гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты

Вацлавская площадь, центр Праги, центр Европы

Девиз, который перестает действовать
"...пражский народ любит Вацлавскую площадь. Ни одна из улиц нашего города, ни один памятник, ни один костел, ни один уголок не прирос к его сердцу так сильно, как Вацлавская площадь. Сюда ходят работать, развлекаться, поболтать, изменяться, поесть, демонстрировать, внушать. На Вацлавской площади пражанин как дома, здесь соединяются все слои, все классы. Вацлавская площадь дает пражанину иллюзию, что он живет в столице мирового значения, на Вацлавской площади находится люкс, жизнь и пространство, ему нравится изогнутая линия ее местности, последовательность фонарей и витрин, скульптура покровителя, отели, дворцы и даже Музей»
    В.Нефф

Сфинкс без загадки?
С точки зрения современной истории Вацлавская площадь принадлежит к действительно тайным местам, потому что именно здесь происходили все судьбоносные перевороты в истории народа, но ее таинственность типа сфинкса без загадки. Это единственная большая пражская площадь без костела. О ней не написан ни один туристический путеводитель, хотя, например, о небольшом храме Кирилла и Мефодия на Карлине существует целых три. Она не имеет форму настоящей площади. Ее здания, возможно, хорошо построены, но интерес вызывают только у архитектора специалиста. И тем не менее на этом месте уже с 1848 года, «Весны народа», проходили почти все революции и демонстрации, касающиеся бытия народа и государства. Здесь писалась история возникновения государства в 1918 году и его гибели в начале войны. Здесь приветствовали Т.Г. Масарика и Чехословацкий корпус. Площадь видела танки и венки к гробу Алоиза Йирасека, Эммы Дестин и Ярослава Врхлицкого. Здесь живой факел Палаха дополнил бронзовый факел правды Гуса на Староместской площади. Здесь ликовал Гагарин, кланялся Далай-лама и американский президент звонил в колокол свободы. Каждый пражанин и каждый деревенский житель, приехавший в Прагу, должны иногда приходить на площадь, чтобы здесь обновить отношение к великому миру проблематичного Прогресса и к не менее проблематичному сердцу Нации.

Прага, Вацлавская площадь. Фото Галины ПунтусовойПрага, Вацлавская площадь. Фото Галины Пунтусовой

Сюда приходят спонтанно. Сюда приходит «народ», не переносящий руководство сверху и запланированные акции. Чем меньше о площади пишут в монографиях, тем чаще о ней читаем в газетах. Сюда приходят жить, сюда не приходят на экскурсию. Это характерное пространство современного периода - индивидуальное и лишенное сакральности. Здешние постройки, скорее, пропагандируют сами себя, чем сотрудничают со строительством общественного мира. На площади господствует музей, который больше «национальный», чем «музей». Стоит на площади святой, который более покровитель нации, чем христианский мученик. Он более чешский, чем католический.

Если речь идет о новых вещах, история не бывает хорошим выходом, потому что связывает, а иногда и дробит. Современный период возрождения чешского народа в 1848-1989 гг. потребовал пространство, которое не слишком оригинальное, которое хоть и старое, но не отсылает к прошлому и не связано величием церкви. Место, где слабое, но живое будущее не имеет конкурента - мощное прошлое. Новое время потребовало отделиться и быть самим собой. Тем самым оно приобрело силу и заплатило утратой того хорошего, что ему могли предложить традиции - порядок и добрые нравы. С течением времени произошло разделение функций - на верхний конец площади приходит революция, демократия, свобода, а на нижнюю часть того же пространства «американизм» (вздох Гавранека 1930 года), черный рынок и наркотики. Это ось, на которой поместилось слишком много вещей.

Основание
Основание Нового Места Пражского императором Карлом IV в 1348 году - уникальное градостроительное деяние как по размерам, так и по идейному содержанию. В 14 веке нигде в Европе не был основан город сравнительных размеров. Ширина вновь проектируемых улиц была, например, во Флоренции 7 м, а в Праге - 27! Сама Вацлавская площадь была по размерам среднего средневекового города. План Нового Места является комбинацией сложной священной геометрии и выдающегося размещения в действительной местности, и это как в смысле природной геоморфологии, так и привязки к старой застройке.

Прага, Вацлавская площадь, 1868. С сайта zastarouprahu.cz
Вацлавская площадь с видом на Конские ворота. 1868.
На площади еще видно характер готического рынка.

Прага, Вацлавская площадь, 1886. С сайта zastarouprahu.cz
Вид на Вацлавскую площадь со стороны снесенных
Конских ворот. 1886. Деревья высажены в 1876 году

Прага, Вацлавская площадь, 1890. С сайта zastarouprahu.cz
Бывшие рвы крепостной стены были популярным пражским
(немецким) местом люксусных магазинов. 1890
Прага, Вацлавская площадь, 1895. С сайта zastarouprahu.cz
Вацлавская площадь с новой доминантой Национального
музея, 1895. Уже начались радикальные перемены
с рынка в оживленный центр города
Прага, Вацлавская площадь, 1900. С сайта zastarouprahu.cz
Мустек, вероятно, был самым оживленным местом Праги.
Фото до 1900
Прага, Вацлавская площадь, 1925. С сайта zastarouprahu.cz
Вацлавская площадь в период между мировыми войнами
стала настоящим бульваром. 1925

Основной мерой города является провазец (provazec) длиной 30,7 м. Размер Карловой площади 18 х 4 провазца, Вацлавской - 22 х 2. Нове Место состоит из трех прямоугольных по-разному повернутых городов. В центре оно разделено Вацлавской площадью, направленной по радиусу к центру Старого Места. Вацлавская площадь является границей между церковными приходами. Центр южной части Нового Места - Карлова площадь (Скотный рынок). Эта часть города построена по плану действительного, исторического Иерусалима до той меры, что здесь повторяются размеры участка храма и главных улиц. Время Карла IV было так одержимо Апокалипсисом, что пыталась здесь создать «Вечный город» - Новый Иерусалим.

Южная часть Нового Места имеет сакральный характер, созданный основанием новых костелов, формирующих над городом огромный крест, близостью Вышеградского пути.

Вторая половина Нового Места, т.е. к северу от Вацлавской площади, профанная. Застройка низкая, с учетом бедняков, ремесленников и рабочих людей. Ее центром является Сеноважная (Сенная) площадь, на которой город далее распадается на две меньших прямоугольных сети. Здесь не рассчитывают ни на мистерию, ни на торжества, а вновь был построен единственный костел - св. Индржиха, и единственный монастырь - св. Амброуза у нынешних Гибернов.

Оси всех трех главных площадей Нового Места пересекаются на месте костела св. Гавела, из чего можем сделать вывод, что город был планирован с башни этого костела. Это положение делает из него действительный центр Праги, а если Прага - центр Европы, то и Вацлавская площадь - центр Европы. Торговля конями и разными предметами концентрировался в нижней части площади. Верхнюю не использовали до середины 20 века. Даже виселица, а позже и скульптура св. Вацлава стояли под линией соединения Водичковой и Индржижской улиц. Это важно, потому что эту точку следовало бы обновить как место встреч. Площадь закрывалась готическими городскими воротами, которые были снесены в 1876 году. В Праге очень высокая концентрация исторических памятников также и благодаря размаху градостроительного плана периода Карла IV - город перерос свои крепостные стены в середине 20 века.

Название
Название Конский рынок использовалось еще в средние века. Новое название предложил Карел Гавличек Боровский 16 марта 1848 года. На то было несколько причин. Собрание проходило на Святовацлавских водах, речь шла о независимости чешского народа. Кроме того, было неподходящим, чтобы патриоты встречались «вместе с конями» на рынке - гораздо лучше у своего покровителя на Вацлавской площади. Название появилось в политической атмосфере первой чешской весны.

Поединок святых
У чехов два самых великих национальных святых, которые боролись за площадь. С точки зрения народа св. Вацлав - защитник правитель от Бога. Он стоит близко к кристаллизационному центру Чешского королевства, которое охраняет от врагов. Традиционно враги - это соседи, а т.к. соседи чехов немцы, так тем более (особенно после прусских войн) покровитель приобретает национальный характер. Скульптура св. Вацлава работы Бендла стояла на площади с конца 17 века. Спустя 200 лет она перестала соответствовать. Она была слишком красивая, поэтичная, религиозная и наивная. Поэтому была перенесена туда, куда больше подходит - на Вышеград. Если мы хотим сравнить дух прошлого и современности, достаточно посмотреть на две скульптуры.

Прага, Вацлавская площадь. Памятник св. Вацлаву
Памятник св. Вацлаву на Вышеграде
Прага, Вацлавская площадь. Памятник св. Вацлаву
Памятник св. Вацлаву в Лапидариуме
Прага, Вацлавская площадь. Памятник св. Вацлаву
Памятник на Вацлавской площади

В 1866 году австрийское министерство обучения заказало конную статую св. Вацлава Йозефу Мыслбеку, личности, основавшей чешское ваяние и никогда не перешедшей новоренессансный взгляд на мир. Деньги были выделены в 1892 году, а памятник был отлит спустя еще 16 лет. Последняя скульптура, св. Войтех, была установлена после первой мировой войны. Мнение, как должен выглядеть памятник, развивалось в течение несколько десятилетий. Эпизод об отшельнике Иване, который предполагался четвертой фигурой, убедительно показывает, как национальный и государственный характер места обозначил вид памятника. Св. Иван - милый, не совсем исторически подтвержденный персонаж святого-отшельника, жившего в пещере. Каждый отшельник немного анархист, который не желает иметь ничего общего с истеблишментом, хотя это и истеблишмент 9 века. Для памятника требовалась более государственная личность, которой стала св. Анежка Чешская.

Второй святой, скульптура которого стояла на площади, - Ян Непомуцкий. Он тоже национальный святой, но в другом смысле. Чехи после Тридцатилетней войны душевно деклассированы. У них клеймо еретиков. Канонизация Яна Непомуцкого возвращает их в европейскую католическую семью как (почти) равных к равным. Это реабилитация народа, страдающего определенным комплексом из своей истории. Ян не такой, как Вацлав. Он, скорее, друг молодежи, страдающей от тех, наверху, как Непомук, замученный королем. Недопустимо, чтобы на одной территории была скульптура правителя Вацлава и скульптура священника, замученного другим правителем Вацлавом. Бой проигран, и он вытеснен, для полной уверенности аж до Жебрака.

Вышеград и площадь
Вышеград - место мифов, Град - королевской власти, а Площадь - народной власти. При зарождении народа, при обновлении королевства Вышеград играет тайную роль котла, в котором варится идея. На Площади она прозвучит. Вышеград - тихий сообщник площади, место молитвы и медитации, которая на площади превратится в действие. Душан Тршештик даже размышляет о том, что духовный центр Чехии переместился с горы Ржип на Град, а оттуда на Вацлавскую площадь.

Центры и зоны
Прага. Остатки старого моста крепостного укрепления Старого Места на станции метро Мустек
Остатки моста крепостного укрепления
Старого Места на станции метро Мустек
У Вацлавской площади три зоны в одной. Мустек, который действительно был мостом через городской ров, принадлежит, скорее, к Старому Месту и Золотому кресту улиц, Окружающих бывшие крепостные стены Старого Места. Мустек - это мост между старой и новой историей, между вечным порядком и современным беспокойством. Мартин Хайдеггер пишет о мосте: «Мост предоставляет потоку его путь, и при этом дорогу смертным, чтобы шли от местности к местности... Ведома им его перекрывающая пространство арка или они забывают, что постоянно находятся на пути к последнему переходу, они все-равно постоянно стремятся к преодолению своей обыденности и злополучного упадка, чтобы дойти до спасения Божьего. Равнодушно, осознают ли его присутствие и благодарно, ясно себе представляют, как скульптуру святого на мосту, или оно остается для них закрытым, а то и вовсе отодвинутым в сторону. Мост - встреча неба и земли, божественного и смертных; он накапливает это у себя и по-своему». Этот отрывок мы бы с удивлением читали на Карловом мосту, а не на Мустеке, к которому он не очень подходит.

Здесь мы, скорее представим различные группы, направляющиеся на площадь. На Мустеке они сливаются в один народ, под Конем проведут свою историческую работу, а потом опять разойдутся группами со своими партикулярными интересами. Мустек сегодня живая и хорошо функционирующая часть города, пострадавшая только от одной большой утраты - перестройки «Коруны».

Второй зоной является нижняя часть Вацлавской площади между Мустеком и Водичковой улицей. Сегодня это одна из запущенных частей площади, которую проходим по делам, но на которой не задерживаемся. Тротуары слишком узкие, автомобили мешают пешеходам. Центр площади засажен бессмысленными кустами, называемыми «Штроугаловы сады», первоначальной целью которых было помешать сборам демонстраций. Нижняя часть площади заканчивается барьером ограждений и баррикадой входа в метро. Здесь не хватает культуры и здесь невозможно поесть. Однако, долгое время это была самая благоустроенная и людная часть Праги.

Третьей зоной площади является верхний «Вацлавак» между Водичковой улицей и Музеем. Это богатое и сложно структурированное пространство. Его естественными центрами являются скульптура национального святого, Музей, первоначально задуманный в духе поздних идеалов французской революции как храм духа народа, музыкальная, бальная «Люцерна» и магазины. Все это связано сложнейшей системой проходов, которые когда-либо были в европейских столицах. По центру площади тянется пешеходная зона, умело блокированная искусственными преградами. Магистраль отрезает площадь от остального мира, и человеку не остается ничего другого, как спуститься в преисподнюю метро. Один студент сказал мне: «Мне всегда казалось, что текущая вода в какой-то мере очищает пространство. Так мне пришла мысль, что бывший режим постепенно ликвидировал всю текущую воду, как в фонтане перед Музеем. Верните ее, пожалуйста».

Легенды и привидения
Один из методов получения смысла места - обзор преданий, количество и подоплеки которых нам указывают потоки воображения. Если на Вышеграде можно насчитать 60 привидений, то на Вацлавской площади встретим едва три заброшенных персонажа. Это дух самоубийцы Балцарека, который в 1862 году бросился с Конских ворот. Привидение торговца конями в свое время появлялось в бывшей пивной в čp 805. Милым фольклорным персонажем является домовой Балтазар, который тайно отпивает пиво в доме čp 824 «У Шенфлоков». Это типичный чешский персонаж, созданный для затуманивания действительных причин убыли алкоголя.

Genius loci, или о настоящем правителе Чешской земли
Хитростью площади, а возможно, необходимым условием ее назначения, является отсутствие genius loci так, как его обычно понимаем. Вацлавская площадь не является местом истории, медитации, тихой задумчивости. Это место, куда, более или менее обосновано, приходят погалдеть, пошуметь. Здесь вспоминает только о живых делах, здесь живем.

Это место не подходит для фантазии или поэзии.
Здесь, в шуме, реализуется то, о чем когда-то мечталось где-то в тишине.

Планировочно это - середина города, по-человечески - посредственность. Поэтому место касается духа народа. Возможно, с ним так же, как с Новым Местом, которое площадь делит на профанную и сакральную части. Возможно, она лежит на интерфейсе духа народа, на месте, где сны поднимаются из духа и кричат, как новорожденные, вступающие в мир.

Площадь - медиум, она - посредник вещей, которые возникли в иных "power spots", были ли то места молитв или действий. Здесь вещи становятся видимыми.

Провинциал, приезжающий в Прагу, должен посетить Вацлавскую площадь. Он здесь не смотрит на скульптуры, не восхищается панорамой, он вдыхает атмосферу не города, но столицы. Если Прага столица, то она является ею, прежде всего, на Вацлавской площади. На Староместской площади она сама собой, в других местах провинция.

Отход старых времен
Корона на черепе св. Вацлава
Корона на черепе св. Вацлава
Это город прибытия, идет ли речь о демократии, Далай-ламе, наркотиках или русской мафии. Это место, которое сегодня мало кто на самом деле любит, но которое должно здесь быть и дополнять таинственную Прагу, пассивную, бодрствующую и грезящую.
Это место не для знатоков, оно для тех, кто не знает.

Это инкубатор будущих свобод, будущих несправедливостей, и было бы еще хуже, если бы за здешними делами не наблюдал св. Вацлав, хотя здесь он более правитель, чем святой.

Карл IV поместил корону чешских королей на череп св. Вацлава. Вацлав только предоставляет власть королю или правителю. Проводить демонстрации под скульптурой Вацлава означает просить быть услышанным настоящим правителем Чешской земли. Стояние здесь в задумчивости является молитвой настоящему королю, а факел Палаха стал холокостом. Борьба за статую - борьба за положение у двора. Так работают символы.

Высокопоставленный чиновник одного из банков на площади сказал: «У нас будет постоянный интерес к этому месту, потому что кто владеет Вацлаваком, тот владеет всей страной».
Václav Cílek

гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты