Мистическая Прага

Святой Вацлав
Вацлав - сын князя Вратислава I и княжны Драгомиры, родился около 907 года. В 924 году он принял власть в нестабильной области. Брат Вацлава Болеслав стал зачинщиком нападения, и Вацлав был убит утром 28 сентября 935 года по дороге на утреннюю молитву в костел в Старом Болеславе. Болеслав немедленно захватил власть.

Шлем св. Вацлава
Шлем св. Вацлава
Реликварий - серебряный бюст св. Вацлава
Реликварий - бюст св. Вацлава
Реликварий св. Вацлава
Реликварий св. Вацлава

Значительная роль святовацлавского культа принадлежит шлему святого. Как минимум его ободок и наносник происходят со времен Вацлава. Это должен быть тот шлем, который, согласно преданию, помог святому выиграть битву с князем Радиславом.

Палладиум земли Чешской
Палладиум земли Чешской
У Вацлава был верный слуга Подивен. Его имя связано с Палладиумом - священным предметом, охраняющем Чешскую землю от врагов. Св. Мефодий сделал металлическую иконку Девы Марии с Сыном и подарил ее св. Людмиле. После ее смерти св. Вацлав унаследовал иконку и носил ее на груди. После убийства Вацлава его слуга Подивен снял с него иконку и спрятал от осквернения. Позже враги настигли Подивена и убили его. Око 1160 года иконку выкопал в поле крестьянин и преподнес староболеславскому капитулу. На месте находки, недалеко от места убийства Подивена, была поставлена часовня. Во время гуситских войн она была сожжена, а иконка уничтожена. Часовня была восстановлена, а иконка воссоздана неизвестным мастером по сохранившимся описаниям. В начале 17 века в Старом Болеславе для Палладиума был построен большой храм Успения Девы Марии.

В фундаментах собора св. Вита на Пражском Граде находятся остатки ротонды cв. Вита, которую вроде бы основал сам св. Вацлав около 925 года. Св. Вацлав был похоронен в южной апсиде ротонды. Карл IV велел его останки изъять и похоронить в новом алтаре, а череп поместил в отдельный реликварий. Само место могилы осталось в сущности неизменным. Апсида находилась прямо под нынешней часовней св. Вацлава.

Костел св. Вацлава в Просеке - часть Святого пути, по которому перевозили тело мученика из Старого Болеслава на Пражский Град. Костел был частью Святого пути. В 17 веке по сторонам дороги были построены часовенки на расстоянии друг от друга, равном длине Карлова моста. Дорога вела от места убийства через Карлов мост к захоронению св. Вацлава в храме св. Вита.

Ангелы в Праге
Ангелы - символы невидимых сил, посредники между миром людей и Богом. Прагу с ангелами связывает предание о Староновой синагоге. Предки пражских евреев построили ее еще две тысячи лет назад, после уничтожения Второго храма в Иерусалиме. Тесаные блоки из обломков иерусалимской святыни, вероятно, перенесли в Прагу небесные ангелы и построили прекрасный молитвенный дом.

Ангелы вошли в легенду о св. Вацлаве. Самая старая из легенд 1230-1250 гг. рассказывает, что Вацлав был приглашен императором Генрихом на дворянское собрание. Вацлав опаздывал, император разгневался и приказал князьям ни в коем случае не уступать опоздавшему место под страхом быть обезглавланными. Вацлав прибыл на третий день собрания, а когда вошел в зал, то ко всеобщему удивлению место ему уступил сам император. Оказывается Генрих увидел сияющий крест на челе входящего Вацлава, которого сопровождали два огромных ангела.

После собрания император предложил Вацлаву разные богатства, но тот попросил время подумать. Во сне Вацлаву явился св. Вит, поэтому на следующее утро гость попросил святую реликвию - кость руки останков св. Вита, которую он получил со словами «Вот рука в знак нашего союза». Для этой реликвии св. Вацлав построил в Праге ротонду.

Рыцарь святого Грааля
«От столицы эта кровавая битва направится к горе Бланик, где войско расположится между Блаником и Начерадцем у деревни Бейковиц. И тут начнется бой. Там, где произойдет эта великая битва, сверкает водная гладь пруда. Перед битвой из него со временем аисты и другие птицы вынесут всю траву, и несколько лет перед бланицкой войной он будет пустым и высохшим. От той битвы он наполнится кровью так, что она будет переливаться и через запруды. И будет крик великий, и ржание коней, звук барабанов и такая стрельба, крупная и мелкая, что тот грозный шум будет слышан на 24 мили. Сам бой продлится целых 12 дней, Потом на тринадцатый день Бог пошлет своим верным помощь: из горы Бланик вырвется войско, которое Он там содержал. Как только войско появится, страх охватит врага, который, убегая, так разрушит Прагу, что следа от нее не останется. Собравшимся верным священник отслужит мессу на пне посреди пруда…

Так романтично пересказал Алоиз Йирасек известную легенду о бланицких рыцарях в «Пророчествах Сивиллы» - Гора Бланик окутана легендами. Якобы в ней спит войско рыцарей, управляемое самим покровителем Чехии св. Вацлавом. Вацлав стал синонимом национальной гордости и опоры в тяжелые времена.

Однако сюжет о правителе, который в нужный момент придет на помощь своему народу, довольно старый. Он появляется и в легендах о короле Артуре. Цикл легенд об Артуре включает в себя мотив святого Грааля - чудесной чаши, в которую была собрана кровь Христа. Поиск святого Грааля стал центральным сюжетом легенд о рыцарях Круглого стола короля Артура.

Магическая сила войска Артура имеет параллель с войском Вацлава, скрытом в Бланике. Бланицкая пещера может иметь связь с пещерой, в которую был заключен советник Артура друидский маг Мерлин. И он, заколдованный, ждет своего часа в пещере.

При ближайшем рассмотрении обнаруживается и следующее сходство. Король Артур взял в жены красавицу Гвиневру, которая изменила ему с его лучшим другом рыцарем Ланцелотом. Тот, хоть и неблагородного происхождения, прослыл самым храбрым из рыцарей Артура. Вацлавская легенда тоже говорит о женщине, которую набожный князь взял в жены с целью продолжения рода. Он тоже был обманут своим придворным. Как и Артур, он не наказал их, а простил.

Благодаря этим и иным подробностям, а прежде всего личности чешского князя, можно рассматривать св. Вацлава как рыцаря святого Грааля, т.е. носителя благородного христианского света, обогащающего духовную жизнь тех, кого он освещает. В таком же духе понимал святовацлавский культ и император Карл IV.

Братоубийство как судьба народа
Убийство князя членами дружины его младшего брата Болеслава предзнаменовало ряд мрачных событий, которые как тень, скрывают другую сторону чешской души. Убийство Вацлава можем рассматривать как тень, брошенную на судьбу чешского народа.

Однако было бы несправедливо воспринимать Болеслава как подлеца. Его качества правителя были бесспорны. Он, в отличие от Вацлава, стремился к независимости государства. Во время его правления к государству Пршемысловцев были присоединены Моравия с Поважским районом и временно часть Силезии. Он основал чеканку чешских монет - динариев, которые были в обороте до 1300 года.

Его сына Болеслава II Благочестивого летописец Космас воспел как «наихристианейшего человека, отца сирот, защитника вдов, утешителя скорбящих». Болеслав II расширил чешское государство на Краковскую область, а в 973 году основал в Праге епископство. Во время его правления князь Вацлав увенчан ореолом мученичества.

Но и при его правлении доходит до братоубийства, противоположному тому, что совершил его отец. Славниковичи были чешским родом, возможно, родственным Пршемысловичам. Убийство целого рода Славниковичей в 995 году у Либице хотя и было, таким образом, братоубийством, но укрепило позиции правящей династии и укрепило создаваемое государство. Это произошло 28 сентября, в годовщину смерти св. Вацлава, а завоеванная Либице досталась Вршовицам, которых спустя столетие, 27 октября 1108 года, постигла та же участь. Так два необычайных убийства, брата и массовое, стояли у истока могучего и процветающего государства Пршемысловичей, позже Чешского королевства и Чешской республики.

Умирающий князь Вацлав
Умирающий князь Вацлав
Вернемся к убийству Вацлава. В сознании большинства сохранился образ св. Вацлава, который держится за дверь староболеславского костела и спрашивает: «Брат, что же ты делаешь?». И мужественно защищается мечом, который с пиететом хранится в Святовитском храме вместе с коронационными регалиями. Вацлав мог бы противостоять предавшему брату-язычнику, но не перевесу сил наемных убийц. Его жизнь заканчивается мученической смертью. К сожалению, большая часть из этого не соответствует действительности.

Из исторических записей узнаем о верном слуге Вацлава Подивене. Этот дворянин и друг помогал Вацлаву в приготовлении облаток и вина и принимал участие в его добрых делах. Согласно одной легенде, зимой ходил за Вацлавом строго по его следам на снегу, чтобы согреться. Подивен предупреждал Вацлава о предательстве и насилии со стороны Болеслава. И все же посещение Болеслава состоялось. На Вацлава напали у дверей костела свв. Космы и Дамиана. Хотя он шел на богослужение без оружия, ему удалось отразить нападение брата, но он был убит членами дружины его брата. После смерти Вацлава Подивен отправился в ссылку, но вскоре вернулся и скрывался. Одного из убийц Вацлава он лишил жизни, после чего схвачен князем Болеславом и повешен в лесу у Старого Болеслава. Тело якобы три года оставалось нетленным, потом было снято и похоронено у св. Вита в Праге.

Меч, который с почтением хранится как святовацлавский, был изготовлен через несколько веков после смерти Вацла, вероятно, по приказу Карла IV, который был усердным распространителем культа св. Вацлава.

Нападение на мученика произошло не у входа в костел, а у костельной ограды. Не исключено, что было не убийство, а несчастная потасовка двух братьев. Возможно, Болеслав хотел предотвратить собственное убийство, которое против него мог задумать Вацлав с Драгомирой.

Известно также, что Болеслав был не язычником, а христианином, как и его брат, память которого он потом почитал. Странно и то, что Вацлав шел на утреннюю мессу без личной охраны.

Интересен факт, что убийство св. Вацлава произошло очень близко ко дню равноденствия, когда свет и тьма (день и ночь) равны. Это переломный период, когда сила ночи возрастает, а природа начинает готовиться к зимнему сну.

Покровитель Чешского государства
Личность князя Вацлава как национального покровителя и святого играет важную роль в судьбе Чехии. Это символ и опора в особенно тяжелые времена. Вацлав начал играть эту роль вскоре после своей смерти, в середине 10 века. С 11 века святого часто изображали с соединенными руками и ореолом, а с 12 века, в связи с усилением могущества Чехии, виде рыцаря со щитом и хоругвью как главного покровителя и защитника Чешского государства.

Расширение святовацлавского культа незамедлительно продолжилось и в Моравии, сразу после ее присоединения к Чехии. Распространяли его моравские князья Спитигнев II (1048-1054) и Вратислав II (1054-1061), а культовым центром стал Оломоуц. Эта великолепная резиденция моравских удельных князей была также и самым старым монетным двором, называемым castrum sancti Wenceslai.

Возможно, портрет Вацлава находится среди изображений пршемысловских правителей, написанных в первой половине 12 века на стенах ротонды св. Катержины в Знойме. Но портреты не просто идентифицировать, поэтому трудно определить, это человек в шляпе с широкими полями или кто-то другой.

Почитание св. Вацлава представляет одну из основных частей пршемысловского, и особенно люксембургского понимания королевской власти. Карл IV хорошо понимал значение святовацлавского культа. Его кульминацией можем считать оформление коронационных регалий. Так называемая святовацлавская корона, вероятно, была изготовлена уже в 1346 году, т.е. еще до коронации Карла. Вацлавская традиция была сильна и в гуситское время. Хотя позже, в послебелогорский период ослабла, во время барокко ее снова оживили.

Доныне очень популярная английская рождественская коляда Good King Wenceslas looked out, которую в 1856 году написал англиканский духовник Джон Мейсон Нил, добавила ему всемирной славы и произвела из князей в короли. Культ Вацлава в Англии может иметь корни гораздо более старые. Они могут достигать конца 14 века, когда Анна, дочь императора Карла IV, вышла замуж за английского короля Ричарда II. В честь св. Вацлава строились храмы, его образ охраняет алтари, ворота, крепостные стены, королевскую чеканку монет. Вацлав освящает договоренности, идет во главе войска. К нему возносятся молитвы, в его руки вложена учредительная булла университета, его защите доверены судьбы мальчиков и девочек, крещенных во Христе именем Вацлава. Вацлав - не только легенда. Он - живая надежда, представитель лучших качеств характера чехов.
Bohumil Vurm


гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты