На пути Зеленых мужей

Основные типы Зеленых мужей
Зеленые мужчины в этой статье представлены следующими тремя видами:
I. Зеленые мужчины как существо
У скульптур индивидуальные черты, внутри они живые. Они выражают силу, вызывающую страх, следовательно, такую форму почтения, которая связана с настоящим могуществом. Речь идет о средневековой скульптуре, которую в позднем средневековье или, самое позднее, во время ренессанса, переводили в другую группу. В группе Зеленых мужчин как существ я бы выделил три взаимно пронизанных типа. Первым будет благородный, изысканный, духовный Зеленый муж, который напоминает скульптуры Будды. Его характеризует знание и внутренний Аполлонский свет.

Романские и предроманские зеленые мужчины часто создают декоративные переплетенные кромки и часто бывают помещенными вниз головой. Фото Вацлава Цилека
Романские и предроманские зеленые мужчины часто
бывают помещенными вниз головой
Романский зеленый муж на колонне с мотивом винограда из Сан-Дени у Парижа. Фото Вацлава Цилека
Романский зеленый муж на колонне с мотивом винограда
из Сан-Дени у Парижа

Вторым типом является Зеленый муж как царь леса, действующий как правитель. Он несет в себе определенную силу, но это политическое и магическое могущество. Его окружает скорее не свет, а блеск и мерцание. Знание, которое он несет, проявляется как тайна, которую удается разгадать не внутренним сосредоточением и медитацией, а какой-то магией. Это такой тип сущностей, которые могут появиться в фильме о Гарри Поттере или в арабских сказках «1001 ночь».

Третьим типом являются Зеленые мужчины, которые в лучшем случае фигурируют как одинокие и непроходимые чудаки, а в худшем как демоны, которых надо избегать. Иногда сталкиваемся с зелеными мужчинами, которые никак не светятся, не ведут себя благородно. Это скорее бродяга, экологический Сталкер, от которого не знаете, что ожидать. У него свой мир и свои заботы, которые вероятно касаются корней и воды, но его блуждающая забота не сентиментальна, возможно она жестока. У этих типов нельзя есть, у них не получают знания, запрещенные человеческим душам. В этих зеленых бродягах есть что-то от ужасных таоистских монахов, ранних резчиков по дереву, которых, если вообще встретим, не обратят на нас внимания. Но это было бы в лучшем случае, потому что так можем встретиться с обычным зеленым, очень вредным демоном, высшая форма которого имеет скверное чувство юмора.

II. Зеленый муж как воспоминание, пародия или иллюстрация
В этом виде появляется в позднем средневековье, а главное в ренессансе и маньеризме. У некоторых изображений еще есть сила и индивидуальность, другие ближе к декору, но сохраняют обломки символизма до той меры, что еще Микеланджело помещает маску из листьев на могилу Папы. В барокко зеленые мужчины исчезают, чтобы опять появиться во второй половине 19 века в виде ремесленно хорошо выполненного, но бездушного декора преимущественно на жилых зданиях 1880-1890 годов.

III. Вернувшиеся
В последние 20 лет ожил интерес к Зеленым мужчинам, которые возвращаются как изображения, без внутренней силы.

В последующем тексте будет интересовать только первый тип зеленых существ. Предполагаю, что Зеленый муж как существо (хоть и не человеческой природы) действует подобно зеленой вспышке, внезапно вырвавшемуся пламени, который что-то меняет в человеке. Зеленый муж не помощник человека; он старше, чем весь род человеческий, его не интересует человеческая душа. Несомненно, его следует избегать, или однажды может случиться встреча, имеющая форму кипарисовой кроны.

Václav Cílek



гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты