К наиболее значимым пражским строительным и скульптурным памятникам периода Карла IV, без сомнения, относятся основанный им каменный мост и Староместская башня на нем. Кроме коммуникативной и фортификационной мост и башня выполняли и играли роль.
Карлов мост | Диалог льва и орлицы |
Башня была своего рода триумфальной аркой, и у нее было свое значение в коронационном шествии чешского короля, также основанном Карлом IV. Окончание скульптурных работ относится к середине 80-х годов 14 века. Декор западного фасада при обстреле башни шведскими войсками в 1648 году настолько пострадал, что его символика уже непостижима. Обратимся к восточному фасаду, которому вероятно, с начала строительства отдавалось большее предпочтение.
С символикой моста и башни связаны некоторые астрономические или космологические элементы.
Западный фасад (Янса) | Восточный фасад 1830 (Морштадт) | Восточный фасад 1840 (Морштадт) |
На восточной фасаде фигура льва и герб с орлицей расположены в таком соотношении, что тень от цоколя скульптуры льва в своем крайнем положении в день летнего солнцестояния касается угла герба с орлицей. Мост посвящен св. Виту, праздник которого приходится на летнее солнцестояние.
Покровитель моста
Морштадт. Вид на Карлов мост с Кампы. 1835 | Староместская мостовая башня |
Весь каменный мост, который сейчас носит имя Карла IV, был освящен в честь св. Вита, и Вит был его покровителем. Это следует из расположения центральной группы статуй на восточной фасаде башни. В центре изображен св. Вит, стоящий на модели моста из двух арок. Справа от него, ниже сидит на троне Карл IV, а слева Вацлав IV. Творцом иконографической программы восточного фасада Староместской мостовой башни был Карл IV, не Вацлав IV, после второй римской поездки Карла. Карл IV подчеркивал культ св. Вита. Обретение останков св. Вита для императора было, скорее, результатом, а не началом его интереса. Хотя он и был известен как страстный собиратель св. мощей, к св. Виту у него явно был более глубокий интерес.
Статуи Карла IV, св. Вита и Вацлава IV со Староместской мостовой башни Карлова моста. Пражский лапидариум 2010 |
Св. Вит был включен в четверку избранных чешских святых наряду с Вацлавом, Войтехом и Зикмундом. Карл тяготел к именам, которые так или иначе были синонимом победителя. Что касается Вацлава, Войтеха и Зикмунда, то решающее значение имело их чешское происхождение. Что касается св. Вита, то важную роль сыграло то, что его праздник приходится на 15 июня - на период летнего солнцестояния, пока эта связь не была нарушена грегорианской реформой календаря 1582 года. Близко к солнцестоянию, Солнце в течение нескольких дней восходит и заходит с виду в одних и тех же точках на горизонте. Праздник св. Вита в эти дни можно было очень хорошо связать с летним солнцестоянием.
Св. Вит, как до сих пор сохранилось в народной поговорке, является святым летнего солнцестояния, а таким образом и святым, связанным с Солнцем. Происхождение этой связи нужно смотреть более глубоко в истории, в дохристианских славянских традициях. Рифма «святой Вит» - «Свантовит», вероятно, не случайность. Христианский культ св. Вита в христианской среде во многих отношениях является продолжением языческого славянского культа Свантовита.
Zdeněk Horský
|