гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты

Карлов мост
Астрономический взгляд на творение Карла IV

Летнее солнцестояние

Существует ли связь между мостом и солнцестоянием? Понаблюдаем за заходящим Солнцем в день летнего солнцестояния из арки мостовой башни. Солнце заходит за храмом св. Вита. Сначала оно проходит за двумя башнями кафедрального собора, которые построены спустя много времени после эпохи Карла - в 19 веке, а потом проходит прямо за гробом св. Вита. Если бы это была случайность, то совершенно исключительная.

Прага. Заход Солнца за храмом св. Вита
Заход Солнца за храмом св. Вита
Автор полагает, что здесь существовал прецедент. Старый Юдитин мост проходил на 28-29 м севернее башни Карлова моста. Его башня тоже стояла на первой опоре моста, а не на берегу. Она располагалась на том же островке, что и нынешняя башня Карлова моста, но на упомянутом расстоянии по течению реки. У Юдитина моста было 20 опор и 21 пролет, из них 12 опор было в реке. Ширина арок колебалась от 7,4 до 19 м. Длина моста была 514 м, ширина 6,8 м, на малостранской стороне достигала 10 м. Юдитин мост был 8-9 м над уровнем воды, что на 4-5 м ниже, чем Карлов мост. После моста в Регенсбурге Юдитин мост был самым старым севернее Альп.

Если в летнее солнцестояние наблюдать заход Солнца из арки башни Юдитина моста, Солнце должно было заходить за местом, которое на горизонте тоже передвинуто на некоторое расстояние. Сейчас при наблюдении с Карлова моста Солнце заходит за местом чуть восточнее (севернее) за гробом св. Вита в храме.

При желании реконструировать место, за которым Солнце заходило при взгляде из арки Юдитина моста, нужно на Пражском граде на площади св. Иржи переместиться на 20 м к востоку. Это меньше, чем расстояние между Карловым и Юдитиным мостами, потому что Юдитин мост был ниже. Так от кафедрального собора переместимся к предполагаемому месту бывшего княжеского трона на Граде, или почти к входу в базилику св. Иржи. Княжеский трон стоял перед базиликой с незапамятных времен, еще раньше, чем первоначальная базилика св. Иржи была построена и в 925 году освящена. Это было место, на котором в старые времена назначались новые чешские правители и где они принимали почести от своих подданных. Это было очень важное место.

Прага. Заход Солнца за храмом св. Вита
Заход Солнца за храмом св. Вита
Прага. Заход Солнца за храмом св. Вита
Заход Солнца за храмом св. Вита

Можно предположить, что первоначальная базилика св. Иржи была меньше. После пожара в 1142 году, когда базилику перестраивали, она получила нынешние размеры. Продолжительная перестройка была примерно в 1150 году и закончилась незадолго начала строительства Юдитина моста. Оба объекта относятся к одинаковому периоду. Староместская башня Юдитина моста стояла на первой опоре моста, а не на берегу, как было бы лучше с технической точки зрения. Такая же модель с башней на первой опоре была заимствована и для Карлова моста.

Существуют различные мнения, была ли Юдитина мостовая башня построена одновременно с мостом или значительно позже. Это не влияет на факт захода Солнца в день летнего солнцестояния перед базиликой св. Иржи.

Кроме того можно предполагать, что во время появления построек между входом в базилику св. Иржи и Юдитиным мостом была прямая видимость. Солнце на самом деле заходило за этим местом. Сейчас этот вид закрывает Рожмберкский дворец.

Заход Солнца в день летнего солнцестояния. Фото: Bohumil Vurm
Заход Солнца в день летнего солнцестояния
Место, где в романский период хранились святые мощи св. Вита, не было от упомянутого места захода Солнца очень далеко, однако дальше, чем теперь. Они находились в восточной апсиде главного нефа романской базилики св. Вита, Вацлава и Войтеха. Это было на пару метров севернее от северного входа в нынешнюю часовню св. Вацлава в Святовитском храме, т.е. западнее от нынешнего гроба св. Вита. Романский период акцентировал княжеский трон, а не св. Вита.

Карл же изменил программу, переместив акцент на св. Вита. Если он хотел сохранить мистерию захода Солнца в день солнцестояния, то должен был переместить прямую так, чтобы она вышла к гробу св. Вита. Переместить могилу св. Вита из главного алтаря не было возможно, т.к. строительство уже было начато. Удобнее было передвинуть мост, т.е. расположение его башни. Подвинуть башню можно было настолько, насколько позволяли уже существующие в городе дороги. Если бы башня стояла на берегу реки, то стояла бы еще южнее, а это уже невозможно. Так что она стоит на первой опоре моста на самом краю этого небольшого острова. Это даже выгоднее и для обороны моста.

В течение строительства Карлова моста временно пользовались отремонтированным Юдитиным мостом. Поэтому не было возможности построить новый мост на месте старого. Даже если бы Юдитиным мостом не пользовались, новый все равно пришлось бы подвинуть, но не обязательно на такое расстояние. Это не касается малостранского конца моста. От первоначального Юдитина моста используется мостовая башня, но опоры Карлова моста и здесь ставились не на опоры Юдитина моста, а около них.

Староместская мостовая башня на первой опоре моста
Староместская мостовая башня на первой опоре моста
Надо заметить, чтобы Солнце заходило точно за гробом св. Вита, башню нужно было еще немного подвинуть либо в реку, либо против течения Влтавы, т.е. южнее. Но это уже было неприемлемо. Так что нынешнее положение, вероятно, является компромиссом между точным исполнением идеи и расположением дорог. С Карлова моста уже нет, и во времена Карла не было прямой видимости к гробу св. Вита. Загораживает костел Всех Святых, первоначально романский, освященный в 1185 году и перестроенный Петром Парлержем в 1370-1387 гг.

Вспоминая о любви к симметрии в средневековье, интересно рассмотреть закат Солнца в день зимнего солнцестояния. Солнце заходит за Петршин недалеко от Голодной стены, примерно на 4 градуса правее от башни костела св. Габриэля в Голечковой улице. Это место за готическими крепостными стенами, т.е. за пределами старой Праги. Оно находится в садах Кинского на западном продолжении Мельницкой улицы на высоте 240-260 м над уровнем моря. Место не отмечено никакой постройкой времен строительства мостовой башни.

Если наблюдать восход Солнца, то из арки моста его не видно. Нужно подняться на башню. В день зимнего солнцестояния Солнце выходит справа (южнее) от Национального музея на Вацлавской площади и от костела св. Людмилы на пл. Мира. Костел находится приблизительно на середине расстояния между Национальным музеем и местом восхода Солнца. В границах готических крепостных стен Нового Места это примерно там, куда к ним приходит Житная улица (Житная, Английская, Мезибранская, Соколская), к перекрестку Мезибранская, сады Челаковского. Во времена Карла там не было ворот, а только башни на крепостных стенах. Житные ворота появились позднее.

Нове Место пражское было основано Карлом IV 8 марта 1348 года, закладной камень положен 26 марта, так что его планировка была выполнена задолго до строительства Староместской мостовой башни. Это касается и крепостных стен, которые возводились в первую очередь. Акцентировать восход Солнца в день зимнего солнцестояния должна бы какая-нибудь постройка, более поздняя, чем мостовая башня. Таковой на этом месте нет.

При новом строительстве только в одном случае можно попасть на какое-то важное направление. В случае Староместской мостовой башни строители уже учитывали направление на кафедральный собор, поэтому они не могли «попасть» и на другие направления. Поэтому остальные направления должны быть отмечены более поздними постройками.

При наблюдении с башни не акцентирован ни восход, ни заход в день зимнего солнцестояния. Остается восход в день летнего солнцестояния. И в его направлении не нашлось примечательных построек того времени. Разве что северный неф костела св. Гаштала, но это уже, скорее, случайность.

Нужно заметить, что азимут направления «Мостовая башня - св. Вит» 302-303 градуса, что не соответствует заходу Солнца в день летнего солнцестояния. Это вызвано подъемом горизонта, храма св. Вита, над уровнем Влтавы. Разница в азимутах между двумя направлениями около 10 градусов. Но и то второе направление захода Солнца за обычный горизонт, или при наблюдении с большого расстояния или так же высоко расположенного места, тоже акцентировано. Для этого обратимся к романскому периоду и обнаружим направление с азимутом 311,5 градусов, на котором расположены:
  1. Ротонда св. Лонгина (первоначально Штепана) в улице На Рыбничку, построенная около 1100 года
  2. Костел Наисветлейшей Троицы в Спаленой улице
  3. Костел св. Штепана в стене на восточной стороне улицы Каролины Светлой около перекрестка с Народни тршидой, сейчас несуществующий.
  4. Ротонда Святого Креста на улице Каролины Светлой
  5. Малостранская башня Юдитина моста, построенная около 1160 года
  6. На месте Снемовни улицы до Пятикостельной площади предполагается существование нескольких романских костелов (св. Михал, св. Мартин и св. Ондржей). Их месторасположение до сих пор не выяснено.
  7. Ротонда св. Вита на Пражском граде.
Направление обозначает самая старая постройка - ротонда св. Вита на Пражском граде, самая удаленная - ротонда св. Лонгина - вторая старейшая постройка. Между ними расположены более поздние объекты. Праздник св. Штепана, с которым связаны постройки 1 и 3, попадает на день зимнего солнцестояния, а прямая обозначает летнее солнцестояние. Будто хочет сообщить, что худшее обернется лучшим.

Есть тут еще кое-что. При наблюдении с южного конца этой прямой, от ротонды св. Лонгина/Штепана, в день летнего солнцестояния, на св. Вита, Солнце заходит за ротондой св. Вита. Наоборот, при наблюдении с северного конца этой прямой, от св. Вита, в день зимнего солнцестояния, на св. Штепана, увидеть восход Солнца приблизительно за ротондой св. Лонгина/Штепана.Так, зимнее солнцестояние соответствует «зимнему» святому (Штепану), а летнее - «летнему» (Виту).

Объекты на прямой совместимы во времени, кроме барочного костела Наисветлейшей Троицы. Он был построен в 1712-1713 гг. На его месте не упоминается более старая постройка. Его размещение на этой прямой, вероятно, случайно.

Несколько костелов на одной прямой не являются чем-то необычным, тем более, в Праге. Костелов здесь очень много, так что на какую-нибудь прямую попадет. Романские костелы были значительно меньше последующих построек, так что они точнее обозначали какую-нибудь геометрическую фигуру. Однако описываемая прямая обладает особым направлением, и на ней много объектов. Можно сделать заключение, что это намерение строителей.

То, что некоторые постройки направлены на костел св. Вита на Пражском граде, не является чем-то особенным. До сих пор на него направлены несколько пражских улиц, в т.ч. и недавно проложенных, как например Французская на Виноградах, Бубенечская в Праге-6. Некоторые из этих улиц появились вдоль старых дорог. Поэтому происхождение этой геометрии, несомненно, старое.

Планировка по прямой с геометрической точки зрения относительно проста, к тому же это кратчайшее расстояние между двумя точками. Существует еще одна примечательная линия с азимутом 12 градусов, которая проходит через всю романскую Прагу. Она еще с докоролевских времен. С севера это:
  1. костел св. Климента в Костельной улице, Прага-7, Бубны, построенный перед 1200 годом.
  2. Дворец В Рамех (V Ramech) на Поржичи. Он принадлежал доминиканцам у св. Климента в Климентской улице. Костел первоначально романский, построен до 1226 года, дворец чуть восточнее от него.
  3. Костел св. Йозефа на пл. Републики - первоначально приют, построенный Карлом IV. Возможно, у постройки был предшественник.
  4. Выставочный зал У Гибернов - первоначально костел и монастырь св. Амброжа. Прямая проходит через костел. Монастырь основан Карлом IV в 1354 или 1355 году, он не романский.
  5. Ротонда св. Лонгина в улице На Рыбничку
  6. Костел св. Аполинаржа на Ветрове, основанный в 1362 году во время правления Карла IV. Появился на романской линии на месте часовни св. Илии. С 1222 года территория принадлежала Вышеградскому капитулу.
  7. Ротонда св. Мартина на Вышеграде, романская, построена примерно в 1100 году.
Описываемая прямая проходит через все постройки, хотя они относительно небольшие.

Наиболее интересное на первой прямой - линии солнцестояния - ее специфическое направление, связанное с астрономией. Это направление - захода Солнца в день летнего солнцестояния - появляется и у других построек. Назовем два объекта с периода, предшествовавшего строительству Юдитина моста. Это костел Вознесения Девы Марии в Страговском монастыре, основанном в 1140 г. Владиславом II, и, вероятно, параллельно построенный костел св. Вавржинца на Петршине, принадлежащий тому же монастырю. На основании исследований предполагается, что он был построен в 1125-1140 гг. во время правления Собеслава I. Этот костел расположен так, что при наблюдении с него в день летнего солнцестояния Солнце заходит за апсидой Страговского костела. Азимут центра между современными башнями с костела св. Вавржинца 309 градусов.

Если такое взаимное положение объектов было создано намеренно, то костел св. Вавржинца должен был строиться вскоре после основания Страговского костела так, чтобы реализовать эту мистерию Солнца. От костела св. Вавржинца было проложено направление на восток. Там, где оно пересекло описываемую линию солнцестояния «св. Лонгин - св. Вит», была построена ротонда Святого Креста. В этом случае ротонда Святого Креста должна быть младше, чем костел св. Вавржинца.

Прага. Ротонда Святого Креста
Ротонда Святого Креста
Геометрически эту ситуацию можно сконструировать и так, что от ротонды Святого Креста ведем прямую на запад. Там, где она пересечет линию солнцестояния от Страговского костела, будет основан костел св. Вавржинца. Тогда костел св. Вавржинца должен быть младше ротонды и младше базилики на Страгове. Второй вариант более соответствует современной датировке костелов, но с геометрической точки зрения менее правдоподобен, потому что более сложный для измерений простыми инструментами. В обоих случаях строительство костела св.Вавржинца не могло предшествовать строительству Страговского костела.

Хотя теоретически было бы возможно, что сначала была построена ротонда Святого Креста, от нее определено расположение св. Вавржинца, а от него выбрано положение алтаря базилики Страговского монастыря. Но этот вариант весьма неправдоподобен, потому что при такой конструкции положение последней постройки, т.е. Страгова, было бы заданным, что невозможно на этой местности, едва вообще подходящей для такого большого и важного монастыря.

Этот вариант показывает, что не все геометрические конструкции на бумаге можно воплотить в реальности. Важно то, что в романский период объекты возводились на точных и специфических местах.
Zdislav Sima





гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты