гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты

Невидимая Прага

Продолжение легенды

После многих попыток герой наконец находит выход из переулка. Когда он потом делится своим фантастическим опытом друзьям и описывает странный белый дом с алхимиком и как он не смог найти выход из переулка, то узнает что согласно старой легенде, в Золотой улочке есть дом, который появляется только в туманах и виден только «воскресным людям», т.е. людям, рожденным в воскресенье. Место называется Стена у Последнего Фонаря. Кто придет туда днем, увидит лишь серый валун, а за ним крутой спуск к Оленьему рву. Говорят, что под этим камнем спрятан огромный клад. А камень, как говорят, был заложен здесь по приказу азиатских братьев (!) «в качестве фундамента для дома, в котором когда-нибудь будет обитать человек - точнее, гермафродит, что есть союз мужчины и женщины». И на гербе у него будет заяц...»

Пражский град. Злата улочка. Фото Zuzana Svadlenkova
Пражский град. Злата улочка
Странно. Сами того не ожидая, мы вновь натолкнулись на таинственный орден Азиатских Братьев, которые, как говорят (по крайней мере, в мифе Майринка), основали Прагу. И теперь я знаю, где искать эту мистическую точку образования Праги - на Малой Стране, на Златой улочке, в месте под названием «У Последнего Фонаря». Где есть большой серый валун с сокровищем под ним. По словам Майринка, Мафусаил охраняет это место, чтобы сатана не завладел камнем и не произвел на свет сына Армилоса. У него золотые волосы, заплетенные сзади в две косы, два пробора на голове, серповидные глаза и руки, достигающие его ног...

В конце книги герой Майринка снова отправляется сюда, чтобы вернуть шляпу, которую он случайно потерял, ее законному владельцу. Однако вместо белого дома он обнаруживает храм Осириса - волшебное слияние мужского и женского начала.

У Майринка не все, что кажется запутанным и без прямой связи, таковым является на самом деле. Майринк не придумал Азиатских братьев, а что дальше?

Большой серый валун, обозначающий местонахождение клада, который может быть не совсем золотом и драгоценными камнями, может быть параллелью древнему ритуалу основания древних городов.

«Ритуал основания» практиковался везде, где ожидалось большое скопление населения: города, поселки, базары. В некоторых англо-саксонских центрах эти ритуалы проводились до недавнего времени. Мы также встречаем их среди древних этрусков. Как сообщает Этрусские авгуры использовали различные методы гадания, чтобы определить, где находится подходящее место для центра любого нового поселения:

После того как этот центр был определен, его отмечали вырытой ямой или закапыванием в землю столба под будущей развилкой дорог, от которой и должен был разбиваться будущий участок. Эта яма, известная как mundus, освящалась жертвоприношениями, а затем очень тщательно запечатывалась большим плоским камнем, напоминавшим мельничный жернов. Этот mundus был воротами к богиням и богам подземных областей. После того, как яма была вырыта и засыпана, над ней воздвигался обелиск или другой вертикальный знак, что считалось окончанием церемониального поселения...

Христианство также использует некоторые подобные элементы в своих ритуалах основания и использует их при строительстве своих храмов.

Не нужно даже слишком большого воображения, чтобы связать мифический камень с Золотой улочки с каменной плитой, закрывающей этрусский вход в подземный мир, или с камнем, на котором основаны индийские храмы.

Прага. Мала Страна. Небовидска улица
Мала Страна. Небовидска улица
Эти мистические рассуждения чудесным образом дополняются отчетом Вацлава Гайека из Либочан, сильно критикуемого позитивистски настроенными историками, о чудесной находке возле улицы Небовидской на Малой Стране. Гайек пишет, что летом 1259 года, когда рыли фундамент для городских крепостных стен, землекопы обнаружили глубокую яму, засыпанную толстыми кусками дерева и необработанными камнями.

Всем было интересно, когда и кем она была выкопана. Через некоторое время яма сама закрылась.

Еще одна ассоциация возникла у меня при упоминании Сатаны, который должен родить от камня сына Армилоса.

Здесь угадывается связь с камнем как печатью, закрывающей вход в царство темных богов подземного мира. Более того, камень должен охраняться лично самим Мафусаилом на протяжении веков. В пергаментных сочинениях, документирующих существование ордена Азиатских братьев, помимо ждярского аббата Штейнбаха (занесенного в списки как брат Измаил), упоминается и Великий магистр австрийской провинции, фигурирующий здесь под именем Мафусала...
Aleš Česal


гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты