гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | Контакты |
---|
Староместский орлой - орлой гибели
«Ясно, что этот способ измерения времени является изобретением дьявола, благодаря которому каждые 52 года он может возобновлять свою власть над людьми под угрозой приближающегося конца света и их веры в то, что он продлевает время, давая его им даром, и позволяет миру жить дальше». Патер Бернардино Сахагуно. Codex Florentinus, 1576
В тишине приближающейся ночи, под звуки капель дождя, падающих в лужу с каменного готического декора на фасаде, время от времени глухо грохотал его задыхающийся механизм, хрипели защелки на храповиках. Невзирая на то, что теперь время измеряет точный хронометр, казалось, что ко мне через бездну времени доносится скрип старинного коромысла (балансира) с гирями. Я отступил от двери, сложив зонт и подставив лицо каплям дождя, чтобы рассмотреть таинственные скульптуры на фасаде ратуши. Над моей головой тут и там в мелкой мороси поблескивали позолоченные линии на удивительном астрономическом циферблате. Составляющие его части продолжали движение, вопреки ночи указывая путь Солнца, скрывшегося за горизонтом. Развесистые виноградные ветви, созданные рукой неизвестного каменотеса и окружающие циферблат и каменную консоль под балконом, моей оживленной фантазии казались рамой волшебного зеркала, в которое человек всматривается в своих горячечных снах. Небольшие головы, рукой безбожника вытесанные из камня, и все же как живые, казались копиями лиц неизвестных людей, захваченных вьющимися усиками ядовитого плюща.
Быстро пролетел целый час, и пронзительный звук 23 ударов огласил пустую площадь, после чего снова воцарилась тишина, которую нарушали едва слышимые удары дождевых капель. Мой взгляд снова направился к кованым дверям, за которыми лестница поднималась к часовому механизму, отмеряющему тяжелым неумолимым шагом минуты, часы, дни и годы нашей жизни. Я содрогнулся - показалось, что этот механизм отсчитывает время, окончание которого было заведомо определено еще раньше, чем мы сейчас осознаем в своей самоуверенности... Восемнадцатый ангел К своему мрачному видению я вернулся после длительного времени, когда посмотрел фильм ужасов режиссера Вильяма Биндли «Восемнадцатый ангел, снятый в 1998 году. В мрачных фантазиях тайного общества, располагавшегося в средневековом монастыре и по старым этрусским ритуалам готовящегося к Апокалипсису, ясно резонировала идея пражского Орлоя как отсчет времени до конца света. «Прошло уже 500 лет с тех пор, как мы получили знамение», - говорит в фильме еретик о. Симеон, исключенный из лона церкви за свою веру в приближающееся возвращение Антихриста. «Это были астрономические часы. Их назначением было сообщить миру о времени прихода Люцифера. Создатель часов попытался их уничтожить, прося у Бога защиту от мести Сатаны. В борьбе Божья сила вынуждена была уступить сатанинской. Часы ожили и продолжили отмерять время».
Описанный сюжет основывался на старой пражской легенде, которая очень скупа на информацию о создателе Орлоя и обстоятельства его работы: «В магистрат Старого Места пришел неизвестный человек со своими чертежами и эскизами. Никто не знал, откуда он забрел в Прагу, но это, несомненно, был чех, потому что говорил по-чешски как пражский учитель. Назвался Ганушем, представился как знаток различных часовых механизмов, которые долгие годы изучал в Европе. Без долгих предисловий предложил украсить Староместскую ратушу таким орлоем, какого нигде на свете больше не увидеть. Мастер выполнил свое обещание и торжественно передал пражским мещанам свою мудреную работу. Большой циферблат сверкал золотыми кругами и линиями, и люди в священном удивлении и восхищении смотрели на все эти удивительные знаки, линии, числа и на круг с изображениями двенадцати знаков Зодиака и еще на много разных деталей». В отличие от широко распространенного представления, что на мастера Гануша напали и ослепили его члены магистрата, чтобы он не мог создать еще один такой же или более совершенный орлой, в легенде упоминаются нематериальные демонические силы: «Нападение казалось ему таким загадочным и непонятным, что такое не могла сотворить рука человеческая, и мастер Гануш начал склоняться к мысли, что он пострадал не от людей, а то были какие-то темные силы, наказавшие его за созданный механизм».
Этот текст приоткрывает завесу над тайной зловещего назначения механизма, построенного Ганушем, проклятие которого настигло и самого мастера в тот момент, когда он осознал безбожность своего создания и решил его уничтожить. Когда ему это не удалось, он в последние минуты своей жизни проклял орлой, чтобы умирал каждый, кто к нему прикоснется. Это проклятие исполнилось спустя половину тысячелетия, когда Йозеф Манес в 1865 году начал работу по художественной реконструкции. Когда друзья Манеса перед началом работ отговаривали его, ссылаясь на старую легенду, он только усмехался. Но зло на самом деле свершилось - во время работы над календарным циферблатом Манес тяжело заболел и скончался. Неизвестный мастер и неясные следы Одним из самых ранних письменных источников о Староместском орлое можно считать сочинение Яна Таборского из Клокотской Горы, которое он написал в 1570 году. Там он упоминает мастера Гануша как создателя Орлоя. Эти сведения подтверждает и Алоиз Ирасек, который включил в «Старые чешские легенды» (Staré pověsti české) легенду, что мастер Гануш был ослеплен, чтобы никогда уже не смог создать такой сложный механизм в другом городе. Будучи слепым, он приказал отвести его к Орлою и намеренно его повредил так, что он долгие годы не работал.
Недатированное примечание, сделанное неизвестной рукой, не может иметь большого значения - всего лишь расширяет круг лиц, которым легенды приписывают авторство пражского Орлоя, еще одним возможным кандидатом. Неизвестно, кто дополнил текст Гаека и каковы были его знания истории. Складывается впечатление, что кто-то пытался уничтожить все исторические упоминания о создателе Орлоя, поскольку не удалось сфальсифицировать источники, равно как и воспрепятствовать дальнейшему анализу заметок таинственного автора на полях. Это доказывает и история сочинения Гаека. Сегодня его книга "Oratio de laubidus" сброшюрована вместе с несколькими другими сочинениями. По переплету видно, что кто-то во второй половине 20 века потрудился разорвать первоначальную книгу и в переплет вставил только остатки двух исходных сочинений, написанных в 16 веке. Это сделало невозможным анализ рукописи и тематического интереса автора заметок на других страницах этого тома. Богуслав Бальбин в III томе своего сочинения "Miscellanea historica", выпущенном в 1681 году, подтверждает, что автором Орлоя является мастер Гануш со своим учеником Якубом и что этот сложный механизм был создан, вероятно, в 1490 году. Кроме того подчеркивает, что согласно одной старинной рукописи Гануш был выдающимся астрономом и известным профессором математики в Карловом университете. И здесь снова встречаемся с полным удалением следов, о чем кто-то постарался еще в далеком прошлом. Уже Карел Яромир Эрбен и Вацлав Росицкий при изучении этого источника не смогли подтвердить имя Гануша в коллективе пражского университета. «Выдающийся астроном» и «известный профессор математики» просто исчез в безымянной бездне времени. Пропавшая рукопись Вернемся к сообщению Таборского об Орлое, каллиграфически написанному на пергаменте и украшенному многочисленными рисунками. Свою книгу, переплетенную в коже, Таборский преподнес староместскому магистрату. Когда же досточтимым членам городского магистрата стало жаль снабдить этой прекрасной книгой орлойников (мастеров, обслуживающих Орлой), они приказали сделать еще одну копию, «рабочую». Она объявилась более 500 лет назад, будучи выкупленной Архивом города Праги из частной коллекции. Значительно замусоленая рукопись, тоже в кожаном переплете и вырезанной датой 1588 на обложке, стала интересным артефактом, позволяющем сделать косвенные выводы о назначении Орлоя, о людях, создавших его и поддерживающих его работу. Рукопись является дословной копией оригинала сочинения до самого конца, где Таборский написал: «Это сочинение успешно закончено в среду, в день св. Луки, Тысяча пятьсот семидесятого года от рождества Христова». За этим предложением писарь, сделавший копию, добавил: «и переписано мною, Матоушем Кархесиусом Яблонским, писарем пражской канцелярии, по поручению пана бургомистра и панов Старого Места пражского во вторник, день святой девы Катержины,1587 года от рождества Христова». Прочитав этот абзац несколько раз, я опешил. Приведенное дополнение стало первым серьезным косвенным доказательством моих предположений, что работа Орлоя не предопределялась ни одним набожным замыслом. Дело в том, что день св. Катержины, т.е. 25 ноября, в 1587 году приходился не на вторник, а на среду. Разве мог допустить такую ошибку человек, который в этот день завершил долгое и утомительное переписывание текста? А если совершил, то почему не исправил? Исправить было бы несложно - выскрести ошибочную дату, что в средневековье часто использовалось. И на других рукописях видны следы исправлений и ретуши записей. Особенно странно то, что такую ошибку совершил копировщик, который зарабатывал корректной перепиской текстов. В то время письма и иные документы стандартно датировали именем святого в календаре, что не представляло никаких сложностей образованному человеку в христианской Европе. К тому же копируемый текст повествовал прямо об этой теме. Писарь копировал сложные данные в рукописи - таблицу восхода Солнца согласно половинному Орлою (циферблат, разделенный на 12 часов), таблицы для определения вруцелетной буквы в зависимости от солнечного цикла, правила определения Пасхи и таблицы переходящих праздников по Юлианскому и Грегорианскому календарям, правила определения новолуний. И при этом он не смог прочитать дату и соответствующее имя святого, который в то время уже показывал календарный диск Орлоя? Вероятно, автор копии не был набожным верующим человеком, как о нем думали. Орлой и адепт Фауста Эту версию подтверждает и факт, что копировщик книги Таборского никто иной как Мартин Краус из Яблоннего, известный под гуманистическим именем Carchesius, который получал две копы грошей в неделю в Староместской ратуше «за многочисленные старинные должности» с 1564 по 1614 гг., до самой смерти. Это был образованный человек, которого очень интересовала судьба и труды черного виттенбергского мага. В 1611 году он выпустил повествование о его жизни под названием «История жизни доктора Яна Фауста, известного чародея, а также дьявольских записей и чарах, о его страшной смерти по обнаруженным его собственным произведениям для всех интересующихся и безбожных людей». Титульный лист указывает на то, что этот удивительный писарь рылся в дневниках, оставшихся от человека, связь с дьяволом которого уже в то время была легендарной. Кархесиус считается гуманистическим интеллигентом, забывая, что гуманизм обращался не только к античным формам образования и красоты, но и к античным культам, которые в его время были бы отмечены как языческие. Его рукопись вызывает у меня представление тайной библиотеки в средневековом городе с кривыми улочками, по которым ходили Фауст, доктор Ди, Калиостро. Измеритель времени вавилонских магов В то время как копировщик трактата Таборского недостаточно хорошо был знаком с текущим церковным календарем, дополнения и заметки на полях дают повод задуматься. Около абзаца, повествующего о мастере Гануше, который в 1490 году создал Орлой, дописано слово «ошибка». На 27 странице этого тома находится копию немецкого письма от 9 октября 1410 года, в котором говорится, что конструктором Орлоя является не мастер Гануш, а некий мастер Микулаш из Кадани. Копировщик хотел создать впечатление, что содержание письма особенно важно, поэтому и свою копию датировал «Из старых книг в канцелярии выписано 15 ноября 1628 года». Таким образом, можно усомниться в достоверности опровержения авторства Гануша в создании Орлоя. Из текста можно сделать выводы об интересах его автора. Непосредственно за немецкой копией документа следует его перевод на чешский язык. В абзаце, описывающем, как создатель Орлоя «сделал астролябию, в которой Солнце совершает свое движение, как на небосклоне», в немецком оригинале написано: «в котором Солнце совершает по Зодиаку в двенадцати знаках свое движение и завершает свое движение через 19 лет, как на небе». Двенадцать знаков Зодиака Солнце проходит за один год. Чтобы это отразить на Орлое, на астролябии должно быть изображено звездное небо в виде зодиакального круга. Завершение движения через 19 лет связано со старым астрологическим периодом saros, который использовали вавилонские маги для выражения повторяющейся констелляции Солнца, Луны и звезд, чему подражает и пражский Орлой. Если у копировщика книги для орлойников были трудности с использованием христианского календаря, то он предпочитал измерение времени вавилонских магов. Астрологический компьютер Сложный механизм Орлоя в соответствии с действительностью приводит в движение на астролябии указатель эклиптики, Солнца, Луны. Причем шар, изображающий Луну, показывает ее фазы.
Время, которое сейчас используется (дважды по 12 часов в сутках) на Орлое обозначено римскими цифрами по краю астролябии. Все позолоченные римские цифры расположены внутри круга, изображающего тропик Рака. Полдень, 12 часов, находится выше всего на голубом поле, Полночь, 12 часов, находится внизу в самой темной части астролябии. Время указывает позолоченная рука, досягающая и его внешнего циферблата, где на темно-серо-голубом кольце арабскими цифрами обозначено 24 часа. Это старочешские часы, которые отсчитывают начало суток от реального захода Солнца. Т.к. время захода Солнца в течение года меняется, то двадцатичетырехчасник понемногу вращается, чтобы соответствовать этим условиям. Расположение Солнца, Луны и эклиптики на Орлое показывают три указателя, измеряющие среднее солнечное, старочешское и звездное время, а также фазы Луны. Небольшое позолоченное солнышко в течение года перемещается по штанге своего указателя, который вращаясь вокруг центра, указывает кажущееся движение Солнца вокруг Земли. Солнышко постоянно находится на линии эклиптики, зимой приближаясь к центру циферблата, а летом подходя к самому его краю. Знаки на кольце эклиптики разделены позолоченными лучами на участки по 5 градусов, что помогает видеть положение Солнца совершенно точно. Зодиак вращается вокруг центра циферблата в виде большого эксцентричного кольца, обозначенного двенадцатью символами его знаков. У него свое движение, независимое от движения солнечной стрелки, показывающей кажущееся движение неба вокруг Земли.
К третьей штанге прикреплен лунный шар, который также передвигается по краю эклиптики. Половина шара посеребренная, а другая половина темная. Он совершает оборот вокруг своей штанги за один синодический месяц, приблизительно за 29 с половиной дней, которые проходят от одного полнолуния до другого. Когда шар на том же месте, что и Луна, происходит конъюнкция, новолуние - лунный шар повернут к нам темной стороной. Во время оппозиции Солнца и Луны шар поворачивается посеребренной стороной, изображая полнолуние. В промежутках показывает различные фазы Луны. Механическая модель небес Орлой работает так же удовлетворительно, как астрологические программы на современных компьютерах. Он позволял средневековым посвященным оценить текущую ситуацию в небе и днем, так и ночью, независимо от погоды и облачности. Но это еще не все.
На циферблате можно видеть восход, кульминацию и заход Солнца, Луны и всех знаков Зодиака. Всегда видно, какой знак восходит - т.е. находится на Асценденте, какой находится в верхней точке неба Medium Coeli, какой заходит - находится в Десценденте, и какой знак лежит в самой нижней точке Imum Coeli. Это фундаментальные сведения для астрологов, как в старые времена, так и для современных. Что можно увидеть на Орлое? Дату, время, положение Солнца в знаках Зодиака, положение Солнца относительно горизонта, время захода Солнца (соответственно, сколько осталось до заката и сколько прошло от рассвета). Положение Луны в знаках Зодиака, взаимное расположение Солнца и Луны. А также Орлой показывает звездное время, вавилонское время, или планетарное, в котором каждым часом управляет определенная планета, восходящий и заходящий знаки Зодиака, знаки на вершине и в самой нижней точке неба. Сравните с тем, что показывают ваши наручные часы. Из этого следует, что Орлой с самого не был задуман для мещан и торговцев на площади в качестве городских часов. Он предназначался, прежде всего, посвященным, для которых планеты и звезды служили астрологическими указателями. В связи с этим актуальны и сейчас слова Таборского: «кто не разбирается в искусстве астрологии, тот без указаний, особенно в сферах, не сможет понять Орлой, кроме часа, на который указывает стрелка с рукой». Измеритель времени тайного общества Орлой был очень тесно связан с астрологией, а также с родственными герметическими науками. Под навесом Орлоя над окнами, где теперь помещаются апостолы, находилась таблица планетарных часов. Она сообщала, какая планета управляла каждым часом, причем для каждого дня недели была своя очередность планетарных управителей.
Воскресенье было связано с Солнцем, поэтому Солнце управляло первым дневным планетарным часом. Вторым часом в воскресенье управляла Венера, третьим - Меркурий, четвертым - Луна. При наступлении пятого часа нужно было начинать с начала - управлял Сатурн, шестым часом Юпитер, седьмым - Марс, а восьмым - снова Солнце. Ночная последовательность управителей начиналась в первом часу пополудни, которым управлял Юпитер, и заканчивалось Меркурием. Первый час понедельника будет под управлением Луны, потому что понедельник - день Луны. Вторник - день Марса, среда - день Меркурия, четверг - день Юпитера, пятница - день Венеры, суббота - день Сатурна. Определение планетарных управителей часа было очень важно при магических операциях. Таблица, помещенная на Орлое, упрощенно показывала 12 дневных часов. После дневных часов следуют ночные, в которых действует та же очередность планет. Галерея архетипов Посмотрим на удивительный спектакль, который на Орлое повторяется в течение дня. Смерть переворачивает песочные часы, дергает за веревку звоночка и старательно звонит, будто бы приводит в действие легендарную Пляску смерти. Напротив нее скряга качает головой, и остальные фигурки тоже начинают двигаться. Два верхних окошка с синим стеклом открываются на минутку, и перед ними друг за другом шествуют апостолы, после чего окошки закрываются и кукарекает петух.
Эта сцена, в которой основное внимание привлекают апостолы, сейчас мало связана с оккультными, и немного зловещими, знаками первоначального Орлоя. Апостолов поместили на Орлой в конце 1865 года, а нынешние фигурки сделаны после 1945 года. Добродушные апостолы похожи на сказочных героев из детства, при этом резко контрастируют с мрачными демоническими масками на готическом оформлении астрономического циферблата и таинственными призрачными фигурами на каменных консолях, которые, в отличие от апостолов, являются первоначальными скульптурами Орлоя.
Рассмотрим персонажи как архетипы герметического символизма. Фигурка мертвеца, переворачивающего песочные часы и звонящего в погребальный колокольчик, символизирует кратковременность света, его смерть, гибель и возрождение. Фигурка человека в тюрбане с лютней, символизирующая Порок, представляет в широком смысле человечество на распутье между красотой и наслаждением и верностью и долгом. Слева стоит Скряга с мешком денег и тростью в правой руке, а около него Тщеславный человек смотрится в зеркало. Первый из них является архетипом злоупотребления богатством и властью (мешок и трость - символы силы и магических знаний), другой символизирует самодовольство, которое соответствует злоупотреблению временными ценностями. Процессия Апокалипсиса Наиболее выразительные персонажи Орлоя, которые крупнее остальных, расположены слева от календарного циферблата. Это ангел со щитом в правой руке, и в левой с мечом, направленным вверх. Он точно символизирует ангела Апокалипсиса. Рядом с ним фигурка герметического Философа, который посвятил свою жизнь поиску скрытой истины.
Справа от календарного диска стоит Астролог, человек с подзорной трубой и тюрбаном на голове, который более астролог, чем астроном. Он представляет ученого, глубоко убежденного во взаимосвязи микрокосмоса и макрокосмоса. Около него Летописец с книгой в руке обращает наше внимание на важность записи и изучения давно минувших и текущих событий. На фасаде в центре карниза под окошками апостолов изображен каменный ангел, держащий в руках ленту. Т.к. время стерло надпись, которая на ней находилась, послание этой скульптуры скрыто от нас.
Каков завет галереи таинственных фигур? Если оценить их взаиморасположение и компоновку, приходит неутешительная идея. Фигуры, расположенные наверху - Смерть, Порок, Скряга и Тщеславный человек - связаны единой темой. Под властью Смерти, которая приходит за неумолимым расчетом, указанные пороки не имеют долгого существования. Размещение скульптуры у астрономических часов намекает, что дни поклонников мамона уже сочтены.
Другая группа скульптур находится внизу, у календарного циферблата. Вероятно, здесь речь идет о более продолжительном периоде времени, измеряемом месяцами или годами - «пока не придет час». Доминирующая фигура Ангела с мечом символизирует гибель света, Апокалипсис, из пепла которого возродится новый мир. Фигуры Философа и Летописца показывают, что об этом необходимо задуматься, изучать метафизическую истину, а решение искать как в старых источниках, так и в текущих событиях. Фигурка Астролога предупреждает, что наблюдая за звездным небом, можно вовремя распознать гибель, которая в будущем прилетит из Вселенной, возможно, в виде астероида или кометы. Когда это случится, пражский Орлой отсчитает последние месяцы, дни и часы, чтобы Смерть последним звоном объявила начало заключительной битвы между Добром и Злом. Видео "Отсчет времени пражского Орлоя. Надежда или обреченность?" (12 мин) Miloš Jesenský |
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | Контакты |
---|