гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты



За тайнами Святого Грааля

Довольно часто, особенно в юбилейный год Карла IV, встречается утверждение, что Карлштейн должен напоминать Монсальват и храм св. Грааля. Так ли это? Большинство профессиональных историков, вероятно, будет протестовать. Полностью это опровергнуть нельзя, потому что некоторые косвенные доказательства находятся в сохранившемся внутреннем декоре крепости, а также в связи с некоторыми священными реликвиями, которые Карл здесь хранил.

Сначала определимся, что такое Монсальват и Грааль. Ответ на вопрос, что такое Грааль, на первый взгляд, простой. Это чаша, из которой Иисус Христос пил во время своей последней вечери с учениками, что придало ей волшебную силу. Так появился христианский обряд причащения кровью Христа. Согласно некоторым вариантам, потом в эту же чашу при распятии или вскоре после снятия с креста была собрана его кровь, что еще больше увеличило ее таинственную силу.

Грааль каким-то образом оказался в Западной Европе и стал главным сюжетом многих мистических легенд. Монсальват как место, построенное для хранения Грааля, появилось позже в немецких легендах.

Отлично образованный и начитанный Карл IV, несомненно, был хорошо знаком с этими произведениями, которые в его время были очень популярным жанром. Карл, будучи глубоко верующим христианином с интересом к мистике, верил в существование Грааля.

Одновременно он был страстным собирателем святых мощей и предметов, связанных с жизнью святых. Грааль для него был желанной частью коллекции. Почему бы в таком случае для него, в духе тех легенд, не построить крепость? Один из мощнейших мужей Европы мог себе это позволить.

Это кажется логичным, т.к. Карл на Карлштейне хранил свои коллекции. Но если присмотреться к историям Грааля, то появляются сомнения и неясные намеки, что мы глубоко погрузились в тайну.

Св. Грааль принадлежал Христу. Логично, что первые шаги в его исследовании ведут к библейскому описанию последней вечери с учениками. Евангелист Иоанн о чаше вообще не пишет, а Лука только сообщает: «сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». От Матфея и Марка это сосуд для вина, который оказался под рукой, поэтому не сочли писать о нем подробнее.

О собирании крови из ран Христа в Библии ничего не говорится. По легендам Грааля кровь мог собрать Иосиф из Аримафеи, тайный приверженец Христа. Евангелист о нем говорит как о человеке, который у римского префекта попросил тело Христа для погребения. Непонятно, как бы этот высокопоставленный член Синедриона получил чашу, принадлежавшую ученикам - людям низшего сословия.

Можем предполагать, что о Граале писали некоторые утраченные апокрифы, но это не доказательство. Кажется, что легенда о чаше, обладающей чудесной силой, первоначально не была связана с Иисусом. Этот сюжет появляется в кельтских легендах, из которых потом в средневековье выкристаллизовались первые истории о поисках Грааля. Об этом свидетельствует уже само слово «грааль», подобное старофранцузским, провансальским и каталанским словам, обозначающим чашу или кубок. Толкование "sang real", т.е. «королевская кровь», уже вторично, оно появилось в позднее средневековье как реакция на популярность легенд об Артуре.

В некоторых кельтских легендах говорится о чудесном сосуде из некоего зеленого прозрачного камня, подобного смарагду, который произошел от звезд. Это могло бы означать, что настоящий Грааль - это влтавин или другой тектицит, обработанный в форму чаши, которую друиды использовали в своих тайных обрядах. О кельтском происхождении грааля говорит и персонаж волшебника Мерлинас отчетливыми знаками друида в легендах об Артуре.

Гипотезу подтверждает и то, что старонемецкий автор легенд об Артуре Вольфрам Эшенбах (1170-1220) в связи с Граалем использует название "lapsit exilis". Современные исследователи думают, что это искаженное латинское выражение "lapis lapsus ex illis coellis", т.е. «камень, спустившийся с небес». Это наиболее правильное объяснение, потому что и сам фон Эшенбах в другом месте поэмы пишет, что «вереница ангелов спустилась с небес на Землю и ... Грааль».

Это уже приводит к фантастическим размышлениям, которых довольно много. Приверженцы археоастрономических гипотез верят, что Грааль - это дар инопланетян для избранных на Земле. Алхимики думают, что "lapsit exilis" в действительности "lapis elisir", т.е. Философский камень.

Есть и духовные интерпретации, как например, утверждение, что это символ нематериальной Истины, Познания и подобных ускользающих от человечества понятий. А некоторые христианские мистики верят, что «камень из звезд» означает падшую звезду, символизирующую Люцифера, свергнутого с небес ангела. Причем библейская, и даже апокрифическая история падших ангелов очень напоминает встречу примитивного человечества с некой развитой расой.

Св. Грааль и рыцари Круглогостола на иллюстрации 15 века
Св. Грааль и рыцари Круглогостола на иллюстрации 15 века
Первый, о ком известно, что придал легендам о Граале письменную литературную форму, был трубадур Кретьен де Труа (1130-1183), французский средневековый мастер романов. В его рыцарском романе «Персеваль, или повесть о Граале» говорится о сосуде из золота, который так мощно сияет, что свечи померкли, как меркнут звезды и Луна при восходе Солнца. Грааль у красивой девы, а об Иисусе Христе, христианах или Монсальват автор не упоминает.

Это исправили авторы следующих поколений, которые заменили деву ангелами, а Граалю дали более приемлемое идеологическое происхождение, сообщив, что в Англию его тайно привез Иосиф Аримафейский. Он после своего обращения в веру эмигрировал и в Гластонбери основал христианскую общину.

Потом Грааль попал ко двору загадочного Короля-рыбака, который был болен, и исцелить его мог только добродетельный рыцарь, который об этом удивительном сосуде задал бы правильный вопрос. А спрашивать было что, потому что Грааль не только сиял, но летал по воздуху, обслуживал гостей и совершал другие невероятные действия. Однако вопрос не прозвучал - рыцарское воспитание включало в себя и преодоление любопытства. Король-рыбак слабел, чахнул, пока...

За популярную тему взялась группа тогдашних поэтов и миннезингеров, которые развили ее дальше. Постепенно выстроился целый комплекс эпосов о невероятных историях рыцарей, имеющих отношение к Граалю. То, как в них смешаны христианские элементы с языческими, с ныне уже непонятными персонажами и образами, наводит поклонников мистики на мысль, что здесь зашифровано более глубокое послание.

Однако изменения Грааля в них с течением времени производят обратный эффект - более поздние налеты фантазии скрыли первоначальный смысл легенды о чудесном сосуде. Процесс продолжается, на эту тему появляется литература всех жанров, в которой с Граалем связаны тамплиеры, масоны, нацисты, отступники от христианства, алхимики, империалисты...

Чем бы ни был Грааль первоначально, он существует как минимум в качестве культурного феномена.
Jan Antonin Novák


гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты