Сакральная геометрия Праги

Геометрический лес
Медиивалисты не сомневаются, что многие средневековые города были основаны на каких-то духовно-прагматических принципах. У романской архитектуры, и особенно у готики, были свои образцы строительства, но нет написанной теории архитектуры и градостроительства. Она возникает в период ренессанса. Тем не менее, богатство средневековых символов, их расположение и повторение геометрических модулей указывает на хорошо проработанную философию, или скорее, теологию вселенной, копией которой был каждый большой костел. Копия в средние века понималась как аналогия, а не фотография.

Прага. Вид на кафедральный собор св. Вита с востока. Фото Галины Пунтусовой
Вид на кафедральный собор св. Вита с востока
Особенность готических кафедральных костелов в том, что они производят впечатление построенных не из камня, а из какого-то более теплого и гибкого материала. Некоторые называют это окаменевшим светом, а мне опорные разбегающиеся ребра, система фиал с почками распускающейся жизни напоминают лес, или даже лесную пещеру - место, где входим во внутреннее пространство души и где жизнь преодолевает камень. Кафедральный собор - очень вегетативная постройка, но если исследуем ее геометрически, то с удивлением увидим строгий абстрактный порядок.

Можно было бы легко сделать заключение, что для средневекового человека характер мира был геометрический, основанный на числах. Я видел много менгиров, костелов и паломнических мест. Много раз я себе говорил: «Это красиво! Здесь что-то возвышенное». При этом было чувство, что смотрю на что-то живое и неповторимое, как например, луг, расцветающее дерево, полет черного аиста. Позже я прочитал обзор Милана Шпурека о геометрической сети, на которой стоят чешские менгиры и пражские костелы. Не то, чтобы я сомневался в способности древних цивилизаций или средневековых архитекторов провести на местности прямую или соединить несколько камней одной линией, но кажется, что красота места не геометрического происхождения. Или мы забыли геометрию живого?

Расстояния, соотношения, углы геометрической сети, на которой расположены многие менгиры, романские и готические постройки не случайны, а основаны на числах. Это касается и сакральной геометрии столицы.

Прага. Базилика св. Иржи на Пражском Граде. Фото Галины Пунтусовой
Базилика св. Иржи на Пражском Граде
Прага. Храм Матери Божьей перед Тыном. Фото Галины Пунтусовой
Храм Матери Божьей перед Тыном

Думаю, что менгиры и средневековые сакральные постройки указывают на одновременно геометрический и вегетативный характер мира. Одно не заменяет другое и не является главным. Важна взаимная игра обоих составляющих, способ, которым геометрическое привито к вегетативному. Танец обоих. Гармония в греческом означает объединение стабильной и гибкой частей; как надеваем колесо на ось, костел - на местность, менгир - на вселенную, человека - на душу. Вместо вегетативной основы можем говорить о матери, Еве, мудрости, а геометрическому соответствует порядок, мужчина, разум. Или можем смотреть на Адама и Еву - две башни разной ширины у средневековых костелов, как например, св. Иржи на Пражском граде или храма Матери Божьей перед Тыном.
У современных зданий нет мудрости.

И еще вопрос - как возникла готика? Откуда взялась, так неожиданно и дерзко? Каким образом угадывала родство геометрического и вегетативного? Была создана воображением. Разум и мудрость встречаются на границе ночи и дня, бодрствования и сна. Менгиры, костелы и вечер вызывают сновидение, потому что являются его детьми.

Václav Cílek



гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты