством актового зала в 1383-86 гг. Зеленый муж, вместе с другими примечательными персонажами, особенно красивым Диким мужчиной, находится прямо над вашей головой в верхней части полигональной опоры эркера.

  2. Первый этаж Каролинума.Пересечение сводов в зале, направленном к костелу св. Гавела. Это нетипичный Зеленый муж, потому что приглушена маска из листьев. Он близок зеленому солнцу растительности, индивидуальность, сокращенная до возгласа, но все еще за орнаментом чувствуется жизнь. Глаза пронзительные, рот открыт, он что-то сообщает или кричит на неслышимой нам частоте. Он так же близок к летучим мышам и совам, как к и нам. Уже шесть веков он что-то настойчиво сообщает.

    Стилизованный кричащий Зеленый муж. Фото Вацлава Цилека
    Стилизованный кричащий Зеленый муж
    Зеленый муж с аркады Тынской школы, окружен 7 дубовыми листами. Фото Вацлава Цилека
    Зеленый муж с аркады Тынской школы

  3. Аркада Тынской школы на Староместской площади, čp. 604/I. Зеленый муж находится на замковом камне пересечения сводов раннеготической аркады когда 13 века, но сам он может представлять более поздний элемент, дополненный при перестройках. Это один из красивейших чешских зеленых мужей. Из стилизованной маски лица с полуоткрытым ртом и раскосыми глазами Голема вырастает семь дубовых ветвей, которые по спирали окружают голову Зеленого мужа, и композиция производит впечатление вращающегося колеса со скрытым сиянием. Три листа вырастают прямо из уст. По краям круга заметны три желудя, размещенных на равном расстоянии и создающие интересную треугольную композицию. Этот Зеленый муж деликатный, он не вызывает страх, а скорее уважение, в нем какое-то спокойное движение, свое сообщение он не кричит, а шепчет, будто шевелит листьями.

  4. Первый этаж дома «У Каменного колокола» čp. 605/I. Торс Зеленого мужа находится в часовне на замковом камне пересечения готических сводов по соседству с символическими фресками (св. Якуб), комплекс был создан вскоре после 1310 года. Реконструированный образ этого Зеленого мужа хранится в экспозиции Музея города Прага. Маска лица первоначально была позолоченной, что опять вызывает представление света, изливаемого вуалью растительности. Зеленый муж не является простым изображением солнца, так излюбленного на барочных фасадах, он содержит что-то зеленое и растительное, он связан с излучением, но оно не ослепительное; духовно это безусловно солнечный свет. В часовне есть голова - вероятно, Луны, обросшая ветвями, которые сейчас сильно обломаны.

  5. Пражский град, кафедральный собор: внешняя архитектура кафедрального собора св. Вита как лес, в котором скрывается не одно каменное создание. Двое зеленых мужчин периода Моккера согнулись в углу левой стороны портала храма, возможно, как гротескный портрет кого-нибудь из каменщиков в противовес портрету строителя под розеткой. На угловой консоли часовни св. Вацлава Зеленый муж с широким носом и морщинами на лбу смотрит внутрь и наружу. С соседней консоли смотрит угрюмый мужчина с острыми ушами, можно сказать, Дьявол, но вероятнее, гном, житель глубин. На восточном замковом камне охватывающего свода аванзала Южных ворот находятся замковые камни с вращающимися листьями и желудями в виде кельтского трикветра. Другое необычное создание с кудрявыми волосами и закрытыми глазами поселилось на Большой башне, на консоли около Рудольфова окна. Самый крупный Зеленый муж с большим носом и устами с легкой улыбкой занял неприметное место на внешнем пилоне опорной системы. Всего на кафедральном соборе как-будто восемь. Пани Фишер обнаружила две очень хорошо исполненные маски из листьев на верхней части колокола Зикмунд (Томаш Ярош 1549) над рельефом «Убийство младенцев».

    Прага. Костел св. Вита. Фото Вацлава Цилека
    Прага. Костел св. Вита
    Прага. Костел св. Вита. Фото Вацлава Цилека
    Прага. Костел св. Вита


  6. Пороховая башня,оба угла в направлении Целетной улицы под профилированным ребром на высоте около 4 м расположены сильно индивидуализированные два Зеленых мужа, неизвестной даты, вероятно после 1457 года, когда башня была полностью реконструирована. Обоих трудно рассмотреть, потому что мешает окружающее освещение. Это говорящие камни. Один молодой, другой старый. Думаю, что они могли бы выражать весеннюю и осеннюю растительность, рождение и смерть короля.

    У старого мужа, с правой стороны, если мы выходим из города, резко вырезанные черты, впалые глаза, плоский нос, морщинистое лицо. Он многое повидал. На лбу у него из своеобразной полуарки крестообразно вырастает ветвящийся побег. Неизвестно, что он означает, но точно, что играет не просто декоративную роль. Такой четырехлистный побег на лбу есть на одном из самых старых европейских изображений растительного бога на каменной колонне св. Гоара в немецком Пфальцфельде 5 века до н.э.!

    Зеленый муж на углу Пороховой башни. Фото Вацлава Цилека
    Зеленый муж на углу Пороховой башни
    Зеленый муж на углу Пороховой башни. Фото Вацлава Цилека
    Зеленый муж на углу Пороховой башни

    Молодой муж поврежден, у него другое выражение лица, в котором больше силы. Морщин нет. Листья, которые пробиваются из его лица, имеют форму оленьего языка и производят впечатление движения, будто против него дует ветер. Удивительная пара.

  7. Кршивоклат, передняя королевской часовни с левой стороны при входе в зал примерно 1499-1516 гг. Стилизованная голова Зеленого мужа, несколько лишенная индивидуального выражения и скорее приближающаяся к растительному декору. Вероятно, обратим внимание на интерьер часовни, а не на то, что внутри сакрального пространства Зеленый муж (как всегда, немного в стороне). Не смотря на свое отчужденность, он входит в состав нашего сакрального мира. Подобно тому, как на Пороховой башне Зеленые мужчины помещены внутри крепостных стен. Это наш «человек», о чем мы знали с самого начала.

  8. Горшовский Тын, епископский замок, интерьер часовни Пресвятой Троицы около 1260-1270 гг., простой стилизованный Зеленый муж, а над ним выразительный дубовый декор на замке свода часовни, которая считается одним из красивейших сакральных помещений Чехии, куда долетел легкий, приветливый дух французской готики. Здесь такое же чувство, как и в Кршивоклате, что важен интерьер в целом. Зеленый муж является только частью того мира, но если о нем забудем, то потеряем нечто важное.

  9. Нимбург, костел св.Илии 80-летний пан Ян Голеш рассказал мне о замке в своде нефа, через который 14 августа 1634 года в костел проникли Саксонцы и поубивали скрывавшихся здесь горожан. Речь идет о северном боковом входе примерно с 1500 года, который постоянно закрыт в память об этом печальном событии. На замковом камне изображен очень интересный, слегка грозный зеленый муж, которого здесь называют Злым мужем и связывают его с саксонским убийством. У него хмурый лоб, узкие глаза, плоский нос и широкая борода. Из его рта растут три ветви, каждая из которых несет два треугольных листа. Двойные веточки вырастают у него также изо лба. Один из листов повернут, будто резчик уже знал перспективу. Зеленый муж сегодня покрашен в красный цвет. Вероятно, перекрашен позже под цвет готических ребер.

  10. Кутна гора, внутренний двор Влашского двора, Зеленый муж и растительный декор под полигональным пилоном часовни св. Вацлава и Владислава с периода около 1400 года. Зеленый муж нетипичный, скорее это ухмыляющаяся маска, ему не хватает серьезности, которую каменщик Моккера постарался придать на внешнем фасаде западной стены храма св. Варвары.

    Кутна Гора. Влашский двор. Фото Вацлава Цилека
    Кутна Гора. Влашский двор
    Пражский лапидариум. Маска с нижней части консоли Пороховой башни. 15 век. Фото Галины Пунтусовой
    Маска с нижней части консоли Пороховой башни


  11. Пражский лапидариум. Здесь 4 зеленых мужа, или масок из листьев.
    • Голова высотой примерно 10 см на фрагменте наличника с консолью, из песчаника, после 1630 года. Голова очень маленькая, скорее, маска, у нее большой кривой нос, она не слишком впечатляет, это скорее мотив.

    • Зеленый муж с консоли бывшего костела св. Якуба в Стодулках (снесен в 1901 г.), 2-я половина 14 века. Имеет противовес-дополнение в подобной консоли, где тоже маска с острыми ушами.

    • Очень красивый, выразительный Зеленый муж, снова в виде какой-то удивленной маски на нижней части консоли Пороховой башни конца 15 века. Г. Символический Кроцинов фонтан на нижней части центральной группы стихий окаймлен очень декоративными растительными мужчинами, близкими исходным изображениям, но кроме того в них что-то от Помоны и вакхического рога изобилия (который, особенно в Англии, часто сопровождал зеленых мужей).

  12. Костел св. Микулаша (1396) в Чечовицах Прекрасный зеленый муж, кроме того на крыше костела в каменную колонну воткнуто старинное, почти не ржавое железное кольцо неизвестной функции.

  13. Лапидариум под костелом в Велеграде схематический романский каменный муж с первой половины 13 века

  14. Пересечение сводов костела в Добрши у Стракониц готический зеленый муж, окруженный коричневыми звездами. Второй зеленый муж находится в том же костеле в приятном обществе фантастических существ и животных на северной стороне нефа под консолью.

  15. Доминиканский монастырь в Чешских Будейовицах Цветной, как говорится, «показательный», хорошо сохранившийся зеленый муж. У него дикое, ошеломленное выражение лица, листья растут из его бороды. Он на консоли северного нефа монастырского костела Жертвоприношения Девы Марии напротив входа из коридора монастыря.

  16. Малостранская мостовая башня со стороны моста. В центре готической башни есть окошко, над ним горизонтальный карниз, со львом посередине, а на обеих сторонах два маскарона - самая левая маска - зеленый муж. Следующие головы на углу башни под крышей.

  17. Болетице, костел св. Микулаша - медведь, изо рта которого вырастают листья, и два типичных зеленых мужа. Значимый романский и готический костел в лесу, который и сегодня мог бы стать убежищем шумавского Зеленого мужа. Третьим зеленым мужем может быть голова серьезного мужчины с бородой, у которого на голове еще одна, меньшая голова. Декор ризницы сравнивают с крумловской, поленской и черницкой ризницами.

  18. Монастырь в Дольних Коуницах около Брно - два сторожевых изысканных зеленых мужа у входа. В часовне св. Яна Крестителя находятся баран, лев, далее два лица молодых женщин с дубовыми листьями в волосах (вероятно, вакханки) и на западной угловой консоли Зеленый муж с пронзительным взглядом и орнаментом на лбу.

  19. Яхимов, ренессансный портал дома čp 145 в верхней части площади Републики, по обеим сторонам окна над входом на круглых дисках маски из листьев, подобные зеленым мужчинам.

  20. Фюрстенбергский сад под Пражским градом - Ренессансная или барочная лиственная голова, из которой льется вода в малую чашу, имеет следы индивидуальности, но без ветвей в устах. Следующий «зеленый человек» на ограде сада. Подобные головы есть на Поющем фонтане у Бельведера.

  21. Монастырь в Осеке: готический замковый камень свода коридора с головой мужа, окруженного ветвями

  22. Стары Пльзенец, костел Рождества Девы Марии (около 1350 г., первоначально романский). Внутри костела с одной стороны красивые готические фрески, с другой - интересные головы - Тройное лицо, мифический кабан - а также типичный зеленый муж.

  23. Пльзень: в городе на нескольких местах встретим ренессансные цветочные маски, используемые как орнамент без более глубокого значения. Наиболее выразительные по обеим сторонам от входа дома «У Белого льва».

  24. Брунталь: на решетке над входом в костел два стилизованных зеленых железных мужа. Барочное кузнечное ремесло консервативно и связано с ренессансным ремеслом больше, чем это требуется в живописи или скульптуре. Поэтому и на барочных решетках часто встречаем лиственные маски, дельфинов, диких мужчин, негров или индейцев и др. мотивы.
    Для барочно декорированных решеток в ренессансном восприятии типичными являются дельфины, фантастические рыбы, маковые головки (Страгов, часовня св. Норберта) и разные маскароны. Например, близко к зеленым мужчинам стоит декор боковых часовен костела крестоносцев с Красной звездой (Кржижовников) на конце Карлова моста. Здесь надо обратить внимание на скульптуру на правом боковом алтаре, которую вырезал Бржетислав Кафка, основатель направления экспериментальной психологии.

  25. Брно: дом панов из Липы, кариатиды, балкончики с рядами масок - лев, дикарь и лиственная маска. Типичные зеленый муж в Брно не был найден.

  26. Градец Кралове - кафедральный храм св. Духа (интерьер 1307-1339) внутри населен четырьмя головами, у двух из которых из углов рта вырастают ветви, а также со стороны южного входа т.н. Королевского аванзала, одним классическим зеленым мужем с острым носом, непривычной для Чехии гарпии справа от входа (1360, мастерская Парлержа). Над входом тимпан с двумя готическими секторами и четырехлистником. Головы внутри сектора близки к орнаментальному зеленому мужу, но более интересная кричащая голова посреди четырехлистника, которая своим настойчивым выражением подобна голове внутри пражского Каролинума. Костел несколько раз реготизирован, так что этот типичный зеленый муж, возможно, завершен в 19 веке. Интересна голова в главном нефе, у которой хоть и ветви в уголках рта, но окружена она не листьями, а каплями, а к тому еще у нее андрогинные глаза.

    Градец Кралове. Типичный Зеленый муж на левой консоли. Фото Вацлава Цилека
    Костел в Градце Кралове. Типичный Зеленый муж
    на левой консоли
    Литомержице. Повторное использование Зеленого мужа для фонтана. Фото Вацлава Цилека
    Литомержице. Повторное использование
    Зеленого мужа для фонтана

  27. Литомержице, фонтан у винного завода - маска использована вторично, первая исходит из готического костела. В музее Литомержиц хранится деревянная облицовка ратуши из Роудницы над Лабем, здесь много стилизованных, симметрично расположенных зеленых мужей, используемых в качестве орнамента.

  28. Зноймо, костел св. Микулаша: типичный готический зеленый муж выступает с левой стороны триумфальной арки. На правой стороне ситуация менее ясна, потому что лиственная маска производит впечатление, что частично прикрыта штукатуркой, поэтому не видны ветви в устах.

  29. Замок в Градце над Моравици: на входных новоготических воротах два замечательных, серьезных, но приятных зеленых мужа, которые выступают с одной стороны, как дубовый хозяин леса, а с другой - как винный Дионис с трилистником на лбу. Буйный лиственный декор типичен для всех новоготических замков.

  30. Кратохвиле у Нетовиц: в невероятно спокойной атмосфере большой ренессансной водной виллы водная поверхность бросает отблески на прекрасный лепной декор. В рабочем помещении Петра Вока четыре лиственные маски солидного, благородного вида, непривычного для ренессансного декора. Также и в других интерьерах, приписываемых Петру Воку, находятся философские, герметические и, возможно, алхимические символы. Далее уже менее выразительные лиственные маски в других помещения.

    Кратохвиле. Ренессансный Зеленый муж в Золотом зале. Фото Вацлава Цилека
    Кратохвиле. Ренессансный Зеленый муж
    Кратохвиле. Фреска на внутренней стороне ограждающей стены. Фото Вацлава Цилека
    Кратохвиле. Фреска на ограждающей стене


  31. Следующие находки: Следующие, уже более поздние, сильно стилизованные зеленые мужчины находятся на дверях в Гусовой улице, на ковке над дверьми в Мишеньской улице у Карлова моста. Доказательство, что символ не исчез из всеобщего подсознания, подает дом в стиле классицизма на ул. Коменского в Терезине, на его лепке выступают зеленые мужчины, изготовленные по товарной форме. Около 1890 года зеленые мужи довольно часто встречаются на историзированной мебели или как лиственные маски на домах (Просецкая улица внизу у Лабутинки, Прага 8). Головы девушек вырастают из лиственной основы на фасаде школы (конец 19 века) на Угольном рынке в Праге. В замке Кратохвиле ренессансный зеленый муж изображен на ножке стола в Золотом зале, появляется и на кафельных плитках, например, в музее замка Ойбина, в котором в свое время хранились чешские коронационные регалии. Также спинки ренессансных или барочных стульев часто выполнены в форме лиственной маски.

    Терезин, ул. Коменского. Фото Вацлава Цилека
    Терезин, ул. Коменского
    Звиков. Спинка стула. Фото Вацлава Цилека
    Звиков. Спинка стула
Václav Cílek



гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты