гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты

Жуткие истории о духах и привидениях

Какой дух наиболее известный?
Это привидение в Подскали. Плоты из Шумавы пригоняли в Подскали, ныне район Праги в Новом Месте. Эти плоты разбирали и складировали как древесину.

Подскали
Подскали
Подскали. Склады древесины. 90-е годы 19 века
Склады древесины. 90-е годы 19 века

В декабре 1874 года неподалеку от Подскальской таможни, на участке складирования древесины люди услышали странные звуки, напоминающие игру на трубе. Они каждый раз повторялись поздно ночью, ближе к полуночи. Вскоре этим заинтересовалась вся Прага. Слухи распространились, и десятки, потом сотни и тысячи людей стали собираться, чтобы послушать странные звуки. Собиралось столько людей, что полиции пришлось их разгонять. Редакции отправляли своих репортеров, чтобы те обнаружили привидение. Искали его и жандармы, подключилась тайная полиция.

Через пару недель звуки прекратились, и до сих пор их никто не смог объяснить. Думаю, это был слуга из дома, стоявшего около склада древесины. Газеты подтрунивали над доверчивыми людьми, а те, кто туда ходил, забавлялись тем, что это вытворяет человек, а не дух. Кто-то даже открыл там торговлю пивом и сосисками. У Подскальского привидения был предшественник в Британии, в Шеффилде, появившись там на два месяца раньше.

Перак
Перак
В связи с промышленной революцией появилась целая волна новых привидений. Вскоре возникло привидение в Голешовице, в Либени, которое светило на железнодорожном мосту. Это, несомненно, был какой-то шутник.

Духи постепенно превращались в людей с каким-нибудь устройством для прыжков, как, например, чешский супер-герой Перак (Pérák) с пружинами на ногах.

В Праге были и другие привидения, среди которых Верзила (Долговязый, Великан), который гасил газовые фонари.

А в деревнях было Кровавое колено
Кровавое колено
Кровавое колено
В Моравии дети играют в Кровавого деда, но названий много. Это педагогическое привидение, используемое, чтобы дети не выходили вечером в темное время на улицу, а днем - в поле. Иначе их съест Кровавое колено. В России полевики - дух, хозяин поля, который пьет человеческую кровь. Ими пугали детей, чтобы они не получили солнечный удар и не затоптали посев. Посев был священный, у него был свой дух, которому после сбора урожая приносили в жертву животное. Т.к. при этом проливалась кровь, с этим, вероятно, связали Кровавое колено.

Как оно выглядело? На этот вопрос, касающийся привидений, обычно сложно ответить. Возможно, как жница с серпом, которым рубила вас по коленям.

Например, никакой внешностью не обладала Мелюзина, очень важное привидение.
Первоначально речь шла о госпоже из крепости во Франции Лузиньян, которая была одним из предков Люксембургов. В Европе Мелюзина изображается как русалка, на которой женился один из мифических предков Лузиньянов, потому что тогда во Франции было модно иметь среди предков русалок.

Раз в неделю муж не смел на нее смотреть - по субботам, когда она купалась. Однажды он нарушил запрет и увидел, что ниже талии у нее рыбий или змеиный хвост. После этого она улетела из крепости, оставив там своих детей. По ночам она их тайно навещает, варит им манную кашу. В остальное время плачет и рыдает до самого Страшного суда.

Рыцарь Раймондин обнаружил секрет Мелузины
Рыцарь Раймондин обнаружил секрет Мелузины
Бубак
Бубак

В Чехии она связана с завывающим в дымовой трубе ветром - летает и плачет, превратившись в персонификацию ветра. Вероятно, люди были тронуты ее печальной судьбой.

С дымовой трубой связано и пугало Бубак (Bubák), который во всех европейских языках ассоциируется со звуком «бу-бу». Первоначально подстерегал за трубой, через которую мог попасть в печь и в дом. Также может быть и в подвале. Постепенно его вытеснил Бубак под кроватью и в шкафу, чего раньше у людей не было. Как он выглядел, тоже неизвестно.

Связаны ли Душечки, день поминовения усопших, с духами?
Душечки относительно не старый праздник, имеющий корни в 10 веке. Его назначение - молитва за наших предков. Большое внимание привлек после придумывания чистилища приблизительно в 13 веке, когда люди начали верить, что своими молитвами могут их продвинуть в пространстве между адом и раем ближе к небу. О чистилище в Библии ничего не сказано. Подавляющее большинство дохристианских религий было основано на почитании умерших, и культ предков был гораздо сильнее, чем в христианстве. Например, князь Бржетислав запрещал игры с масками на перекрестках, где хоронили мертвых. Так что почитание предков, скорее, языческая традиция, и Душечки были удобным ходом, чтобы приблизить христианство к полуязыческому населению. Преклонения перед святыми оказалось недостаточно.

В связи с посещением кладбищ не было праздников призраков. В то время как в англо-саксонских странах отмечают Хеллоуин, когда открываются врата в преисподнюю, и из царства мертвых выходят души и демоны, что исходит из ирландской кельтской традиции, в Чехии такого не было, хотя уже проникает.

Душечки
Душечки
В Чехии Душечки - семейный праздник, никак не связанный с ужасными призраками.

К тому же до 18 века кладбища располагались у костелов, так что совершенно не были страшным, пугающим местом, как сейчас. Кладбища были в центре селения, где ходило много людей, место было священное.

Потом из санитарных соображений их перенесли на окраину городов и деревень, где они часто без костела, пустынные. Поэтому представление, что там бесчинствуют духи или немертвые (умершие, душа которых не упокоилась и находится между миром живых и мертвых), набрало силу в начале 19 века.

Духи, таким образом, в некотором роде - современные призраки. Представление, что существует дух мертвого человека, с которым можно общаться, появилось вместе с понятием чистилища. Чистилище возникло отчасти как коммерция. Люди платили монахам, чтобы те молились за души в чистилище. В Библии найдете единственного духа, который, скорее, трюк колдуньи, показавшей его королю Саулу. Никто там не вызывал духов, потому что существование духов исключено - после смерти человек отправляет в рай или в ад. Золотое время духов - 19 и 20 век.

До этого времени интерес к призракам был намного меньше. Например, Карл IV в своей автобиографии Vita Caroli описывает случай с духами в пражском бургграфстве. Это был полтергейст, который бросал кубок с вином.

Также бывали души известных людей, как например, белая пани, или наоборот, душа злого управляющего имением, который был жесток к подданным, попал в чистилище, ездил в огненной карете и мучился. Духи были горящими душами из чистилища, которые каким-то образом появлялись в нашем мире.

Огненный призрак
Огненный призрак
Они пылали, горели, светились. Сейчас прикосновение духа описывают как ледяное, однако те первоначальные духи обжигали, потому что горели огнем чистилища. Возможно, отсюда появился огненный человек. Также и душечки, или блуждающие огоньки, которые являются душами некрещеных детей.

Дух бывал материальный - он мог вас сжечь или простудить, заморозить. В России верили, что если вас посетит после своей смерти супруга, то у нее на спине дыра, в которую видно внутренние органы. Поэтому спиной к вам она ни в коем случае не повернется. Часто дух выглядит как человек, но в его внешности есть что-то необычное. Например, вместо ноги у него копыто.

Представления духа как что-то невидимое, неосязаемое, не было. До сих пор в больницах после чьей-либо смерти традиционно открывают окно. Вероятно, из этических соображений, чтобы душа могла улететь. Если бы она была нематериальна, то без разницы, открыто ли окно.

Душа могла выглядеть как голубка или ворон. Еще в конце 19 века, когда овчар спал в пастушьей хижине, а около него бегала мышь, ее нельзя было убивать. Считалось, что это его душа, которая во сне в виде мыши выбежала изо рта. Если бы мышь убили, то пастух бы не проснулся.

Люди не столько боялись духов, сколько сами опасались превратиться в призрак. Это было наказанием за недоброе поведение, за которое их жизнь закончилась в чистилище. Сейчас, наоборот, многие мечтают стать после смерти духом. Или хотя бы его встретить, чего раньше люди избегали. Иногда духа пытались даже вызвать, потому что желали найти клад, чтобы охраняющий сокровища дух помог им. Сейчас почти в каждой семье рассказывают случаи, как умер дедушка, и часы остановились или произошло еще что-то необычное. Раньше никто бы не хотел такое пережить, потому что встретить духа своего родственника не сулило ничего хорошего. Обычно дух хотел напугать вас или убить. Сейчас все переменилось, и люди ищут встречи с призраками.

Почему?
Теперь мы очень редко присутствуем во время умирания наших родственников. Бабушки и дедушки наших предков умирали дома, а современные легенды призваны облегчить нашу совесть, когда мы их оставляем умирать в больницах и домах престарелых, утешаясь, что они пришли с нами проститься в виде духа. Эти суеверия массово появились во время Первой мировой войны, когда люди массово умирали не дома. Истории о духах стали чем-то семейным и позитивным, потому что это значит, что и после смерти наши предки заботятся о нас. В Британии провели опрос образованных, хорошо устроенных вдов, и почти все беседуют со своими усопшими мужьями. Они им являются вопреки англиканской вере, в которой нет понятия чистилища.

А что дух короля, отца Гамлета?
Тогда лицезрящие духа относились к нему совсем иначе, чем мы. Для нас это просто дух отца Гамлета, а для них это была гораздо более мрачная дьявольская проекция - демон в образе отца Гамлета. Типичные духи, появляющиеся на месте, где кто-то был убит, связаны, скорее, с литературой, с готическим романом 18 и 19 века. Тогда появилась легенда о Цигельных (Кирпичных воротах) на Вышеграде, которые построил Боучек. Он оказался в долгах и застрелился в своей конторе. Люди стали рассказывать, что он повесился прямо в воротах, и там его дух теперь появляется.

Кирпичные ворота на Вышеграде
Кирпичные ворота на Вышеграде
Белая пани
Белая пани

Белая пани появляется почти в каждой крепости и замке.
Первоначально это была легенда в роду Рожмберков, отождествляемая с Перхтой из Рожмберка, как бы чешской Мелюзиной. Распространилась и на другие крепости, став модой, как, например, в викторианской Англии вызывание духов. Этим увлекся и писатель Артур Конан Дойл. Речь шла о научном спиритизме, когда оккультисты пытались доказать существование духов и использовали псевдонаучные термины типа эктоплазма, телеплазма и др.

Использовал ли кто-нибудь веру в духов, не веря в них сам?
Так поступают часто. Истории о том, что кто-то взял простыню и пугал людей, будто был призраком, известны давно. Британский историк Owen Davies доказал в своей книге, что еще от средневековья были люди, которые по разным причинам изображали призраков. Чтобы рассмешить того, кто не верит в привидения, чтобы получить имущество, испугав и изгнав владельца дома, который потом дешево купили, т.к. в нем появлялись призраки.

Человек изображает призрака
Человек изображает призрака
Сейчас, наоборот, дом с привидениями в Англии стоит дороже обычного дома. Часто привидения изображали слуги, подшучивавшие над своими суеверными хозяевами. Слуги старались так хитроумно напугать своего пана, чтобы он их не узнал, и так получали над ним символическую власть. Изображая полтергейст, двигая мебель и разбивая вещи, часто мстили за плохое обращение. Интересно, что эти менее образованные простые люди были более практичными и понимали, что духов не бывает. Поэтому по ночам ходили в такие места, куда образованный человек не решился бы.

Привидения становятся модным явлением. Например, в 18 веке Моравию охватила паника, что покойники встают из могил. А в конце 19 века было модно вызывать духов. Во время Первой республики заниматься оккультизмом было сложно, а при нацистах опять вошло в моду. Потом снова интерес упал и вернулся в конце периода нормализации. Сейчас вера в сверхъестественное очень популярна и приносит доходы разным прорицателям и загадологам.

Есть ли в Чехии исторические места с призраками?
Эшафоты и скотомогильники, примирительные кресты на местах, где кто-нибудь кого-нибудь убил. В готических романах призраки появляются на руинах. Причиной является то, что там были клады, а люди вызывали духа, чтобы помог их найти. Эти места были локальными. «Легендарные» леса с духами и кладбища придумали романтики, а в наше время и загадологи.

Чертова колонна на Вышеграде. Фото Карел Лойка
Чертова колонна на Вышеграде
В Праге на Вышеграде есть колонна, которую сбросил черт. Это была важная туристическая достопримечательность. В 16 и 17 вв. туда даже водили королевских гостей. Такой курьез, как монастырь на Сазаве, где якобы св. Прокоп заставил черта пахать поле.

В Праге 3-5 водяных - под Карловым мостом, на Кампе, под Вышеградом. Важнее духов были еще природные демоны - водяные, лесные демоны «гейкалы», славянские лесные женские демоны «дивоженки», «дикие женщины».

Люди решили, что эти первоначально языческие демоны - это падшие ангелы. Во время бунта против Бога самые плохие попали в ад, другие в воду и стали водяными, а третьи попали в лес и стали гейкалами или дивоженками. Под землей живут гномы. В любом случае это не были люди, хотя иногда это совмещается - на Украине русалки - это души мертвых девушек. В случае могущественных демонов, как например, водяной, это никогда не был человек, а духовная сущность более высокого класса.

У них было плохая репутация, и церкви это было на руку. До романтизма их воспринимали очень негативно. Примером были дивоженки, которые подкладывали матерям подменыша - меняли их ребенка на своего. Если мать в послеродовой период не следила за ребенком, дивоженка могла его отнести в лес. Подложенный ребенок был странным, с огромной головой и необычными глазами. Этим часто объясняли синдром Дауна или подобные болезни.

В Японии до 18 века такого ребенка разрешалось убить, потому что он «не был человеком». В 30-е годы 20 века в Ирландии убили собственное дитя, потому что считали его подменышем, ребенком сверхъестественной сущности. Обычно его не мучили, т.к. знали, что дивоженка бы мучила в лесу их ребенка. Людям удобно было говорить, что больного ребенка им подсунули, это не их вина.

Попелка Билианова в старопражских легендах конца 19 века писала о подменыше, который жил под Вышеградом. Он рос на навозной куче, не научился нормально говорить, потому что о нем не заботились. Также в семьях слуг опасались, что старый еврей, который собирал кожу и ветошь, на самом деле был перевоплотившейся дивоженкой.

Водяного могли себе представлять как человека, но часто он выглядел, как лист лопуха на воде, какое-нибудь животное, например, заяц, или просто настроение.

Прага. Трактир на Витони
Трактир на Витони
Водяной
Водяной

В трактире сплавщиков на Витони посетители узнали, что пришел водяной по изменившейся атмосфере. Внезапно в переполненном трактире началась драка, Если в драке кто-то кого-то убивал, то это происходило, потому что так хотел водяной. Однако там не сидел мужик, у которого с полы сюртука капала вода. Это было, скорее, действие. Нечто охватило людей - страх утонуть или что вас кто-то затащит в воду. Подобным образом гейкал вызывал ужас, что в лесу вас кто-то испугает резким криком или вскочит на спину. Между прочим, баллада Эрбена «Водяной» первоначально о диком муже (сверхъестественном существе), который похитил девушку и жил с ней на дереве в лесу. Назвал балладу «Водяной», потому что тот воспринимался как самое чешское привидение.

О водяных в Чехии много рассказывали. Имеются свидетельства со времен Ренессанса, что на маскарадах в Южной Чехии у дворян популярной маской был водяной, а в остальной Европе - лесной муж. В Эмаузах сохранилась фреска, на которой изображен черт с плавательными перепонками. Так что водяной - падший ангел, попавший в воду.

Где появляется черт?
Черт
Черт
Черт встречается в историях там, где в Скандинавии выступает тролль, а на Руси - медведь как хозяин леса. Типичный сюжет, когда к селянину приходит черт (тролль или медведь) с намерением забрать его урожай. Крестьянин ему отвечает, что если он отдаст ему половину, то сможет прожить и на следующий год вырастит следующий урожай. Договариваются, что крестьянин возьмет себе то, что будет над землей, а черт - то, что будет под землей. Крестьянин вырастит зерно, а черт весь год ел корни. На следующий год черт захочет то, что будет над землей, и крестьянин посадит картофель.

Как выглядел гейкал?
Гейкал
Гейкал
Может, как Йожин с Бажин (Персонаж популярной чешской песни - людоед, живущий на болотах). Никакое существо этого рода не имело ясной визуальной внешности, потому что люди эти истории рассказывали. К тому же гейкал - главное звуковое привидение.

Легенды о нем распространились по всей Европе. Какой-то человек сидел в хижине и внезапно услышал резкий звук из леса. Решил пошутить и стал его передразнивать. Резкий звук тем временем приближался к хижине, и человеку стало страшно. Внезапно распахнулись окна, и в комнату упала оторванная человеческая нога, и снаружи прогремел голос: «раз уж ты помог мне его загнать, так бери, ешь!»

В Германии были представления о дикой охоте, когда призрачные наездники ловили и людей. Это был дух леса, подобные лешему на Руси. Краконош и Фабиан (Fabián, Babí Jan) в Брдах частично происходят из гейкала. Частов лесу запрыгивал на спину человека, и тот вынужден был нести эту тяжесть, пока не дойдет до костела или кресту на распутье, и там гейкал спрыгивал.

Краконош
Краконош
Фабиан в Брдах
Фабиан в Брдах

А как с вампирами?
Во время Карла IV появилась хроника аббата Яна Неплаха (1322-1371), в которой рассказывается об ожившем покойнике Мыслате. Имеются и археологические раскопки могил в Челаковице, где мертвые пробиты колом. В 18 веке паника от вампиров охватила, в первую очередь, окрестности Оломоуца, куда Мария Терезия отправила своего лекаря Свитена, чтобы разобрался в происходящем. Вопрос стоял об осквернении могил, из которых люди выкапывали покойников, чтобы проткнуть им сердце колом, что не удалось сделать в присутствии священника во время погребения. Дожидались ночи, раскапывали могилу и делали все возможное, чтобы помешать мертвому вставать из гроба. Вампирская паника охватила всю Европу, в Сорбонне вели серьезные дискуссии, могут ли на Балканах жить вампиры. Представление о вампирах парадоксально связано с просвещением и развитием медицины, когда писали, что тело в движение приводит кровь, в которой как раз нуждались вампиры.

Мария Терезия выпустила указ, запрещавший раскапывание могил. Однако вампиров в Чехии никогда не было. Это были, скорее, ожившие умершие и была Мора, похожая на вампиров. Это ночной кошмар, который ночью забирается в постель к спящему и вызывает у него паралич. Проснетесь ночью и не сможете пошевелиться. При этом вам кажется, что в комнате кто-то есть. Эти симптомы описаны медициной. Мора высасывает не столько кровь, сколько жизненные силы. Например, баллада Эрбена «Свадебная рубашка», созданная по сохранившимся преданиям, повествует о вампире. Сначала она завершалась стихом, который позже Эрбен удалил. В нем люди пронзают тело умершего колом и обматывают ему руку боярышником, чтобы он больше не проснулся. Боярышник твердый, с шипами, как у дикой розы, которой тоже связывали немертвых.

Как люди боролись с призраками?
Крест у дороги
Крест у дороги
Эти сущности были падшими ангелами, поэтому крест или образ святого вдоль дороги на них оказывал действие.

Также им мешала пентаграмма, которую в Чехии называли ногой муры (můra - ночной кошмар). Женщины часто рисовали ее на колыбельках. Выглядит мрачно, но до сих пор это хранится в музеях. Это был сильный магический знак, который христианство считает символом добродетели.

Также использовались и амулеты или малые скапулярии (небольшой мешочек для амулетов или магических трав, которые защищают человека).

Каких демонов в Чехии мало?
Великанов - они более немецкие. Великаны в Чехии есть на Шумаве, в Крконошах, в Усти-над-Лабем - обычно на местах с немецким населением. Мало и гномов. Они, в основном, в Судетах. Совсем мало оборотней. Они в значительной степени немецкие, как великаны и гномы. Возможно, поэтому чешские собиратели легенд их пропустили. У славян на Балканах их много. Имеются некоторые немецкие легенды, но весьма странные. Оборотни пили кровь у людей, как вампиры. В легенде о дровосеке, которого прокляла фея, оборотень воровал еду у других дровосеков. Был вегетарианцем?
Petr Janeček
в интервью для журнала «Тема»

гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты