гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты
Рукопись Войнича

Любознательный иезуит

Рукопись связала судьбы интересных и выдающихся людей. Была она и в руках у Атанасиуса Кирхера.

Теренс МакКенна пишет, что Кирхер долгие годы мечтал получить рукопись Войнича. Даже рассылал небольшие репродукции ее части, которые ему удалось раздобыть. Но как только он завладел рукописью, в его дневниках прекратились упоминания о ней. Спустя пять лет после получения рукописи Кирхер публикует трактат об универсальном языке, в котором нет ни слова о рукописи Войнича. Удивительное совпадение.

Внести немного ясности в вопрос о рукописи могло бы письмо, которое Йоганнес Марци написал Атанасиусу Кирхеру.
«Дорогой Атанасиус,
Jan Marcus Marci
Jan Marcus Marci

Обращаюсь к тебе по поводу рукописи, которая была обнаружена на Пражском граде и о которой нам известно очень мало. Эту книгу, вероятно, гербарий, император Священной Римской империи Рудольф II, почивший в 1612 году, якобы купил у кого-то за невероятных 600 дукатов. С каким бы почтением мы не думали об императоре, нам эта сумма кажется весьма чрезмерной. Происхождение этого сочинения нам неизвестно. Предполагается, что оно из английского королевства, и что в Европе появилось в 1584 году. Это не могу засвидетельствовать.

Сочинение мне кажется настолько интересным, что пишу тебе, дорогой друг и учитель, признанному знатоку различных языков и алхимических книг, чтобы ты любезно оценил, может ли эта рукопись быть из-под пера Роджера Бейкона, как думают некоторые, или его создатель. По твоему мнению, кто-то другой. Рукопись на первый взгляд исключительная, я уверен, что она будет интересна для тебя.

Твой Йоганнес Маркус Марци, 19 августа 1666, Прага».
Кирхер родился 2 мая 1602 года в Гайзе около Фульды в день св. Атанасиуса. В возрасте 16 лет вступил в орден иезуитов. В 1636 году стал профессором математики, философии и восточных языков в Вюрцбурге. Когда началась Тридцатилетняя война, отправился к иезуитам в Авиньон, где изучал предметы старины и пытался расшифровать египетские иероглифы.

Рукопись ВойничаРукопись ВойничаРукопись Войнича

В 1637 году он сопровождал кардинала Фридриха Саксонского на Мальту. Там гроссмейстер Мальтийского ордена оказал ему высокие почести.

Потом Фердинанд III пригласил его в Вену как профессора математики, однако по пути, в Риме, Папа римский Урбан VIII назначил его профессором еврейского языка и математики в Римской коллегии, где он работал 8 лет. После этого он в уединении посвятил себя научной работе и исследованиям. Также стал управляющим музеем в Риме (ныне музей Кирхера), где в 1650 году добавил к коллекциям наследство Альфонсо Доннино. Кирхер умер в Риме в 1680 году.

Athanasius Kircher
Athanasius Kircher
Кирхер был одним из самых грамотных ученых своего времени, прекрасным историком, писал о физике, математике, механике, философии, археологии и лингвистике. Перед своей смертью он насчитал, что является автором 41 сочинения, в которых описывает целый ряд исключительных открытий. Сфера его интересов не уступает Бейкону.

В 1641 году он издает сочинение Magnes sive de arte magnetica, в котором описывает принцип телефона, т.е. «некоторые попытки и наблюдения», и дает указания, как «люди на расстоянии несколько миль друг от друга могут общаться с помощью магнитиков». В сочинении Magneticum naturae regnum sive disceptatio physiologica (1667) описывает некоторые электрические явления. Благодаря сочинению Ars magna lucis et umbrae in decem libros digesta (1646) его считают изобретателем волшебного фонаря. Он продолжал исследования флуоресцентных материалов и занимался цветом. Приводит различные комбинации плоских зеркал, с помощью которых возможно поджечь удаленные предметы. В связи с этим описывает, как Архимед с помощью зеркал мог поджечь корабли римлян, осаждающие Сиракузы. Подобные идеи приписываются и Роджеру Бейкону, который размышлял о защите Англии, поджигая атакующие корабли с помощью системы зеркал.

В сочинении, посвященном акустике, Кирхер описывает рупор, с помощью которого Александр Великий мог командовать войском, удаленном на 100 стадий (около 20 км). Восхищенный памятниками древнего Египта, более 20 лет работал над сочинением Oedipus Aegyptiacus. В Arca Noe (1675) делает попытку реконструкции Ноева ковчега на основании сведений, почерпнутых из Библии. Пытался воссоздать сады Семирамиды и Вавилонскую башню. Благодаря миссиям иезуитов по всему миру увидел памятники древнего Китая. В сочинении Mundus subterraneus (Подземный мир, 1665) он выразил свое представление о внутреннем устройстве Земли.
Aleš Česal


гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты