На пути Зеленых мужей

Внешность Зеленого мужа
Готический Зеленый муж, подобный льву, с обращенными вверх глазами. Барселона. Фото Вацлава Цилека
Готический Зеленый муж, подобный льву, с обращенными
вверх глазами. Барселона
Его сосед, с полными щеками, подобный Луне или Солнцу. Барселона. Фото Вацлава Цилека
Его сосед, с полными щеками, подобный Луне или Солнцу. Барселона. Подобный мотив есть на храме св.Вита в Праге

Существует много изображений Зеленых мужей, однако буду заниматься только одним типом: зеленый муж, у которого из уголков рта растут ветви. Листья и сила листьев - слова Зеленого мужа, который не говорит человеческим языком, потому что у него свой, дочеловеческий язык. Старое византийское изображение зеленого мужчины из Археологического музея в Стамбуле, представляет сущность, ощутимо близкую зеленым мужчинам западно-европейских кафедральных соборов, но без ветвей. Нельзя о них не упомянуть.

У некоторых зеленых мужей европейской готики позже устранены ветви, чтобы они не выглядели так варварски. Отделение от дерева одновременно делает их культурнее и ослабляет их силу. Почти все зеленые мужчины имеют нимб из листьев. Поскольку сохраняется первоначальная полихромия, часто встречаем комбинацию зеленого и золотого цвета, т.е. зеленого света от кипариса. Следующие цвета, присутствующие на первоначальной полихромии - коричневый и красный (например, в монастыре в Осеке) и желтый цвет глаз. Большинство ренессансных и более поздних зеленых мужчин (также l'homme vert, der gruner Mensch) является всего лишь маской из листьев (le masque feuillu, la tete de feuilles, le feuillu, Blattmaske, leafy mask) т.е. с изогнутым листом или листвой, чаще аканта, из центра которого появляется лицо обычного маскарона.

Зеленый муж часто находится в каком-нибудь укромном уголке внутри костела или кафедрального храма, и следовательно, принадлежит Богу, не демон, но держится подальше от главного алтаря, а иногда предпочитает внешний лес фиал. Тогда он колеблется между святостью и несвятостью, как, например, конь или собака. Тогда уже действительно все зависит, как в суфийских притчах, от обстоятельств.

На некоторых изображениях, в том числе самый старый зеленый муж (Пуатье, гробница Сент-Абр в Сент-Илер) у зеленого мужа ветви вырастают не из уст, а из носа. В романском искусстве встречаем целый ряд изображений, на которых животные влезают в человека через уши, а вылезают через рот. Самые старые изображения берут начало из пред-династийного Египта, но непонятно, каким образом они перенеслись на 4000 лет позже в романские изображения. Возможно их, как и много других мотивов, принесли исламские каменщики, которые в 1000-1100 гг. проникли в Европу, где обучались тонкой обработке камня.

Кажется, что многие архаические или кельтские мотивы произведены из мусульманских образцов. Однако где-то в самом начале этих мотивов находятся средиземноморские культуры, наследие которых заимствовал эллинский мир, а от них христианство и в несколько иной форме ислам. Если размышлять о кельтах, то надо иметь ввиду не только территорию между Эльбой и Рейном, но также и восточных кельтов.

Václav Cílek



гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты