гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты

Символика прошлого или настоящего?

Пражский Орлой
Пражский Орлой
Если посмотрим на весь Орлой спереди, то увидим, что он разделен на три части. В самой верхней части апостолы, средняя часть астрономическая, нижняя - календарь.

На первый взгляд Орлой симметричный, кроме двери, ведущей на площадку к астрономической части. Он ориентирован на юг, справа, если смотреть от наблюдателя, восток, начало дня, слева - запад, конец дня.

Орлой расположен на фасаде городской ратуши, светского здания. Многие европейские куранты расположены внутри кафедральных храмов. Пражский Орлой не защищен храмовым пространством, а согласно средневековому мышлению, так он более подвержен неблагоприятному влиянию сверхъестественных сил. У него больше, чем у других, внешних декоративных элементов, которые можно считать охранными.

Над созданием Орлоя работали выдающиеся профессионалы средневековья, строители кафедральных соборов, в декоре которых появлялись астрологические или алхимические мотивы. Строители хорошо знали защитные элементы.

Верхняя часть Орлоя

В высших сферах доминирует петух. Это очень старый символ смелости и бдительности, он встречает новый день и Солнце. В легендах при его первом пении убегают духи и дьяволы. Это обычное дополнение курантов, храмовых башен, часов для интерьеров. Он всегда помещается наверху. На пражском Орлое он появился в 1883 году. Был ли Орлой до того времени защищен другими символами? Если он был задуман как усиление защиты, то в будущих столетиях он себя оправдал.

Верхняя часть астрономического циферблата Пражского Орлоя
Петух
Верхняя часть астрономического циферблата Пражского Орлоя. Дракон
Дракон

На небольшой крыше, недалеко от петуха, на первый взгляд два симметричных дракона, два василиска. У василиска птичий клюв, корона, два крыла и змеиное тело. У него был титул змеиного короля. Это опасное существо, от его взгляда могут окаменеть люди, животные и растения. Пражские василиски, очевидно, следят, не пролетает ли рядом какой-нибудь вредитель. Важно, что они поблизости от петуха - его василиски боятся.

На левого василиска направлено еще одно оружие - у тщеславного человека, расположенного в нескольких метрах под ним, в руках зеркало - самая надежная защита от его уничтожающего взгляда.

Пражский Орлой. Тщеславный человек
Тщеславный человек
Пражский Орлой. Каменный ангел
Каменный ангел

Каменный ангел тоже там, где должен быть. Как Божий посол в верхних сферах, с крыльями, с посланием на развевающейся ленте, которое сейчас уже невозможно прочитать. Христианские ангелы унаследовали крылья лебедя от античной Нике, богини победы. Это самая старая статуя на Орлое, позже ее дополнила деревянная статуя рядом, в календарной сфере, стража Старого Места и борца с драконами, темными силами, архангела Михаила. Это очень сильная защита.

Около ангела под карнизом скрыта лента, вероятно, свиток с неизвестным текстом, возможно, стилизация змеи. Верхняя статуя ангела - работа цеха Петра Парлержа, который работал в Праге с 1356 года до гуситских войн, более 60 лет. Он был магистром цеха, встречался с королем, у него в подчинении были все рабочие. Средневековый строительный цех был строго организованным тайным обществом каменщиков. У них были особенные ритуалы, как для приема новых членов, так и для работы. Свой опыт они передавали исключительно устно.

Средняя часть Орлоя

Астрономический циферблат Пражского Орлоя
Астрономический циферблат Пражского Орлоя
Вокруг астролябии видим круговую галерею скульптур Парлержа. Не всех можно идентифицировать, по причине воздействия времени или они с самого своего возникновения были фантастическими. Те, которые отчетливы, представляют из себя компанию разнообразных животных.

На вершине круга отдыхает лев. У льва в царстве зверей, мифологии и символики всегда однозначная позиция - короля и защитника. Он вызывает уважение, даже когда отдыхает. Реальный лев умеет отдыхать, может пролежать и 20 часов в день, а почему бы нет? Это король… Поблизости от него на Орлое следующее охранное животное - собака.

Предполагается, что это было первое одомашненное животное. Кроме бдительности и охраны символизирует также и верность. Собака появляется в легендах, где сторожит клады. На надгробии собака у ног рыцаря символизирует естественную смерть. Символом смерти в бою был уже зарекомендовавший себя лев.

Охранную линию петух - ангел - лев - собака могла бы продолжить кошка, хотя и расположенная на некотором удалении на нижней половине. Она тоже иногда охраняет клады, но не так надежна. Кошка - символ независимости, дешевой и фальшивой ласковости и ехидства. Кошка - спутник магов и чародеев. На Орлое у единственного животного - у кошки поднятая голова, хотя немного деформированная и сильно повернутая. Наверно, это тоже имеет значение. На Орлое у нее есть визави - на такой же высоте на западной стороне отдыхающая пантера или тигр, тоже из семейства кошачьих. Около льва расположена удивительная фигура со змеиным телом и острой конусообразной шапочкой. Такой фригийский колпак является символом свободы античного Рима - передавая его рабу, хозяин освобождал его от рабства, давал ему свободу. Возможно, парлержовцы замышляли это как символ очищения и совершенства, превращение ползающей нечистой змеи в человека. В христианстве змея - низкое, грешное, дьявольское существо, а также искуситель, который при столкновении всегда побежден. У драконов тоже нехорошая репутация. Согласно средневековым представлениям драконы отпочковались от змей, но у них выросли крылья и голова. Пересмотр значения символов в случае змей и драконов самый выраженный, потому что в древних цивилизациях, в первую очередь в Китае и Японии, их рассматривают как символ небесной сферы, дождя, плодовитости, власти. Они присутствовали в знаках императоров и высших чиновников империи.

Астрономический циферблат Пражского Орлоя. Охранные фигуры вокруг циферблата
Охранные фигуры вокруг циферблата

На Орлое два маленьких дракончика поддерживают панель астролябии. Они выглядят почти безвредно, но компания рядом с ними настораживающая и почти предостерегающая. Вероятно, предупреждают нас, смертных, приближающихся к порогу преисподней, где правят темные силы и обитают дьяволы?

Маскароны, фантастические лица с дьявольским выражением, часто встречаются на готических кафедральных соборах. Они расположены на высоте, отпугивают и отгоняют опасные внешние стихии. Такая стихия, когда пролетает мимо и видит, что здесь уже занято, ищет себе другое место. Их не менее фантастическими компаньонами на высоте являются и скульптурные водостоки. Они отпугивают своим видом, а их форма фигурная, чудовищная, в виде животного, неисчерпаема. Это устройство имело свои практические задачи - охраняло кладку от влажности.

Астрономический циферблат Пражского Орлоя. Скелет
Скелет
Этих каменных монстров, расположенных на высоте, плохо видно. Орлой по сравнению с соборами небольшой, и здесь их можно хорошо рассмотреть. И они могут рассматривать нас и предупреждать, что граница как раз здесь. Им составляют компанию низменные и ночные существа. Спящий нетопырь с репутацией вампира, трансформированного дьявола, который пьет кровь и умеет превращаться в других животных. Жаба, христианский символ греха и еретиков, которые, как жабы, пребывают в грязи и квакают свою неправду. У этого создания есть и другое значение. В древнем Египте жаба была символом религиозного спасения, воскресения и продолжительной жизни. Подобную перемену прошла и черепаха, которую мы на Орлое не опознали. Ежик также ночное животное, считается защитником домашнего счастья, но преобладает любовь к лакомствам, жадность, агрессивность и гнев. Бесформенное лицо на востоке и леший на западе подчеркивают выразительность предостережения перед темными силами. Леший, зеленый муж, огненный муж или древнегреческий Пан были всегда символом природных, лесных, а также и преисподних сил.

А посередине дьявол, внизу под астролябией, кругом мира, на самой границе его царства. Звериное лицо, настороженные уши, глаза навыкат. Он один, будто не нуждается в помощниках.

Вспомним о скелете. Мы не рассматриваем его как символ смерти и конца, а как предупреждение, что все вокруг тленно. Звонок и песочные часы подчеркивают его Memento mori. Он исходит из готики, но барокко в полной силе развило это символическое сообщение.

Нижняя часть Орлоя

Календарный циферблат Пражского Орлоя
Нижняя часть Пражского Орлоя
По сравнению с мистическими символами декора вокруг астролябии, окружение календаря кажется идиллией. Она четко отделена, не только оптически, площадкой для мастера, обслуживающего Орлой. Она полна растительных мотивов и символов жизни. Виноградная лоза непрерывно облегает целый круг календарного колеса. Уже у шумеров вино считалось божественным напитком, который освобождает от земных забот, приносит радость, молодость и вечную жизнь. Непосредственно под площадкой в ветвях расположены обезьяна и птица с длинной шеей и раскинутыми крыльями. Это мог бы быть феникс, огненная птица, символ вечности, круговорота обновления и воскресения. Его почитали все древние цивилизации. Согласно легенде, он на свете всегда единственный. Умирает он в огне, а когда полностью сгорит, вскоре из пепла рождается новая птица. В каменных ветвях он будто ведет разговор с обезьяной. В античности обезьяна была домашним животным, ловким и понятливым. В средние века стала символом греховности, жадности и воплощением дьявола. Растительные мотивы в необычном переплетении и скульптурном исполнении продолжены под входом на площадку и около двери. В ветвях между листьями можно распознать птиц с лесным гномом. У трех этажей Орлоя по бокам собственная опорная система. У нее, прежде всего, декоративная функция, потому что весь Орлой пристроен к стене башни.

На первый взгляд различный художественный замысел декора подкрепляет версию о создании Орлоя за два периода готики - старшей, Парлержовской, вокруг астролябии, до 1410 года, и поздней Владиславской около календаря, приблизительно в 1490 году.

Нижняя часть астрономического циферблата Пражского Орлоя
Каменщик
Нижняя часть астрономического циферблата Пражского Орлоя
Каменщик

Календарь, а оптически целый Орлой, поддерживают две фигуры средневековых каменщиков. Одежда указывает на их различное общественное положение, возможно, это мастер и подмастерье. Один без другого не построили бы кафедральный собор. Эти выразительные скульптуры на Орлое помещаются ниже всего, и их лучше всего видно. У вероятно, стилизованных создателей Орлоя, хотя их иногда называют спящими, глаза не закрыты. Они и не обособлены, хотя у них лица, будто их ничего вокруг не интересует. В темной полости на западной стороне, куда никогда не проникает солнце, находится скульптура совы. В древности она была символом ночи, а также и мудрости. Средневековье считало ее символом пребывания во тьме, в неверии.

На узкой боковой стороне этой мистической конструкции расположены две небольшие скульптуры, размещенные изолированно. Они как бы связаны с отдыхающими каменщиками. На восточной стороне пробуждающаяся птица, ныне без головы, а на западной - немой лик, лицо без уст. Молчаливые свидетели с 15 века, который ныне называется средневековьем.

Описание фигур

Нижняя часть астрономического циферблата Пражского Орлоя
Апостолы
Нижняя часть астрономического циферблата Пражского Орлоя
Апостолы

Фигуры апостолов появляются в левом и правом окошках Орлоя в следующей последовательности: Яков и Петр, Андрей и Матфей, Иуда и Филипп, Фома и Павел, Иоанн Евангелист и Симон, Варрава и Варфоломей Для выражения «апостол» в чешском языке есть красивый синоним: «вероучитель». Он относится не только к первоначальным 12 апостолам, но и последующим 72. На пражском Орлое 12 фигур, которых называют апостолами. Но не все из самых первых - предателя Иуду заменил Матфей. Евангелиста Матфея на Орлое заменил Варрава.

Нынешние скульптуры деревянные, их после пожара изготовил Войтех Сухарда (1884 - 1968), который реставрировал более ранние фигуры. Интересной технической деталью является поворот апостолов, прикрепленных на концах плеч механизма для их движения. После поворота к зрителям, достигнув окошка, фигуры с помощью пружины возвращаются в исходное. Представление апостолов завершает кукарекание петуха. Позолоченная фигурка расположена под крышей комнатки апостолов. Звук издается при сжатии мехов, направляющих воздух в три трубки. Меха сжимаются при закрывании окошек. Петух из фигур появился на Орлое самым последним.

На уровне окошек расположен Ангел.

На астролябии
Слева: Тщеславный человек, скряга.
Во время прохождения апостолов скупой человек трясет мешочком с деньгами. Эта фигура представляет скупость. Пустой, тщеславный человек - первая из подвижных фигур верхнего ряда. При прохождении апостолов поворачивает голову и смотрится в зеркало с разных сторон. В обычном толковании представляет грех тщеславия, поэтому должен опасаться Смерти. Другое объяснение рассматривает фигуру как мага, с помощью зеркала смотрящего за границы мира ощущений. В таком случае это человек, занимается благородным духовным делом, в противоположность скряге, который занят накоплением имущества.

Справа: Смерть и Турок
Фигура Смерти тоже подвижная, она поворачивает песочные часы и дергает за веревочку от звоночка. Ее звоночек находится наверху в башенке над Орлоем, рядом с цимбалами, отбивающими часы. Фигурка, которую называют Турком, имеет несколько толкований. Чаще ее считают символом греха наслаждений. Это выглядит не очень убедительно. На его головном уборе, как и у тщеславного человека, видим распустившийся цветок. Эзотерическое объяснение значения ищут в другом направлении.

Календарь:
Слева Философ и Архангел Михаил, справа астроном и летописец.
Средневековье - время выраженного мистицизма - в изобразительном искусстве высказывалось символической речью. Сегодня трудно расшифровать значение отдельных аллегорий скульптурного декора. Фигуры реставрировались, иногда изготавливались заново, что стирало первоначальный замысел. Сегодня нет точных сведений, когда какие фигуры появились на Орлое. Влияние времени на деревянные фигуры неблагоприятно. Сегодня на Орлое современные копии.
По материалам сайта www.orloj.eu и Виртуального музея часов www.muzeumhodin.info
гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты