На пути Зеленых мужей

Уникальность готического Зеленого мужа
Древние люди были окружены лесом в той мере, которую уже трудно представить, боялись его, использовали его и населяли его существами, которые еще недавно жили в памяти шумавских дровосеков или брдских угольщиков. Что могли изображать люди, окруженные растительностью, а на камнях или земле так трудно рисовать? Всякого бога леса или растительного демона можем рассматривать как прообраз зеленого мужа, но все равно в некоторых романских и многих готических зеленых мужчинах есть что-то еще, чего нет на более ранних или более поздних изображениях.

Пасов. Один из мощных Зеленых мужей поздней готики в Центральной Европе. Фото Вацлава Цилека
Один из мощных Зеленых мужей поздней готики
в Центральной Европе
Самый благородный Зеленый муж из Дольних Коуниц с частично отколотыми веточками у рта. Фото Вацлава Цилека
Самый благородный Зеленый муж из Дольних Коуниц
с частично отколотыми веточками у рта
Зеленый муж с венком и растениями на лбу. Барселона, библиотека. Фото Вацлава Цилека
Зеленый муж с венком и растениями на лбу.
Барселона, библиотека
Старый Пльзенец. Глаза утратили цвет, производят впечатление сонных, будто он мотрит внутрь себя. Однако, большинство окрашенных Зеленых мужей смотрит широко открытыми глазами наружу, на нас. Фото Вацлава Цилека
Глаза утратили цвет, производят впечатление сонных, будто
он смотрит внутрь себя. Однако, большинство окрашенных
Зеленых мужей смотрит на нас широко открытыми глазами

Одна из моих попыток с феноменом зеленых мужчин касалась сравнения шумавского леса с готическими мадоннами из лесных деревушек, окруженных тем же густым лесом, как Плана, Горни Влтавице, Збытины или Моурженец.

Южно-чешские мадонны не имеют - кроме дерева, из которого изготовлены - ничего из леса, а в лесу нет ничего общего с мадоннами. Они дополняют друг друга. Зеленый муж не доброжелательный, а мадонны не бывают дикарками. В окружении дикой лесной красоты требуется культивированная доброжелательность. В цивилизованной среде нас больше привлекает дикость природной глуши. Вероятно, поэтому в период преклонения перед исчезающей, ранее враждебной чащей или последними волками опять появляются зеленые мужчины. Готический зеленый муж уникален именно той счастливой точкой пересечения социальной среды красивой архитектуры с колонизацией сильной, но уже не демонической природы.

Можно ожидать, что около Зеленого мужа, которые во время двух-трех веков во всей Европе изображался подобным образом, существовала незаписанная устная традиция. Emile Male в книге «The Gothic Image» (1913, 1961) задается вопросом, как возможно, что долгое время трех королей изображали спящими в одной постели под одним одеялом, когда ангелы сообщили им, что не нужно возвращаться к Ироду. К этому обычному изображению не сохранилось никаких объяснений, осталась только картина.

Václav Cílek



гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты