гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты

Карлов мост
Астрономический взгляд на творение Карла IV

Староместская башня моста

Зденек Горский обнаружил, что мост связывает с астрономией не только дата и время начала его строительства (положение закладного камня), но и весь объект выражает космологический символизм, отражает космический порядок. Стремление отразить небесный порядок в выдающихся постройках того времени накладывала определенные требования на их конструкцию. И мостовая башня, в соответствии с этим порядком, разделена на сферы Земли, Луны, Солнца и звезд. Создать сферу всех семи планет, сферу Земли и сферу звезд было бы слишком трудно. Вариант, воплощенный на башне, был подходящим для того времени и естественным, потому что только две сферы, лунная и солнечная, являются сферами света. Башня связана с символикой света.

Карлов мост. 1635
Карлов мост. 1635

Планетами в то время считались все видимые планеты - Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. К ним причисляли еще две «планеты» - Солнце и Луну, потому что они тоже двигались по небесному своду, т.е. не были неподвижными звездами. Таким образом, планет было семь, как и дней в неделе. Сейчас во многих языках, как наследие латыни, дни обозначены названиями планет. Упрощение планет как источников света можем найти в Ветхом Завете в книге Бытие.
И был вечер, и было утро: день третий. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы.
Здесь вообще нет речи о планетах. Упрощение Вселенной до Земли, Луны, Солнца и звезд вполне естественно и хорошо реализуемо на практике.

Староместская мостовая башня
Староместская мостовая башня
Башня была также и первой триумфальной аркой нового времени - в смысле после античных триумфальных арок. Главный фасад обращен к городу - т.е. когда из города выходят, а не как обычно, когда входят, потому что выход из города понимался как вход на мост и на Пражский град. Кроме того в этом направлении проходили коронационные процессии чешских королей. Башня служила им триумфальной аркой.

На противоположном фасаде башни, обращенном к мосту, была помещена статуя Девы Марии. Этот фасад в 1648 году был сильно поврежден стрельбой шведов во время Тридцатилетней войны при осаде Старого Места. Его можно увидеть на редких сохранившихся изображениях.

Вероятно, первое изображение этого моста вместе с башней можно найти на картине голландского художника Яна ван Эйка «Дева Мария с канцлером Ролином». В настоящее время картина хранится в Лувре.

Дева Мария изображена на фоне города с мостом и рекой. Можно предполагать, что это Прага. Братья Губерт и Ян ван Эйк были членами делегации французского королевского двора, которая осенью 1408 года отправилась в Прагу. Это посольство королю Вацлаву IV организовал герцог Антонин Брабантский.

У делегации было две задачи. В первую очередь - убедить короля Вацлава принять участие в церковном соборе в Пизе, а еще привезти для герцога Антуана де Бургонь (Антуана Бургундского, герцога Брабанта) невесту - 18-летнюю племянницу Вацлава Элишку Згоржелецкую.

Ян ван Эйк при виде прекрасной Элишки воспылал к ней тайной платонической любовью. Поэтому на двух его полотнах, «Святая Барбора» и упомянутом образе Мадонны, инспирированных его пребыванием в Праге, изображено очаровательное лицо Элишки Згоржелецкой.

Ян ван Эйк. Дева Мария с канцлером Ролином
Ян ван Эйк. Дева Мария с канцлером Ролином (фрагмент картины)
Проблема в том, что сцена, сопровождающая главный эпизод Ролина с Мадонной, достаточно схематична. Вряд образом города послужил другой город, кроме Праги. Вся сцена изображена художественно, о точности не заботились. Река с берегами очень напоминает Влтаву в Праге. На картине есть мост через реку с мостовой башней, стоящей на его первой опоре. Частично виден западный фасад. На картине нет башни Юдитина моста, нет Вышеграда, зато на Стрелецком острове много готических построек. Эта картина, скорее, - свидетельство очарования Прагой и Элишкой, чем источник для научных исследований.

Кроме этого старинного полотна можно еще упомянуть более позднюю картину из Любавки (Lubawka), кладбищенского костела св. Анны. Эта картина работы неизвестного художника в Чехии мало известна. На ней изображен мост и башня вскоре после разрушения западного фасада шведами в 1648 году, но еще до помещения памятной доски в 1651 году. Изображенный западный фасад практически исключает фигуративный декор. Но с картины видно, что западный фасад башни был очень похож восточному, триумфальному. Главное - в делении на отдельные сферы. Однако вертикальные структуры в отдельных полях намеренно отличаются от восточного фасада. На картине также отчетливо видна романская башня Юдитина моста, которая еще не была одним целым со зданием конвента Крестоносцев с красной звездой.

Рассмотрим восточный фасад, как на нем реализованы отдельные небесные сферы. Они в той же последовательности, как и геоцентрическая модель Вселенной (представление Птолемея). Самая нижняя - сфера Земли, над ней сфера Луны, потом сфера Солнца и самая высокая - сфера звезд.

Прага. Декор консолей сферы Земли на Староместской мостовой башне

Прага. Декор консолей сферы Земли на Староместской мостовой башне

Прага. Декор консолей сферы Земли на Староместской мостовой башне
Декор консолей сферы Земли на мостовой башне
Прага. Декор консолей сферы Земли на Староместской мостовой башне
Декор консолей сферы Земли на мостовой башне

Сфера земли - это зона от тротуара до консолей, с которых начинается арка проезда. На консолях изображены морализующие сцены - выраженные в камне наши грехи, тщетность, быстротечность нашей жизни. Высота этой зоны сейчас 3,7 м от тротуара. Можно предположить, что и раньше этот размер не сильно отличался от нынешнего. Это определено размещением мостового настила в воротах башни, положение которой не было большой возможности изменять. Благодаря этой высоте каждый, кто проходил через ворота, погружался в эту сферу. Это касается и всадника на коне. Разве что правитель в триумфальной карете мог быть выше?

От консолей начинается арка проезда, сфера Луны. Арку украшают 28 крабов. Число 28 связано с Луной. Сидерический месяц длится 27 дней, синодический 29, а 28 дней - это ровно 4 недели. Первоначально прямо на оси ворот, на грани фасада стояла колонна со статуей св. Вацлава. Такая колонна должна была сильно мешать проезду по мосту, который единственный долгое время соединял оба берега Влтавы. Поэтому не удивительно, что первоначальная готическая колонна не сохранилась.

Прага. Процессия коронации Марии Терезии на площади Крестоносцев. 1743
Процессия коронации Марии Терезии на площади Крестоносцев. 1743
Прага. Староместская мостовая башня
Староместская мостовая башня. 1850

Барочная колонна со статуей сейчас стоит на углу костела Крестоносцев. Это работа скульптора Яна Бендла 1676 года.

Прага. Винная колонна со скульптурой св. Вацлава
Винная колонна со скульптурой св. Вацлава
Ее также называют Винной колонной, потому что она украшена орнаментом виноградной лозы с гроздьями. Это изображение не случайно, потому что вино и хлеб использовали для причастия на богослужениях как символ тела и крови Христа. Св. Вацлав считается одним из первых распространителей христианства, существуют легенды о его работе на виноградниках. Поэтому его изображают как покровителя виноделия.

На старой гравюре 1840 года видно, что в то время Винная колонна стояла ближе к воротам. На гравюре 1743 года (коронация Марии Терезии) колонна изображена совсем близко к своему первоначальному месту перед башней и даже еще посередине дороги. Колонну отодвигали постепенно. Чем больше углубляемся в историю, тем ближе к фасаду стояла колонна со св. Вацлавом. Возникает вопрос - зачем вообще колонну со святым поставили прямо на дороге, где она мешала движению?

Св. Вацлав как глава государства был князь, а не король. Если короли были символически связаны с Солнцем, то князей связывали с Луной. Кроме того св. Вацлав лично был связан с числом 28 - согласно легенде он был убит 28 сентября 928 года (в действительности 925 года, иногда допускают 929 год). А число 28 - это число Луны. Старые легенды о св. Вацлаве состоят из 28 сюжетов, из них 14 дневных и 14 ночных. На польском языке слово «Луна» произносится как ксендз. Старый чешский и польский языки были очень похожи.

Над статуей в проезде ворот, наверху арки, находится изображение короны чешских королей, которую получили Пршемысловичи, наследники князя Вацлава. Сам он носил на голове княжескую шапку, т.к. не был королем.

Когда Карл IV приказал изготовить новую королевскую корону, то ее владельцем он провозгласил св. Вацлава. Таким образом, князь Вацлав, владелец этой короны, стоял в лунной сфере, и корона парила у него над головой. Речь идет о короне в центре свода в проезде башни, которая представляет собой отверстие ко второму этажу башни.

Прага. Сфера Луны на восточном фасаде мостовой башни
Сфера Луны на восточном фасаде мостовой башни
Прага. Корона чешских королей в арке Староместской мостовой башни
Корона чешских королей в арке мостовой башни

Этот сюжет повторялся на Королевском пути в южном входе в кафедральный собор св. Вита на Пражском граде, в Райских воротах работы Петра Парлержа. Посреди ворот стоит колонна со статуей Девы Марии. Пройти прямо было невозможно, каждый ее обходил, в т.ч. и коронованный король, перед которым все остальные отходили с дороги. И сам король в коронационной процессии должен был обойти как св. Вацлава, так и Деву Марию, чтобы символически показать, что над ним еще есть святые, что он - не самая высшая власть на земле.

Такое положение статуй, когда человеку нужно отойти с дороги, можно воспринимать наглядное поучение во время, когда люди не умели читать и писать. Оно бросалось в глаза, и умный задумывался об улучшении себя, о совершенствовании.

Иначе трудно объяснить, почему на мостовой башне отсутствует изображение св. Вацлава среди остальных покровителей Чешской земли. Св. Вацлав был из рода Пршемысловичей, откуда происходит и Карл IV. Карл уделял большое внимание его почитанию еще и потому, что сам был крещен как Вацлав, а конфирмован как Карл. Об этом почитании свидетельствует и цикл фресок в Карлштейне.

Декор ворот обычно предвосхищает то, что расположено за ними. В данном случае это храм св. Вита, место коронации чешских королей. В нем помещены в виде креста захоронения четырех важнейших покровителей Чехии: св. Вита, св. Войтеха, св. Вацлава и св. Зикмунда. Во времена готики еще не было гроба пятого покровителя - св. Яна Непомуцкого. Во время строительства башни Ян Непомуцкий еще жил. Его гроб помещен в кафедральном соборе вообще без учета конфигурации креста, образованного останками вышеупомянутых святых. Барокко уже не пользовалось готической символикой.

Из упомянутых святых, покоящихся в храме св. Вита только св. Вацлав находится в отдельной закрытой часовне. Видно, что для Карла это был самый важный святой. И из этих четырех покровителей трое изображены на фасаде башни. Эти четыре покровителя представляли для Карла четыре основные области его интересов. Св. Зикмунд представлял Бургундию, св. Вит - Италию, св. Войтех - Пруссию и Прибалтику, а св. Вацлав - Чехию. Двух своих сыновей Карл назвал Вацлав и Зикмунд.

В то время год делился по важным праздникам. С зимним солнцестоянием было связано Рождество, с летним солнцестоянием - праздник св. Вита, с весенним равноденствием - Пасха, а с осенним - праздник св. Вацлава. Построить башню без изображения св. Вацлава было бы грубейшей идеологической ошибкой.

Сейчас остается только надеяться, что Винную колонну со св. Вацлавом вернут на ее прежнее место посередине дороги, по которой входят на мост. По мосту уже не ездят трамваи и автомобили, он открыт только для пешеходов.

Прага. Солнечная сфера на восточном фасаде Староместской мостовой башни
Солнечная сфера на восточном фасаде мостовой башни
Над лунной сферой между двумя карнизами лежит сфера Солнца. Здесь св. Вит стоит на модели моста, чтобы все поняли, что мост освящен в честь него. Здесь тоже крабы - на двух наклонных карнизах их по 12, а всего 24. 12 - количество месяцев в году, 12 знаков в Зодиаке, 12 часов длится день и 12 часов - ночь. За 24 часа Солнце оборачивается вокруг Земли. Это время геоцентризма, еще до Коперника.

Справа от св. Вита (для нас слева), на важной стороне, на троне сидит император Карл IV. С левой стороны от св. Вита восседает сын Карла, король Вацлав IV. На голове у него корона римского короля. На этом фасаде размещены все важные короны, полученные Люксембургами. Корона Чешского королевства находится в своде арки проезда. Императоры и короли часто, не только в средневековье, ассоциировались с Солнцем. Так на башне перед нами сферы королей и князей - солнечная над лунной, в полном соответствии с тогдашней геоцентрической моделью Вселенной. Вселенная за пределами Сатурна была еще неизвестна. За Сатурном, по тогдашним представлениям, была сфера звезд.

Прага. Звездная сфера на восточном фасаде Староместской мостовой башни
Звездная сфера на восточном фасаде мостовой башни
Последняя сфера наверху - сфера звезд. Здесь помещены два оставшихся покровителя страны - св. Зикмунд и св. Войтех. Эти двое святых относятся к небу. А астрономия? Здесь трижды по восемь глухих масверков (декоративных готических элементов с циркульным построением), всего 24. Звездная сфера оборачивается вокруг Земли за 24 часа. Но символ для часов иной, чем в солнечной сфере. Хотели трижды подчеркнуть, что продолжительность звездного часа отличается от солнечного?

Высота звездной сферы 750 см, солнечной 766,5 см, лунной 748 см. Это приблизительно одинаковые размеры, и только высота земной сферы отличается, она примерно вдвое меньше.

Над всем этим возвышается крыша с двумя Солнцами - символом, который в Праге используется до наших дней. Вспомним известный дом «У Двух солнц» (U Dvou sluncu). Это типичный для Праги символ. Почему два Солнца, а не одно? Что они представляют собой? С 1376 года было два римских короля, два Солнца. Для Люксембургов это не было особым успехом. Пока королем был Карл IV, то да, а позже - ничего хорошего. И у Солнца два солнцестояния - летнее и зимнее. Можно найти и другие аналогии. В нашей жизни два светила - свет материального мира, физический свет, и свет нашего внутреннего мира. Что из этих размышлений всго лишь наша фантазия?

Прага. Два солнца на крыше мостовой башни
Два солнца на крыше мостовой башни
Прага. Домовый знак дома У Двух Солнц
Домовый знак дома У Двух Солнц

В башне выполнена и аналогия ада (Инферно, Аид). Под уровнем мостовой в воротах башни находится помещении, совершенно закрытое. В него можно спуститься по лестнице, расположенной с южной стороны от этого помещения до самой крыши. Хотя помещение ниже уровня улицы, проходящей под ним, оно еще достаточно высоко над уровнем воды. Оно представляет собой подземелье, потому что о его положении - или к какой сфере он относится - судит взгляд человека, входящего на мост, где поверхностью земли является тротуар моста, его мостовое полотно. А помещение находится под ним. Во время реконструкции башни в 1981 году там была помещены общественные туалеты.

Прага. Подземное помещение Староместской мостовой башни
Подземное помещение мостовой башни
То, что в башне реализована и преисподняя, не было бы таким исключительным. Это был бы образ мира от ада, через отдельные небесные сферы, до настоящего неба. Такая структура от подземелья до неба еще раньше была выражена и в готических костелах.

По сути, каждый готический кафедральный собор по горизонтальным слоям делился на мир мертвых (потусторонний мир) и мир живых - наш мир, и на мир святых - небо.

В храме св. Вита это исполнено таким образом: под полом размещаются захоронения самых важных особ - князей, королей, епископов и других церковных сановников. Это мир мертвых. Выше, над нашими головами, но все еще внутри храма, расположен нижний трифорий (невысокая декоративная галерея), в котором размещены бюсты важнейших особ из окружения Карла IV, включая тех, кто занимался строительством храма. Это сфера живых, образующих церковное единство. Это все внутреннее содержание кафедрального собора.

Прага. Кафедральный собор св. Вита
Кафедральный собор св. Вита
И последней сферой, небесной, является верхний трифорий, галерея вне храма, на опоре его крыши. Там бюсты святых. Это уже само небо. Оно за пределами внутреннего пространства храма. Снаружи, с уровня пешеходов, этот трифорий практически не виден, он слишком высоко. Такое деление на уровни можно встретить во всей Западной Европе.

Закладной камень мостовой башни мы нашли бы еще ниже, чем помещение потустороннего мира, где-нибудь в опоре башни, которая также и первая опора моста. Это был бы тот камень, который был Карлом IV и архиепископом положен и освящен во время утреннего торжества 9 июля 1357 года. Возможно, он как-то обозначен, или совсем недоступен, потому что находится под уровнем воды. Вероятно, он будет в самом фундаменте опоры и башни.

Можно задать себе вопрос: хотел ли Карл при положении этого камня хотя бы символически коснуться центра Земли, который в то время был и центром Вселенной? Его стремления были высокими.

Можем рассматривать башню с обычного, символического уровня, по принципу status-cursus. С этой точки зрения нижняя часть башни представляет cursus temporis, течение времени, или все, что подвержено его влиянию - соревнования, бой, страдания, заканчивающиеся смертью. Верхняя часть представляет status aeternitatis - состояние вечности, неподвижность, неизменность и триумф вечности. Для астрономической символики здесь, вероятно, нет места.

Этот упомянутый status-cursus находится в полном соответствии Аристотелевым представлением мира. Чем ниже, тем больше подвержено влиянию времени, чем выше, тем стабильнее и долговечнее. Таким же образом сконструированы и отдельные сферы геоцентрической вселенной Птолемея.

Это от сферы Луны, которая движется быстрее всех на фоне звезд, далее удаленные планеты (Юпитер движется медленнее Марса, а Сатурн, в свою очередь, медленнее Юпитера) до сферы неподвижных звезд.

Переменные явления могли встречаться только от Земли до сферы Луны (сублунарные явления), в то время за сферой Луны (транслунарной) все должно быть совершенным и неизменным, или согласно совершенному порядку, как и все следующие планеты. Поэтому, например, кометы считались атмосферными явлениями, потому что менялись, а как кратковременные меняющиеся явления, должны быть в сфере сублунарной, а никак не в транслунарной.

Во время ренессанса было доказано, что кометы имеют небесное происхождение, а не атмосферное. Этим был взломан закостенелый подход Аристотеля, и было доказано, что небесные объекты могут тоже изменяться. В этих исторических переменах принимал участие профессор пражского университета Тадеаш Гаек из Гаека. В 1556 году, и установил, что ее параллакс он наблюдал за кометой и определил, что ее параллакс неизмеримый, поэтому она должна быть транслунарной, т.е. за сферой Луны. Того же результата достиг в то время и всемирно известный Тихо Браге. Окончательно это было доказано, когда вспыхнула суперновая звезда в созвездии Кассиопеи в 1572 году, когда, как и Тадеаш Гаек из Гаека, он доказал, что это явление транслунарное.

Поэтому представление status - cursus совершенно обычное, не противоречит астрономическим представлениям того времени о мироустройстве и астрономической символике башни и моста. Поверхность звездной сферы разделена на меньшие подобные плоскости. Сферы Луны и Солнца относительно однородны - обе приближаются к одной вершине. В сфере Луны - к большому крестоцвету rozvilina, в солнечной сфере - к чешскому льву. Лев находится на вершине солнечной сферы и переходит в звездную. Одна Луна, одно Солнце и множество звезд. Солнечная сфера разделена пилястрами на четыре плоскости - четыре времени года. На изображении Lubawky западную сторону солнечной сферы тоже разделяли пилястры на несколько полей, а звездная - на много полей. Проблемой остается точность изображения.

Под солнечной сферой карниз отделает ее от лунной сферы. На карнизе семь маскаронов - семь планет или семь дней недели. Интересно лицо посередине - приятной женщины. К.Стейскал объясняет ее в духе античных мифов - «Метаморфоз» Овидия. Это должна быть голова Дафны. Чем мы к ней ближе, тем больше она скрыта. Чтобы ее рассмотреть, нужно отойти от башни.
Zdislav Sima





гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты