гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты

Герметические аспекты чешских преданий

Народные предания и сказки имеют связь с герметизмом, они составляют коллективное собрание древней памяти человечества, они передавались из поколения в поколение. Эти рассказы старцев были действительно надежным средством передавать информацию без искажений по цепочке поколений до ушей тех, кто во все времена умел непредвзято слушать.

Основные темы отражали жизнь людей, их понимание мира, были связаны с овладением огнем и металлами. Поэтому представляется вероятным, что темы традиционных преданий появились из тех же источников, что и алхимические практики, что может быть одним из вариантов объяснения, почему герои этих сказок так часто заменяли образы алхимических драм.

Сказки и предания предстают перед нами в двух аспектах. С одной стороны, это увлекательный связный рассказ, который за тысячелетия сформировал основы науки о житейском поведении. С другой стороны, мы видим в них удивительные констелляции героев, мест, обстоятельств, характер которых, одновременно удивительный и убедительный, побуждает самых интересующихся искать истину за загадками вымысла. И это было первым шагом к другой науке, в которой максимально используется способность к воображению. Эти образы вызывают резонанс в глубинах нашей чувствительности, способны пробудить древнюю память, которую несет в себе наше индивидуальное существование.

«В дебрях этой памяти живут говорящие животные, ищущие лекарства больные короли, спящие, заколдованные или заключенные принцессы, охраняющие сказочные тайны монстры и драконы, открывающиеся/закрывающиеся скалы, недосягаемые горы» (Bernard Roger)

Это также и иная среда, в которой можно встретить передаваемые устно герметические мотивы. Они присутствуют рядом с мифами и в большинстве религиозных систем, иногда встречаем их в некоторых литературных произведениях, где, как и в сказках, в описании событий и их участников проглядывают алхимические мотивации.

Наконец, и вероятно, наиболее таинственно, иногда можем с ними встретиться при распутывании исторических событий - идет ли речь о полумифических предках (Пршемысловичи), об основании городов, костелов и замков, или о делах и персонажах записанных в документы явно.

Прага, ВышеградПрага, ВышеградПрага, ВышеградПрага, Вышеград

Присутствие этих мотивов указывает, что процесс трансформации материи Великого Делания при определенных условиях может проявиться как модель эволюции человеческого общества и быть записанным в их судьбах.

В связи с основанием городов и выдающихся объектов, с учетом определенных исторических событий, нужно учитывать также и важность топографической конфигурации. При таком изучении сразу появится необходимость широкого применения астрологии, геральдики, этимологии, минералогии и других дополнительных систем.

В таком случае можно рассматривать местность, с которой связаны события, как древний палимпсест, (пергамент, с которого стёрт первоначальный текст, чтобы можно было на нём писать заново), много раз стертый и заново переписанный, осколки которого, вместе с genius loci могут сложиться в удивительную, хотя и с неясными очертаниями, мозаику Великого Делания в зеркале Чехии.

* * *

Мифическое основание Праги на месте старой рудоплавильни, ее астрологически ориентированное строительство в средние века, загадочные легенды о первых князьях и притча о Брунцвике, имя-знак Петра Парлержа, характерная конфигурация замков господ из Руже и господ Зайицов с учетом рудольфинской Праги, сатурнианская тень Белой горы, над которой не перестает сиять местопребывания Звезды (letohradek Hvezda) как печати и предвестия Делания. Это все - некоторые звенья герметической цепочки, которая с незапамятных времен соединяет материю кипящего тигля Чехии.

Прага, Карлов мост. БрунцвикПетр Парлерж и его знакПрага, Белая гораПрага, Летний дворец Звезда (letohradek Hvezda)

Много преданий в Чехии, передаваемых устно, скрывают в себе эзотерическое ядро. Их можно сгруппировать по разным аспектам. В нашем случае наиболее подходящим будет метод, исходящий из принципов алхимии.

* * *

Основным и первым значительным целью, около которой можем определить наслоение символических мотивов предания, является принцип первичной материи, конкретной Великого Делания.

«Достаточно чуть тщательнее познакомиться с алхимической иконографией, чтобы увидеть, как часто встречаются изображения скал, гор, пещер, деревьев, у основания которых вытекает источник, или сторожащих драконов с грозно открытой пастью. Это все образы «материи Мудрецов», которую Адепты описывали как твердую и тяжелую, не имеющую почти никакой цены и широко распространенную в природе». (Bernard Roger)

Также многочисленны чешские предания об открывающихся скалах. Тот, кто сможет в строго определенный момент открыть скалу, увидит сказочные богатства, но не должен быть ослеплен их блеском. Следующий тип преданий - об отпечатках святых и дьявола на скалах, а также об ударах копыт их коней по скалам, после чего начинает бить источник. Каждая из этих легенд, вероятно, языческого происхождения, сохраняет память о выборе материи в определенном месте. Эта материя должна иметь право на «выбор», т.е. быть способной принять отпечаток духа так, как скалы в легендах запечатлели следы Девы Марии или какого-нибудь святого (следы Девы Марии в Чекове у Насаврк, в Есенице следы св. Губерта и т.д.)

Прага, домовый знак У Золотого змеяПрага. Дом У золотого колодцаПрага, дом У Черной мадонныПрага, ул. Широкая

С частичными аспектами первичной материи связаны предания о таинственных призрачных женщинах с ключами, ожидающих свое освобождение. Иногда хранителями этих ключей бывают страшные псы или драконы. Сюда же относятся предания о черных мадоннах, чаще всего находимых пахарями в земле.

Предания о пещерах и гномах еще больше напоминают о скрытых металлических недрах, об этой утробе Земли, где в темноте рождается Камень, как провозглашает известный девиз, приписываемый Гермесу. (районы Пршибрама, Яхимова и др.)

Прага, домовый знак У Золотого ульяПрага, домовый знак У Белого лебедяПрага, домовый знак У Золотого ключа

Другие символы первичной материи выражены в преданиях о деревьях. Часто речь идет о Марианских преданиях, например, о фигурках святых, спрятанных в стволах деревьев (рассказывают в Богосудове и Гейницах), или о чудесных сухих деревьях (предание с Малых Сватонёвиц).

* * *

Меркуриальный принцип, его женскую роль и состояние перемен, посланий, метаморфоз и мощность новых форм можно распознать в преданиях, рассказывающих, например, о лесном диве, о чудесных колодцах и о таинственных пресмыкающихся.

«Войти в лес» - часто встречающийся оборот речи, символизирующий открытие материи. Частой темой преданий является ловля птиц. Попытаться поймать птицу означает зафиксировать летучее, произвести «конверсию элементов».

Меркурий также называют верным прислужником, и в этом образе он часто появляется в сказках и преданиях (к примеру, Иржи в сказке о Златовласке).

В другом аспекте он предстает в преданиях о чудесных колодцах. Французский герметик Rene Alleau подчеркивает факт, что было произведено много металлургических терминов от лунарного символизма воды. Слово металл произошедшее от греческого metalon, кажется близким к корню mes, что было самым старым индо-европейским выражением луны, месяца. Что касается слога ta, существует такой же корень, означающий растворение или расплавление. Поэтому неудивительно, что Меркурий философов, считающийся матерью металлов, во все времена представляли как первоначальную воду, которая стояла у их рождения и по этой причине является их растворителем. Поэтому в алхимических текстах его часто описывали в образе источника чистой, или живой, как тогда говорили, воды. Возникновение этих источников или колодцев предания приписывают разным святым (например, в Блатнице и Чакове - св. Кириллу и Мефодию, в Добре Воде - св. Винтиржу, в Милавиче - св. Войтеху, в Микуве - св. Прокопу).

ТрутКраконошЗмеяРадоуш

В Чехии устно передается предание о герое, убивающем дракона. Речь идет об основании города Трутнова, а герой - Трут (которого в другом месте могли назвать Иржим, Михаэль и т.д.), откуда проглядывает анаграмма ртути.

Их подвиг связан с начальной сепарацией, которой способствует колодец, или первичный меркурий и растворитель.

Очень распространены в Чехии предания о змеиных королях, которые ходят из этих чудесных колодцев. Рассказывают о строгих правилах, при которых можно получить их золотую корону. Это намек на скользкую операцию, как получить из меркурия семя серы, которую он в себе несет, подобно змее ее корону (например предания о шумавском Страшине, о вершине Годула у Тршинеца и др.).

* * *

Если же в наставлениях принцип, называемый меркурием, соответствует одновременно как пути, так и путнику, то принцип серы может считаться силой, которая путника оживляет, а также и вершиной его пути.

Традиционная сера представляет мужской, активный, твердый агент в отличие от символа меркурия, вызванного часто летучестью воздуха и пассивностью воды. В символизме серы доминирует твердость земли и активность огня. Поэтому здесь вспоминает предания, в которых рассказывается о делах, связанных с землей, в центре которой господствует огонь. В качестве воплощения этого принципа может быть семя или зерно. В этом смысле об алхимии говорили как о «небесном земледелии». С этой точки зрения интересны чешские суеверные предания о «духе хлеба», которого называли Житгола, Хлебный мужичок, Пристодольник. Это семя, называемое в алхимических текстах также как «малым, но очень мощным сыном», и на самом деле маленький король Делания, с учетом объема меркурия, из которого он экстрагирован. Его символизирует персонаж не только маленького Палечка (Мальчик-с-пальчик), но и все младшие королевские сыновья, которые обычно в сказках побеждают великанов и старших братьев.

В других случаях субстанция серы и ее экстракция обозначена описанием рыболова с помощью сети. В чешских народных сказках часто уловом бывает золотая рыбка; алхимики говорят о реморе или кораксе.

* * *

Остается упомянуть о не являющейся принципом алхимической соли - результате соединения серы с меркурием. Это постоянное, но динамическое равновесие является гармонизирующим посредником, собственно, философским огнем, позволяющим поймать герметическую рыбу. В герметических рассуждениях она окутана наиболее непроницаемой вуалью. Ее символизм настолько сложный и неясный, что не удается в преданиях установить более точное указание на них.

* * *

Приведенный перечень далеко не исчерпывает герметический символизм чешских преданий. Возможно только выборочно говорить о процессе Великого Делания, о его фазах, наблюдать их отражение в драматическом описании некоторых чешских преданий. То же касается цвета Делания и много другого.
Martin Stejskal
_________________________________________________
ремора (от лат. «отсрочка» или «помеха») - символ препятствия и непредвиденной задержки, которым стала рыба пепельного оттенка, имеющая на верхушке головы хрящевый диск, создающий вакуум, что дает ей возможность присасываться к другим подводным существам. Древние верили в то, что эта порода присасывающихся рыб, прилипая к судну, способна остановить его.


гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты