Praga Mystica

Кафедральный собор как возвращение к корням
Прага. Памятник Карлу IV. Фото Галины Пунтусовой
Памятник Карлу IV
Строительство кафедральных соборов в средние века стало символом возвращения к духовным корням человечества и к духовной сути жизни. Они напоминают о Божьей искре в человеке и возвышают дух. Коммерческое и политическое использование этих священных мест в течение столетий никак не изменило их первоначальную задачу.

Обращение Карла к истории и предкам подчеркивало не только древность рода Пршемыслов и законное право короля на чешскую корону и ее землю, но и возвращение к корням и первоначальной духовности, незагрязненной новым временем и его институтами.

Матиаш из Арраса
Матиаш из Арраса
Петр Парлерж
Петр Парлерж
Первым проектировщиком кафедрального собора был Матиаш из Арраса. Под его управлением была построена восточная галерея храма с венцом часовни. Когда он умер в 1352 году, его цех продолжал работы по плану, пока не пришел Петр Парлерж, главный строитель Карла IV. Парлерж, имя которого можно перевести как «говорящий камень», взялся за строительство, будучи молодым архитектором в возрасте 23 лет.

Фундаменты кафедрального собора св. Вита скрывают в себе две более старые сакральные постройки. Первая из них - менее старая базилика св. Вита, в 1074 году при Вратиславе II освященная в честь св. Вита, Вацлава и Войтеха, длиной 70 м и 40 метров в самом широком месте. Ее площадь включает часть старой постройки, ротонды св. Вита с могилой князя Вацлава. Над этой могилой, вероятно уже существовала романская версия часовни св. Вацлава. Сохранение самого священного места Пражского града с могилой св. Вацлава было ключевым моментом продолжения культовой преемственности места, традиции которого уходят на тысячу лет к первым земледельцам.

Это возвращение к древним корням можем отследить еще в 20 веке. Архитектор Масарика словенец Йосип Плечник построил ворота в духе традиций вольных каменщиков напротив восточной части Золотых ворот, правого крыла триптиха, изображающего ад, так называемые Бычьи ворота. Этот возврат к веку предстоящего железа напоминает не только известная находка фигурки быка на Моравской Бычьей скале, но и более старые традиции культов быка в Египте и у первых земледельцев. Египетские корни вольных каменщиков Плечник подчеркнул и в монолитном обелиске.

Уже с давних начал пражской архитектуры в ней проявлялось стремление к динамическому соединению земли и неба. Стремление объединить детали в одно гармоническое целое - естественная функция всей сакральной архитектуры во всем мире. Однако пражская архитектура особенно отличается, благодаря особенностям местности и связанным с ней традициями. Территориальные особенности пражской архитектуры наиболее ярко проявились в творении Карла IV. Горизонтальные и вертикальные связи Святовитского храма достигают такой высокой степени, какой нет у других крупных готических храмов. У св. Вита трудно различить отдельные опоры, несущие нагрузку арок и сводов. Спустя сто лет эта черта достигла еще более высокого качества при строительстве Владиславского зала.

Bohumil Vurm



гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты