гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты


Магическая Прага. Места Силы

Прага - сильное место само по себе, а не потому что здесь жили Рудольф II, раввин Лев, Моцарт, Кафка и Майринк. Через них и многих других людей проявилось ее Могущество - Сила места. Рассмотрим паломничество по Могущественным Местам, к источникам Сил в Праге - сердце Чехии и сердца Европы.

Два пути
Холотропное дыхание и Магическая Прага - это внутреннее и внешнее путешествия, дополняющие друг друга, переход через свои границы, обращение к предкам и архетипам. На обоих путях является Прошлое hic et nunc (здесь и сейчас). Путь холотропного дыхания ведет во внутреннее пространство, микрокосмос, а во внешнее пространство - к макрокосмосу.

Вратами внутрь является сердце человека, а космические врата нам открывает сердце Европы. На пороге внутреннего мира сидит sitter - сидящий, а по Праге к макрокосмосу ведет Strider - Странник (Бродяжник). Кто переступил через оба порога, тот видит, что «внутреннее» и «внешнее» - это две перспективы одного и того же, что микрокосмос и макрокосмос - одно и то же. Вратами обоих является человек, каждый из нас дает возможность для священного союза неба и земли.

Космическая перспектива

Речь идет о встрече с Памятью света. Прежде чем отправиться в путь, приблизимся к Праге с космической перспективы. Космос населен скоплением звездных туманностей. Среди них есть и наша галактика, частью которой является и Млечный путь. Если расстояния между скоплениями и галактиками сравнимы с их размерами, то звезды и их системы по отношению к их размерах находятся на огромном расстоянии. Это отдельные миры и пропасть между ними мы никогда не преодолеем.

Одним из таких миров является наша планетная система, а одна из ее составляющих, Земля со своими океанами и континентами - наш дом. Один из континентов, Европа - центр нашей западной цивилизации. На исторических итальянских и английских картах периода ренессанса Чешское королевство «антропоморфно» изображается как сердце Европы.

Чехия как архетип

Основой архитектуры Чехии является обширная круговая структура, с которой связано, например, расположение рудных месторождений, кельтских поселений с их святынями и размещением впоследствии горняцких городов. Основу можно искать в огромном кратере, образованном при ударе большого метеорита, упавшего сюда более миллиарда лет назад. От метеорита и кратера ничего не осталось. Однако раздробленные зоны, проникающие глубоко до литосферы (твердой оболочки Земли), вероятно, отпечатываются в более поздних геологических образованиях, а те, в свою очередь, в культурных, мифических и исторических слоях. С подобным явлением сталкиваемся у преданий и сказок: от древности к памяти, от бессознательности к сознанию - первый толчок (архетип) задает характер (тип) каждому периоду времени.

Первоначальная, главная река Центральной Чехии протекала через Прагу с востока на запад, вдоль Лабы (Эльбы) к Бероуну и Жатецу. Только позже произошло углубление Влтавы, текущей в северо-южном направлении. Так во времени и пространстве воды создали интересный символ - крест, вписанный в круг. В алхимии так обозначается медянка, представляющая духа, связанного с материей, т.е. равновесие здоровья и жизни.

Архетипные, космические корни чешской земли проявляются еще одним способом - как бы камень от звезд, рассеянный в этой стране, мечтал о возвращении, тосковал по звездам. В его центре встал город, основанный по пророчеству, что «его слава достигнет звезд». Прага возникла на месте, где пересекаются важные европейские пути между югом и севером, востоком и западом, и где также сталкиваются духовные течения и встречаются судьбы народов. Она расположена в местах, где возникают и завершаются европейские войны, в таинственном котле еретиков и святых, алхимиков и магов, астрологов и космологов. Так древний метеор, дитя звезд, через пропасть времени, влияет на нашу жизнь, определяет наше место жительства. Давние жители проложили в ней дороги, которыми и сейчас пользуемся. Это дает пространство для наших дел, действий, мыслей, определяет их форму и стиль.

Человек по существу космополит - гражданин Вселенной. Вся земля для него - небесная святыня. Однако небеса для этого предопределили сердце Европы - равнина, только вдали окаймленная горами, буквально предлагает наблюдение за восходом и заходом небесных светил, звезд и созвездий. Отношение здешних древних жителей к небесам доказано с незапамятных времен.

У Макотршасов, на малозаметном месте около дороги между Прагой и Сланами стояла одна из самых больших астрономически ориентированных святынь на Земле. Она старше египетских и шумерских храмов. Это гигантский квадрат со стороной 365 мегалитических ярдов (1 м. ярд = 2,722 фута). Углы между его вершинами и воротами указывают важные астрономические направления. Сейчас там уже ничего не увидеть.

Отдельные остановки

Хабры
Прага. Менгир в Хабрах
Менгир в Хабрах
Сеть 27 известных чешских менгиров - поставленных вертикально необработанных камней, овеянных преданиями - сама является некоей связью человека с небесами. Появляются по трое, и соединяющая их прямая направлена к восходу Солнца в день летнего солнцестояния и в дни важных кельтских праздников.

Это обстоятельство позволяет судить об их возрасте и происхождении. Но это были не просто «визиры» - прицельное устройство, а нечто вроде антенны, собирающей космические силы, или защитное устройство - пределы, непреодолимые для злых сил.

Два из них находятся в Праге. Один из них до недавнего времени одиноко стоял в поле. Сейчас он оказался в жилом комплексе Хабры около дороги. Ограда участка (Ladevska 29A) учтиво огибает этот менгир, а местные жители почитают его таинственное излучение.

Вышеград
Вышеград - унылая одинокая скала с остатками растительности ледникового периода подозрительна своими пустотами, существованием подземных залов с мифическими реками и кладами. Предания о подземелье - это всегда знак, что место что-то скрывает, что оно совсем не то, каким кажется.

Прага. Леопольдовы ворота на Вышеграде. Фото Галины Пунтусовой
Леопольдовы ворота на Вышеграде
Вышеград - мифическое место. Войдем в него через Леопольдовы ворота. Их фасад декорирован статуями и рельефами странного, даже жуткого вида. Их нельзя объяснить только декором того времени или неудержимой фантазией создателей. Почему они в то время казались подходящим декором, почему воображение каменщиков проявилось именно так?

Не обязательно все понимать, главное - относиться с почтением, как это делала писательница Попелка Билианова, и к местным суевериям, и к байкам, странным видениям местных жителей.

Прага. Ротонда св. Мартина на Вышеграде. Фото Галины Пунтусовой
Ротонда св. Мартина
Рассказывают, что романская ротонда св. Мартина, которую народ считает «языческой святыней», иногда по ночам пылает холодным огнем. Также люди видели процессии, входящие в нее сбоку, через стену, а не через вход. Они парили надо рвом, в котором проложена дорога, будто шли по невидимому мосту. Дело в том, что этот ров появился намного позже, а процессия направлялась в первоначальный вход, от которого не осталось и следа. Не надо выяснять, насколько эти свидетельства «правдивы» и видения «реальны». Важно понять их смысл, указывающий на невидимые центры кристаллизации, дремлющих с незапамятных времен на Священных Местах.

Таким же образом можно подходить к сюжетам «Рукописей», воплощенных в аллегорических статуях Мысльбека в вышеградском парке. Когда выяснилось, что «Рукописи» - гениальная подделка, их содержание было обречено забвению. Никто не спрашивает о характере того гения, который вдохновил Ганку, Линду, Зейера или Мысльбека. Genius loci?

Прага. Либуше с Пршемыслом Орачем на Вышеграде. Фото Карел Лойка
Либуше с Пршемыслом Орачем
Остановимся у скульптуры княжны Либуше с Пршемыслом Орачем (Пахарем) - мифическим предком чешских правителей, к которому послов Либуше привел ее конь. Он тоже иногда появляется на Вышеграде - белый конь с золотым украшением. Предания о белом коне известны и из других чешских мест, а на Вышеграде звучат отголоски Шемика, коня Горимира. Вероятно, речь идет о священном коне из старинных кельтских преданий. И у истории Пршемысла с Либуше много параллелей в кельтских областях. Первоначальное название Чехии - Boiohemum, земля кельтского племени Бойев.

Но и кельты - не самые первые жители. Много отпечатков старинных архетипов воплотилось в их времени и приняло кельтский образ. Однако некоторые подробности направляют еще дальше вглубь веков: упряжка «волов» (сначала, вероятно, быков), которая вознеслась в небо, недопаханная борозда, лыковые лапти, белые одежды (знаки пифагорейских посвященных мудрецов)... Работа в поле была магическим ритуалом. Пахарь - таинственная личность, орудующая с самыми таинственными силами природы.

Римский историк Фест упоминает, что богиню плодородия Цереру (Деметру) называли Libyssa: Libyssus campus - Либушино поле - это часть римского Палатина со стороны Тибра. Церера, как известно, ищет свою дочь Прозерпину (Персефону), похищенную Аидом в царство мертвых. Богиней смерти и погребальных костров была также и Венера, называемая Venus Libitina.

Прага. Усыпальница Славин на Вышеграде. Фото Галины Пунтусовой
Усыпальница Славин
О княжне Либуше также говорят, что она почитала богиню Кросину, она же Красава. Из золотого образа Кросины св. Людмила приказала изготовить статуя Богородицы. Отец Либуши Крок ассоциируется с Кроконом, правителем паломнического места в греческой Элевсине. Его имя звучит в названии «Крконоше» - "kokrontoi" на карте Птолемея. Мистерия Элевсины объединяла свет небес с темнотой загробного мира. (Обряды инициации в культах богинь плодородия Деметры и Персефоны, которые проводились ежегодно в Элевсине, около Афин).

Третьи ворота на Вышеграде - ворота Вышеградского кладбища, вход в царство мертвых, славных чешских предков. Их охраняет статуя Скорби скульптора Билека.

Кельты боялись якобы только одного - чтобы не обрушилось небо. Кельтский тот свет не был ни над небом, ни под землей, ни после жизни, ни в параллельном мире. Он был всюду, проникал во все, отделенный лишь тонкой невидимой стеной. Любое место и любой момент времени могли стать входом, возможностью оказаться за границами нашего мира. Однако наиболее подходящим местом были могилы - мини зиккураты, искусственные курганы мертвых.

Еще в прошлом столетии был устроен Славин...

Место Божье и место дьявольское
Через «Святое поле» (Campo sancto) мертвых направимся по Священной Роще к крепостным стенам. Босые почувствуют ту таинственную дрожь глубин. Здесь есть старинный колодец - не бросайте в него камушки, чтобы не разбудить Балрога. С крепостных стен можно увидеть остатки иного света, который предполагалось обустроить здесь, на земле - остатки крепостных стен Нового Места пражского, основанного Карлом IV.

«Нове Место» (Новый Город) получило такое название не потому, что было новее Старого Места, а потому что его основатель хотел воплотить новый, небесный Иерусалим. В геометрической ориентации храмов, важности святых мощей, хранящихся в них, основных модулях улиц и числовой символике их пропорций - во всем просматривается глубокая мистика и высокие намерения. На такое расположение можно лишь обратить внимание, показать его нельзя.

То, что можно увидеть, не слишком наглядно и доказательно. Набожный план Отца Чехии создать могучее и продуманное подобие небес на земле не был завершен. То, что было построено, разрушили гуситы. Может, это и к лучшему. История показала невозможность создания неба на земле, народная мудрость не советует втягивать иной мир через порог. Нужно считаться с границей между мирами, нужно почитать Могущество, а не провоцировать его, нужно почитать Прагу.

Первоначальный замысел того, что осталось, лучше всего видно с высоты птичьего полета. Духовные планы создавались не для землян, а для небес.

Прага. Костел св. Карла Великого и Девы Марии на Карлове. Фото Галины Пунтусовой
Костел св. Карла Великого и Девы Марии на Карлове
Уже с самого начала на окраине Нового Места был зародыш порока. Как змей проник в рай, а Иуда в число апостолов, так купол костела На Карлове построил дьявол. Это первый ренессансный свод в Чехии. Отважный строитель заплатил жизнью, а дьявол там обосновался - создал музей, в основе которого разместил архивы госбезопасности, а храм превратил в главный оплот пакс-терьеров (священников, входивших в пользовавшуюся благосклонностью властей организацию «Pacem in Terns», в Чехословакии презрительно именовали пакс-терьерами).

Оттуда через угрюмую Нусельскую долину перекинут Готтвальдов мост - последний рубеж самоубийц и желающих столкнуть с моста другого человека. На другом конце построен Дворец съездов, ненужный монстр, напоминающий Замок Кафки. На заднем фоне декораций жижковский перехватчик помех возвышается, как ракета - фрейдовская сублимация устремления в небо. Поистине, дьявол - божья обезьяна.

Каменный мост
Однако пройдем по другому мосту - символу трансценденции. Священный конь связан со Сванотовитом - солнечным божеством с четырьмя лицами. Он тоже заметно старше, дославянский, и доныне почитаем как «святой Вит».

Прага. Карлов мост
Карлов мост
Освященный в честь него храм возвышается над Пражским градом. Атрибутами святого являются геральдические королевские орел и лев - солнечные знаки - наряду с петухом, сообщающим о рассвете и отгоняющим смерть. Ему также посвящен и Каменный мост. Статуя святого царит на фасаде Староместской мостовой башни над статуями Карла и Вацлава в центре солнечной сферы.

Сама башня разделена на три уровня, соответствующие лунарной, солнечной и звездной сферам, и представляет, таким образом, универсум. В лунарной сфере можно различить основание, соответствующее нашему миру, обозначенное аллегорическими скульптурами наслаждения, жестокости и греха. Под полом - характерное размещение камер и стоков. Мостовая башня является творением великого мастера времен Карла IV - Петра Парлержа. Его имя можно истолковать как «камень говорит». Он автор красивейшей статуи св. Вацлава, и своего старшего сына он назвал Вацлавом. Согласно преданию культ св. Вита исходит от св. Вацлава.

Прага. Староместская башня Карлова моста. Фото Галины Пунтусовой
Староместская башня Карлова моста
Закладной камень моста был положен 9 июля 1357 года в 5 час. 31 мин. В этот день было соединение Солнца с Сатурном, в выбранное время на асценденте был знак Льва - геральдический знак Чешского королевства. Числовое выражение этого момента времени 1357, 9. 7., 5.31 составляет палиндром из нечетных чисел 1 3 5 7 9 7 5 3 1.

Мост св. Вита был построен вместо первоначального каменного Юдитина моста и смещен относительно него на несколько десятков метров. Это было очень важно. Если в день летнего солнцестояния встать в портале Староместской мостовой башни, то закат Солнца окажется точно над захоронением св. Вита в одноименном кафедральном соборе. Этот момент изображен на первой чехословацкой почтовой марке.

Прага. Статуя Яна Непомуцкого на Карловом мосту. Фото Галины Пунтусовой
Статуя Яна Непомуцкого
В полдень этого дня тень, падающая с цоколя статуи льва, касается угла герба с изображением святовацлавской орлицы. Отсутствующий ныне князь Вацлав стоял на колонне перед проездом и был на высоте лунарной сферы. Св. Вацлав, будучи князем, связан с лунной символикой (короли - с солнечной).

С Карлова моста был сброшен во Влтаву Ян Непомуцкий. Погиб в воде, на поверхности которой вокруг головы утопленного мученика появилось пять звезд. Предполагается, что он умер не как хранитель тайны исповеди, как это преподносят барочные почести, а как защитник права.

Ян Непомуцкий - антипод другого своего современника - Яна Гуса, который в огне свидетельствовал о правде. Право и правда были в непримиримом раздоре, как вода и огонь. Неудивительно, что оба Яна, покровителя чехов по имени Гонза, олицетворяют два несовместимых понятия чешской истории. Ян Непомуцкий защищал права духовной власти, а Ян Гус опирался на светскую власть. Первый путь - святовойтешский, а второй - святовацлавский.

Святовацлавский путь
Мост является частью святовацлавского пути, ведущего из Старого Болеслава на Пражский град, куда направлялась процессия, перевозившая тело мученика. Путь обрамляют часовни, расположенные на расстоянии длины Карлова моста. Он начинается от костела, освященного в честь Вознесения Девы Марии. В нем хранится чудотворный образ Мадонны, почерневшая основа которого, по преданию, была выпахана из земли. По этой дороге, по следам св. Вацлава, в Прагу вступали все короли. Поэтому она также называется королевской. Завершается святовацлавский путь у могилы святого, в храме св. Вита. Это путь от Земли к Солнцу.

На этом пути лежит костел св. Вацлава в Просеке. Это один из важнейших памятников романской Праги и также самый ранний костел этого святого. Согласно легенде, здесь остановилась процессия с телом мученика. На капителях могучих колонн вырезаны своеобразные, сейчас уже непонятные символы давних посвященных. На дарохранительнице изображены самые ранние в Чехии символы свастики. Все, кроме одного, повернуты против часовой стрелки, как в свастике. Тот единственный знак, вероятно, олицетворяет Христа - свет во тьме. Может быть. Сам костел был возведен на основании пророческого сна Болеславом II и епископом Войтехом.

Прага. Павильон Войтешка в Бржевновском монастыре. Фото Галины Пунтусовой
Павильон Войтешка в Бржевновском монастыре
Бржевнов
Благодаря встрече двух носителей духовной и светской власти возникло еще одно место - монастырь св. Маркеты на Бржевнове. Это одно из важнейших исторических и магических мест в Праге. В нем бьет ключом святой источник, названный впоследствии «Войтешка» ("Vojtěška"). Вероятно, по этой причине встреча обоих представителей власти произошла здесь. Они договорились об основании первого в Чехии мужского монастыря (993). Был посвящен ордену св. Бенедикта, ныне покровителя Европы, и долгие годы был главным духовным светочем дикого края.

Нынешний барочный комплекс (1708-1745) в наше время снова был оставлен на погибель. Когда-то был построен с большим трудом на деревянных сваях в трясине. Комплекс включает в себя дороманский неф древней святыни.

«Войтешка», до сих чудесно прозрачная, образует заводь, над которой возвышается остаток старинного свода. Человеку здесь кажется, что он оказался на месте давно забытых мистерий…

Пражский град
Если Вышеград - средоточие мифов, то Пражский град - центр истории. Мифическая старина Чехии кристаллизуется в соединении мужской прозорливости и женского ясновидения. Космас объясняет имя «Пршемысл» как "Praemeditans" - предварительно размышляющий, сравните с греческим Прометеем. Княжна Либуше была чешской Сибиллой, обладала даром пророчества. Чешское прошлое проистекает из кровавой драмы на заре истории - из конфликта Славниковичей, откуда родом св. Войтех, и Пршемысловичей - рода св. Вацлава.

Пражский град. Иржский монастырь
Иржский монастырь
Все же Пражский град стал местом, где тысячу лет продолжалось сосуществование между властью мужской и женской (Иржский монастырь) и между властью светской и властью духовной, точкой пересечения напряжения двух космических полюсов - мужского и женского принципов, двух форматов истории - императорства и княжества.

На площади между дворцом, храмом и монастырем стоял престол князей Чешской земли. Вероятно, с незапамятных времен. Здесь также стояла первоначальная статуя св. Иржи - покровителя не только рыцарей, но и земледельцев (georgios = земледелец). В характере Иржи скрещиваются два основных компонента культуры, две различные духовности - оседлые земледельцы, носители религии, привязанной к месту, и кочующие пастухи, знатоки ритуалов и магии.

Отражает также единство основной общественной противоположности - подданных и аристократии. Наконец, тройной смысл дракона, коня и наездника символизирует три формата человеческой мотивации - животную, инстинктивную и мыслительную. Копия статуи, ныне помещенная на главном дворе Пражского града, представляет эту взаимосвязь особенно удачно. Круговая связь дракона с конем, коня с наездником и наездника с драконом превращает статую в мандалу - символ совершенства процесса индивидуации, создание личности. У св. Иржи на груди мандала, поднятая рука направлена вверх (оригинал в Иржской галерее без копья), как бы указывая безусловный духовный, трансперсональный формат завершения Великого Деяния.

Святовитский храм
Святовитский храм, Святовацлавская часовня - conjunctio Solis et Lunae (соединение Солнца и Луны) Королевский путь заканчивается на Пражском граде - центре истории. Мы пришли к нему через Страгов, мимо Лореты и капуцинов (оба монастыря - самый богатый и самый бедный - связывает подземный ход!), мимо «домика», где пытали политических заключенных, чудотворного образа св. Барборы и Нового Света... Мы прошли через Матиашовы ворота, на которых изображены загадочные чудовища, как и на Леопольдовых воротах. Мы вошли в Святовитский храм и увидели в его центре золотой гвоздь - символ внутреннего солнца. Заглянули в Святовитскую часовню, где покоится князь Вацлав, статую которого мы видели на Вышеграде. По его следам мы сегодня шли, как его верный слуга Подивен, как поется в коляде "good king Wenceslav".

Храм св. Вита на Пражском граде
Храм св. Вита на Пражском граде
Часовня св. Вацлава в храме св. Вита на Пражском граде
Часовня св. Вацлава в храме св. Вита

От Пражского града можно отправиться вниз к Староместской площади и Еврейскому Городу. Все началось от Адама, у него же, у статуи Билека около Староместской синагоги и закончилось. У «Адама, медитирующего над свитком с первым именем Бога». Почему на этом свитке вырезано именно «Адам»? И был вечер, и было утро, день седьмой.
Václav Cílek, Zdeněk Neubauer

гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты