Сакральная геометрия Праги

Человек - малый мир, город - большой человек
Человек Витрувия Бывало, в пивной я встречал человека, которого называли Готик. Он был каменщиком и изготавливал элементы для реставрируемых монастырей и костелов. У него был многолетний опыт в готике, и я его спрашивал: «Какая она? Какое производит впечатление?». Он молчал, размахивал руками, а потом сказал: «Человек должен припасть на колени, и все». Он обнаружил, что когда делает разные закругления, оконца, ему не нужны циркуль и линейка. Он начал чертить раскрытой ладонью, дуги - локтем. Обходил готические здания, измерял их своим телом и говорил: «Ведь они исходят из человеческого тела. Эта готика объединяет человеческое и космическое, человека и Бога». Путь к познанию этого простого принципа продолжался у него несколько лет, и он независимо и на практике проверил его действенность. Если бы заглянул в теорию архитектуры, мог бы изучить это за пару часов, но это не имело бы такую цену.

Советники Карла IV, знакомые с трудами Августина и Витрувия, при основании нового города учитывали соотношения. Это означало, что по возможности сохраняли более старую застройку, но старались включить ее в план города - большого человека, а вновь основываемые здания приспособить к пропорциям и сакральной геометрии. Важно, что если ренессанс и период модерна обращаются с числами как с божеством, как советует Витрувий: «Если того требует характер города, так хорошо из симметрии что-либо убрать или прибавить». Это ключевая фраза. На готических постройках небольшое нарушение симметрии живо и красиво. Готика и ренессанс работали и с модулем человеческой головы, которая хотя и симметрична, но не полностью. Это могла бы быть и характеристика постройки с человеческим лицом. Теперь мы уже видим, что геометрическая сеть не должна быть идеальной!

В кафедральной школе Шартра в первой половине 12 века, т.е. близко перед периодом, когда были основаны многие пражские романские костелы, лежащие на геометрической сети, геометрия стала влиятельной частью теологической теории. Тьерри из Шартра объясняет мистерию Троицы с помощью равностороннего треугольника. Отношения между Отцом и Сыном решаются с помощью квадрата (которого пока не хватает в Праге). В то время и пару столетий позднее было популярным мнение, что Бог - первый архитектор мира, а человек как второй архитектор по его образу повторяет творение Создателя.

Часто слышим, что красота как свойство Божье является видом соответствия части и целого, которое получается на основе числа (numerus), особенного соотношения (finitio) и компоновки (collocatio) как того требует абсолютный и наивысший закон природы. Франческо ди Джорджио пишет в ренессансном трактате, что человек, называемый малым миром, содержит в себе все главные совершенства. Принцип подобный - строительство - производная от человека, поэтому принцип расширяется и на город.

Человек создан по образу Божьему. Местность интересовала средневекового человека меньше, но все же находим ссылки, говорящие об идеальном состоянии, когда архипелаг городов гармонично расположен в мире. Принцип соответствия части и целого, основанный на числе, соотношении и компоновке мог быть близким доисторическим конструктора сети поставленных камней. В свете исторических источников становится ясно, что сакральная геометрия Праги не является чем-то удивительным или подозрительно мистическим, а наоборот, было бы необычным и деградирующим, если бы города не были спроектированы согласно философских и теологических концепций своего времени. После этого геометрически-философского вступления можем приступить к описанию главных геометрических элементов пражского градостроения, открытого нам В.Лоренцом и М.Шпуреком.

Václav Cílek



гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты