гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты

Стражник на Староместской мостовой башне - кто он?

На самом верху лестницы Староместской башни Карлова моста посетителя ожидает Стражник. Это каменная статуя высотой 114 см, безобразная, значительно поврежденная, с изуродованным лицом без носа, без левой руки, с большим шрамом на спине. Левый профиль статуи почти недоступен, изображают обычно правый. Обычно его и не рассматривают, а спешат на смотровую галерею башни.

Стражник на Староместской башне Карлова моста Статуя датируется концом 14 или серединой 15 вв. Одни исследователи считают ее «намеренной мещанской карикатурой благородного стиля фигур святых и королей на фасаде башни». Позже писали о «гротескной фигуре», «грубом реализме», чуждом скульптурам Петра Парлержа. Другие исследователи предполагают, что первоначально лестница со Стражником была открыта сверху, и относят ее ко времени Парлержа.

Непонятен и сюжет статуи. Подчеркивается комичность этой статуи, кособокая фигура, как у Тиля Уленшпигеля, насмешливое лицо и взгляд в расположенное поблизости окно. Одной рукой, которая уже не существует, он должен был держать засов с петлями, а другой нагло обнажает ягодицы. При этом, возможно, бормочет, что фатов и негодяев в башню не пустит.

Следующая романтическая интерпретация рассматривает Стражника как «удивительную фигуру с большой безобразной морщинистой, весьма поврежденной головой. Горбатый человек, который правой рукой приподнимает одежду жестом, допускающим очень неприличное объяснение. Сложно догадаться, каков смысл у этой чудовищной фигуры, будто бы сошедшей со страниц романа Виктора Гюго».

Интерпретация в восточном стиле исключает предположение, что «Стражник достает ключ из-под одежды». Он «собирается справить малую нужду на врагов под башней. Такие фигуры были в рельефе на зубцах персидских крепостных стен».

Исследователи рассматривают статую как сатирический комментарий, как гротескную фигуру горбуна, по ключу и ножу за поясом - как сторожа, кустода башни, как римского бога Вертумна, кустода ворот и пристаней.

В том, что статуя изображает стражника, охраняющего вход в башню, сомнений нет. Слева на поясе у него висит большой ключ, с другой стороны устрашающий нож. Очевидна и пошлость статуи, умеренная в сравнении с подобными иконографическими скульптурами. Она намного скромнее декора на одном доме в Анже, где изображен испражняющийся человек примерно того же времени, что и Стражник.

Существует мнение, что это вовсе не горбун, а что шрам на его спине возник во время дважды обломленных выступающих частей статуи, а не горба. На волосах на темени Стражника виден фрагмент руки, по малым размерам которой можно предполагать, что детской. Вероятно, она принадлежала к отколотой фигуре на его спине. Стражник был поврежден, по крайней мере, дважды. Сначала исчезла фигура на его спине и испорчено лицо, а потом неизвестный вандал отломил левую руку с с петлями.

У Стражника была не кособокая фигура. Выставленная вперед нога привела к наклону тела всторону, чтобы уравновесить ныне не существующий груз на его спине. Так статуя повторяла динамику фигур, символически несущих на спине тяжесть готических сакральных построек.

Возникает вопрос, не представлял ли Стражник со Староместский мостовой башни согнувшегося от безмерной тяжести св. Криштофа (Христофора) с маленьким Иисусом, правой рукой держащимся за голову святого? Однако от идентификации «Стражник - св. Криштоф» придется отказаться, потому что не хватает соответствующих атрибутов святого. В средневековье св. Криштофа показывали как босого великана, внизу с изображением реки, через которую он переносил маленького Иисуса, в короткой одежде, опирающегося о дерево, которое он вырвал из земли, а не с засовом и петлями в руке.

Стражник на Староместской башне Карлова моста Кого же Стражник нес на спине? Средневековая иконография не предлагает много возможностей, пожалуй, только две. Учитывая фрагмент в форме человеческой руки, можно исключить всех аллегорических животных - фигур на готических водостоках (жаба, вол, баран, козел), обычно угрожающих адом.

На спине Стражника мог сидеть и сам демон с человеческими руками. Наверно, не случайное совпадение, что дьявол за спиной Иуды изображен на северном портале Святовацлавской часовни в храме св. Вита. Он вырывает язык предателю Христа, держащему в руках мешочек с деньгами.

Можно также представить, что на спине Стражника сидела обезьяна - подобие человека с человеческими руками. В раннем христианстве обезьяна символизировала дьявола, позже грешника, безумство и другие значения.

Определить, мучил Стражника демон или обезьяна, уже невозможно. Архетип «Демона на спине» как аллегорию вечного проклятья описала Божена Немцова в сказке «Черт и Кача». «Обезьяна» позволяет более широкое гротескно-морализующее толкование сюжета. Ее присутствие объясняло бы, почему Стражник изображен беззубым, вероятно, пьяным (чеш. opilý - s opicí), похабный старик, комически одетый в слишком длинную, мешающую ходьбе, накидку высших слоев общества, в небрежно закатанной рубахе, без брюк, в странной обуви.

Однако что важно - в обоих случаях - с демоном или обезьяной - эта статуя является большой редкостью для Европы. К сожалению, неизвестно, кто заказал эту статую. Из психологических соображений, вероятно, это не карикатура на сторожей башни. Возможно, заказчик - Староместская ратуша, а может быть, и сам Иржи из Подебрад.
Ivo Hlobil

гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты