Сакральная геометрия Праги

Синяя роза
В.Лоренц обращает внимание на то, что оси всех трех главных площадей Нового Места (Вацлавской, Карловой и Сеноважной) сходятся на месте костела св. Гавела, что якобы связано с тем, что город был размечен с башни этого костела. В действительности этому больше соответствует старое укрепление Гавельского города, которое в некоторой степени сохранилось в башне дома «У синей розы» (U Modre ruzi) на углу улиц На Мустку и Рытиржской. Подобная башня стояла через дорогу в доме № 18 в Старой рихте.

Прага. Перекресток Рытиржской улицы и На мустку. Модель А.Лангвейла
Перекресток Рытиржской улицы и На мустку.
Модель А.Лангвейла
Прага. Рытиржская улица. Фото Галины Пунтусовой
Рытиржская улица с домом «У синей розы»
между Гавиржской и На Мустку

Во время коронации Карла IV 2 сентября 1347 года в Рытиржской улице было построено деревянное, но покрытое сукном пышное здание, в котором во время пира королю прислуживали земские паны, участвовали 10 герцогов и пять епископов. В то время Карел уже, должно быть, принял решение о строительстве Нового Места. Не знаем, что тогда было - то ли король поднялся на ближайшую башню, чтобы осмотреть будущую застройку и в этот момент ему пришла идея всей градостроительной деятельности, или (что более вероятно) он знал это место давно, поэтому свой коронационный пир спланировал в фокусе, откуда было заложено Нове Место, что духовно защитил теми пятью епископами. В любом случае для Карла было характерным то пересечение важного места и важного момента.

Прага. План Нового Места
План Нового Места
С момента, как я понял связь дома «У Синей розы» с тремя главными площадями Нового Места и связь площадей между собой посредством этого дома, так прохожу мимо с большим почтением и представляю огоньки на до тех пор пустой территории Нового Места. Средневековые города замерялись ночью, потому что точность измерения на пламя в ночи была выше, чем на какую-нибудь мишень днем.

Пирамидология, или музыка - наука о числах
Согласно пифагорейцам, семь нот соответствуют музыке семи планет. Гармония мира, идет ли речь о космосе, архитектуре или музыке, определена соотношениями чисел и существованием модулей. Впечатление от грегорианского хорала подобно силе архитектуры, к которой он принадлежит, потому что оба являются выражением одного и того же. Материальный мир состоит из четырех элементов. Сумма и произведение тройного аспекта мира и его четырех элементов - 7 и 12. Эти числа являются основными для многих индо-европейских культур, в которых они достигают несчетное количество значений. Милан Шпурек обращает внимание, что в Праге элементы демонстрируются в четырех треугольниках, в которых в сумме 12 вершин, объединяющих семь объектов.

Прага. Гавельска ул. и костел св. Гавела. Фото Галины Пунтусовой
Гавельска ул. и костел св. Гавела
Лоренц находит в планировке Нового Места пропорции 1:3, 2:3, 1:11 и др. Самые часто встречащиеся модули даны провазком (30,79 м), романской стопой (29,6 см), дилом (22,05 м) и др. Расстояние между важными точками костелов соответствует, согласно М.Шпуреку, 3200, 2300 и 2400 м. Я убежден, что соотношения для некоторых пражских костелов и важных мест тщательно просчитаны математически (т.е. духовно), в то время как другие объекты построены «случайно». Это сложная тема, и без знания средневековой математики ее трудно понять.

Чувствую, что сакральная геометрия Праги меня успокаивает и закрепляет. Наверно, в наше время мы утратили веру во вселенную, в смысл вещей. И вдруг видим систему, отдельные части которой создают содержащую смысл и уравновешенную часть целого. Нечто, что сначала казалось случайным и прагматичным, как улицы Нового Места, а оказалось, что за ним стоит порядок. Даже опасаюсь нескольких взаимопронизывающих порядков, от покорности перед вселенной до положения магического управления обществом через познание того, чем управляется мир.

Прага с пальцами дождя
Присоединяюсь к словам Витезслава Незвала:
«Это не в том, что можно объяснить красотой или стилем. Это не Пороховая башня или Староместская площадь, это не Карлов мост, не старая или новая Прага. Это не в том, что можно снести или снова построить. Это не в твоих преданиях, ни в твоей красоте, Прага! Ты единственная в мире и ты не изменишься, даже если бы тебя полностью снесли. Твоя поэзия непростая, но я ее угадываю, как угадывают мысли обожаемой женщины. Тебя невозможно описать, невозможно нарисовать, нельзя увидеть в зеркало. Не смог бы тебя познать, так как и ты себя не познаешь. Это ни в чем, что можно сказать бойким языком и что можно написать в путеводителе. Это в самой твоей сущности, в ее таинственном упорядочении. В том, как сидит на твоем челе птица. В том, как дитя обращается к матери, когда они проходят возле барочной скульптуры».

Václav Cílek



гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты