гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты

Карлов мост
Астрономический взгляд на творение Карла IV

Карлов

Во время Карла IV геометрические измерения при основании городов были привычной процедурой. Насколько при этом использовали символику, религиозную и астрономическую, трудно точно определить. В. Лоренц описывает различные геометрические конструкции, использовавшиеся при планировке отдельных построек Нового Места пражского. По его мнению места для строительства выбирались не случайно и во времена готики. Если у Карла были такие принципы при основании Нового Места, то он исходил из них и при строительстве моста.

Поиск других акцентированных направлений, связанных с Карловым мостом, не принес результатов, и мистерия заката Солнца в день летнего солнцестояния оказалась единственной.

Прага. Восход Солнца над костелом Девы Марии и св. Карла Великого
Восход Солнца над костелом Девы Марии и св. Карла Великого
Однако в 1982 году автор обнаружил подобную зависимость на Вышеграде. Наблюдая восход Солнца в день летнего солнцестояния от романской базилики св. Вавржинца, построенной, вероятно, в последней четверти 11 века, но точно позже 1061 года, он увидел восход Солнца точно за алтарной частью костела на Карлове.

Сейчас из-за деревьев, застройки Вышеграда и особенно барочными крепостными стенами уже нет прямой видимости между костелом св. Вавржинца и Карловом. Для наблюдения в наше время нужно переместиться по этой прямой до барочных крепостных стен.

Известно, что Карл IV сильно подчеркивал историческое значение Карла Великого (742-814). Он знал о расцвете образования, науки и искусства во время его правления. По его примеру подписывался Karolus вместо Carolus, как было принято в латыни. Место, где позже поместил костел на Карлове, включил в состав Нового Места пражского, включив его в городские стены. Оно достаточно выступает от центральной территории, крепостные стены здесь поворачивают под прямым углом.

Костел был основан и построен вместе с монастырем для августинцев. Закладной камень был положен 14 сентября 1350 года при личном участии Карла и освящен пражским архиепископом Арноштом из Пардубиц. Основание костела с монастырем подтвердил документ от Папы Римского Климента VI из Авиньона. Карл снабдил монастырь многочисленными дарственными фондами. Костел хотел освятить в честь св. Карла Великого. Расходы на строительство шли из королевских доходов. И здесь проявилось огромное меценатство Карла. Костел построен в 1351-1370 гг., свод - в 1375 году. С ним связана одна из легенд Алоиза Йирасека.

Костел был освящен 28 января 1377 года, в день св. Карла Великого, архиепископом Яном Очко из Влашима, тоже при личном участии Карла IV. Этот костел был очень важен для него. Место, на котором стоит костел, Гора св. Карла (лат. Mons Caroli sancti) напоминает крепость на Карловой горе (ит. Rocca Monte Carlo), которую Карл построил в Италии у города Лукка.

Прага. Костел  Девы Марии и св. Карла Великого
Костел Девы Марии и св. Карла Великого
Костел на Карлове восьмигранный, должен напоминать часовню Карла Великого в Аахене. Канонизация Карла Великого в 1164 году была проведена по инициативе императора Фридриха I Барбароссы вопреки Папе Римскому, и церковь не признает его святым. Поэтому костел был повторно освящен в честь Вознесения Девы Марии и св. Карла Великого.

Невзирая на эти проблемы, которые были известны Карлу IV, он безмерно почитал Карла Великого. Кроме того, согласно коронационному регламенту коронационные торжества начинались на Вышеграде и завершались на Пражском граде. Возможно, поэтому акцентирован восход Солнца в день летнего солнцестояния на Вышеграде, а заход на Пражском граде.

Остается вопросом, почему выбрана базилика св. Вавржинца, а не костел свв. Петра и Павла? При наблюдении от костела свв. Петра и Павла, главного костела Вышеградского капитула, Солнце восходило бы из-за купола костела на Карлове, а не от нижней части алтаря, как в случае базилики св. Вавржинца. Если Карл хотел подчеркнуть восход Солнца, то теперь уже сложно определить, от какого костела он это замышлял.

В то время интересовались мистикой, символикой и вытекающей из этого симметрией. В период готики декор выполнял определенные функции, а у функциональных элементов было символическое и декоративное значение.
Zdislav Sima





гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты