Praga Mystica

Praga Mystica
Название «Praga Mystica» (Мистическая Прага) навеяно одноименным сочинением гуситского священника Яна Бехиньки. Красочное описание Праги времен Владислава Ягелло появилось в период между 1503-1507 гг. Его сила основана на эффектном использовании символов в описании города:

Прага. Вышеград
Вышеград
«Дело в том, что какова Старая и Новая Прага, Мала Страна, такова и вера, каков Град, такова и надежда, каков Вышеград - такова любовь пражан, каковы ворота - такова умеренность, какие костелы и монастыри - такова осторожность, искусство и мудрость, каковы виселицы и позорные столбы, таково правосудие, какова стена - такова сила, т.е. терпение, каков мост - таков и договор, какая река, такова и война, сопротивление врагам Праги».

Бехинька, духовник при костеле св. Аполинария на Новом Месте пражском, мог с возвышенного места поблизости от городских крепостных стен и Вышеграда видеть всю Прагу как на ладони. Он заметил, что положение города на местности, его форма, ворота и вся компоновка его храмов имеет свой скрытый смысл. Архитектура не является следствием чисто механического размещения зданий на местности.

Город является символом духовных наук его основателей. Он получает качества, которые возвращает своим жителям. Крепостные стены служили не только для охраны города, но также выражали единство и духовную связность. Они обладали магической силой, как заколдованный круг, который рисует вокруг себя маг при проявлении неизвестных сил. Поэтому у Бехиньки стены - символ силы и терпения.

Прага. Вид на Карлов мост и Пражский град
Вид на Карлов мост и Пражский град
Не случайно старая пражская архитектура вызывает у нас особое священное чувство. Сегодня может показаться, что архитектура утрачивает свою священную миссию облагораживать и вдохновлять. Прагматичные правители Праги прошлись бульдозером по многим старым святыням, внесли хаос в стародавний город.

К счастью, большая часть творения Карла IV уцелела, и его «Новая Прага» со своими тремя большими площадями - Карловой, Вацлавской и Сеноважной - вместе с великолепным собором и мостом продолжает излучать сильную мистическую энергию. И именно кафедральный костел, первая из пражских святынь, представляет, согласно Бехиньке, осторожность, или искусство и мудрость, а мост - соглашение или договоренность.

Бехинька в своем описании Праги с интересом наблюдает за окружающим миром, проникает под поверхность и ищет скрытые связи. Он напоминает, что познать Прагу - означает проникнуть за каменные стены и погрузиться в наполняющую ее загадочную и призрачную атмосферу.

Bohumil Vurm



гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты