Сакральная геометрия Праги

Крест
Прага. Ротонда св. Креста
Вацлав Янса. Ротонда св. Креста на Конвиктской улице
В Прагу вписано три креста. Самый старый крест относится еще к языческому порядку, и его центр расположен на месте ротонды св. Креста (rotunda sv. Krize), что вероятно, не является случайным освящением. Его перекладины направлены по линии солнцестояния. Равнинная, слегка холмистая местность благоприятна для астрономических наблюдений, потому что небесные тела восходят и заходят за горизонт. В день весеннего и осеннего равноденствия Солнце восходит точно на востоке и заходит на западе. В остальные дни отклоняется к северу или югу. Оно неустанно странствует по небу, пока не достигнет точки, в которой останавливается и после некоторых колебаний возвращается назад. Это точка - солнцестояние. Тогда Солнцу нужна помощь, чтобы оно нашло свою дорогу обратно, чтобы снова был создан мир, управляемый тем же космическим порядком. Направления солнцестояния характерны для большинства доисторических и языческих цивилизаций. Линии равноденствия являются серединой, уравновешиванием между линиями солнцестояния. Здесь внимание перенесено с Солнца на Божественное начало, Творца. Это характерное христианское направление.

Прага. Костел св. Климента в Климентской улице
Костел св. Климента в Климентской улице
Прага. Бывший костел св. Филипа и Якуба на Смихове
Бывший костел св. Филипа и Якуба
на Смихове

Часто говорят, что между 10 и 13 веками (скептики говорят, что до 19 века) язычество и христианство существовали рядом. В геометрии Праги это более-менее мирное и толерантное сосуществование отражается в местоположении первоначальных романских костелов, ориентированных «христиански», но лежащих на «языческих» линиях солнцестояния. Речь идет о линии, параллельной прямой, соединяющей костел св. Климента в Климентской улице с бывшим костелом св. Филиппа и Якуба на Смихове.

На ней расположено пять костелов: св. Ян Креститель в Хабрах, св. Петр и Павел в Больницах, св. Матфей в Шарке, св. Штепан и Шебастиан в Дольнем Либоце и св. Мартин в Ржепах. К этому направлению перпендикулярна линия, соединяющая св. Вит на Пражском граде с ротондой св. Лонгина, ранее св. Штепана, в поселении На Рыбничку (Na rybnicku).

Прага. Пражский град
Пражский град. Храм св. Вита
Прага. Ротонда св. Лонгина на Рыбничку
Вацлав Янса. Ротонда св. Лонгина на Рыбничку

Принимая во внимание, что уже в 9 веке Пражский град был окружен мелким рвом, по своему типу скорее культовым, чем фортификационным, полагаю, что перекладина креста, соединяющая Рыбничек и Град, в Праге более старая, а поэтому является основным геометрическим элементом. Конфигурация местности позволяла с ниже расположенных престольных областей пражского агломерата не только наблюдать закат Солнца за визирами скал во время летнего солнцестояния, почитаемого еще Карлом IV, но и оказала влияние на выбор места расположения княжеского престола. Эта прямая логически соединяет мужской элемент - Солнце и возвышающиеся скалы Града - с женским элементом воды из источника На рыбничку. Очень жаль исчезновения обоих уже несуществующих источников с емкостями, располагавшимися на непроницаемом основании пражских террас - Рыбничке и Езерке. Старые изображения Езерки свидетельствуют о прекрасном космическом импульсе места.

Северо-южный крест двойной. Он ориентирован точно по странам света. Его задача, по-видимому, охрана города - что отмечено крестом, то охраняется от несчастья. Последние костелы, сформировавшие крест в южной части города, основаны Карлом IV. Этот крест частично бракованный, что соответствует спиритуальности правления Карла. Могу назвать положительные стороны его правления и интересные личные черты. Отношусь к нему с понятным почтением, однако смешанным с недоверием, как у Милича из Кромержижа, который назвал Карла IV антихристом и в чем-то был прав.

Прага. Костел Девы марии и Карла Великого
Вацлав Янса. Костел Девы марии и Карла Великого
Много времени я провел у его построек и сравнивал их с более старым и молодым искусством архитектуры. Мне жаль, что я вынужден это сказать, но мне кажется, что Карл использовал и даже злоупотребил сакральные принципы геометрии для укрепления своей власти. Преклонение и священную боязнь из предыдущих веков он сделал средством, укрепляющим государственность. Если из ранних построек исходит смирение перед чем-то, что превосходит человека, у Карла чувствуем магическую операцию власти. Возникает впечатление, что Карл IV построил костел Девы Марии и Карла Великого на Карлове себе, своему эго, что не могло кончиться иначе, как плохо. На это нам указывает некрасиво заломленная перекладина креста, направленная к Карлову, и плохая репутация места, исходящая от черта-строителя до музея госбезопасности и мост Готвальда, популярный у самоубийц.

Если погрузимся в Карловы планы Нового Места, почти фанатично собранную коллекцию мощей, Карлштейна, связанного с Граалем, то столкнемся с какой-то запланированной магической манипуляцией, с которой трудно смириться. Гуситское движение было не революционным, а консервативным. Оно хотело защитить страну не только от известных церковных злоупотреблений, индульгенций, симонией, а также от магии власти, использующей духовные средства. Не вышло хорошо ни с гуситством, ни с планом Карла. Сейчас атмосфера Карловой площади вообще не напоминает Храмовое место в Иерусалиме. Часовня Тела Господня исчезла, как и памятник Сталину. Это были пустые прививки. Напротив, романские костелы, Вышеград, св. Матфей в Шарке и многие другие места доныне дышат первичным признанием и заинтересованностью. С Богом нельзя играть безнаказанно.

Много элементов правления Карла напоминает рудольфинскую Прагу. Различие в том, что о чем время Карла IV тайно медитировала, то время Рудольфа II рассказывала всему миру. Рудольф II должен был разглядеть, что Прага, ранее подготовленная Карлом IV в духе многих принципов, является его городом. Городом, похожим на него больше, чем остальное королевство.

Václav Cílek



гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты