Прага и ее genius loci
Вацлавская площадь
Начиная с «весны народов» в 1848 году, здесь происходили все судьбоносные повороты современной чешской истории. Это единственная большая пражская площадь без костела, о ней не написан ни один путеводитель. Площадь видела приезд Президента Освободителя и венки у гроба Эммы Дестин. Здесь ликовал Гагарин, кланялся Далай лама и американский президент звонил в колокол свободы. Здесь живой факел Палаха дополнил бронзовый факел Гуса на Староместской площади. По Вацлавской площади должен пройти каждый пражанин и каждый селянин, чтобы здесь обновил отношение к большому миру проблематичного Прогресса и не менее двойственному сердцу Народа. Сюда приходят спонтанно, не на экскурсию, а жить. Чем меньше о площади пишут в монографиях, тем больше в газетах. Это характерное пространство современного периода - индивидуалистическое и десакрализованное. Здешние здания более пропагандируют сами себя, чем участвуют в создании общего мира. На нем стоит Музей, который больше «национальный», чем «музей», и святой, который более чешский, чем католический.

Прага. Св. Вацлав на Вацлавской площади
Св. Вацлав на Вацлавской площади
Прага. Национальный музей
Национальный музей

Современный период постоянного возрождения народа требует пространства, которое хоть и старое, но не слишком выразительное. Место, где у слабого, но живого будущего, нет конкуренции в лице можного прошлого. Новое время всегда желает отделиться и быть самим собой. Этим оно получает силу, а расплачивается утратой того доброго, что предлагают традиции. Старый город живет в циклическом времени, и его улицы закручены, как извилины мозга. Время прогресса прямолинейно, как авеню. Сама форма площади и ее направление от прошлого (Мустек) к вершинам Музея указывает на принадлежность к новому времени.

Характерной чертой площади, а возможно, условием ее функциональности, является отсутсвие genius loci. Вацлавская площадь не является местом истории, медитации, тихой задумчивости. Здесь в шуме реализуется то, что задумывалось в другом месте. Урбанистически это центр города, по-человечески - посредственность. Является медиумом, посредником к делам, которые возникали в других местах, будь то местом молитвы или действий. Здесь вспоминаем только живые события, здесь живем. Селянин приходит сюда не смотреть на скульптуры и здания, а вдыхать воздух столицы. Если Прага столица, то ей она является именно на Вацлавской площади.

Прага. Вацлавская площадь. Фото Галины Пунтусовой
Прага. Вацлавская площадь. Фото Галины Пунтусовой
Прага. Вацлавская площадь. Фото Галины Пунтусовой
Это место прихода, идет ли речь о демократии, или о мафии и наркотиках. Это место теперь мало кто любит, но оно должно быть и должно дополнять таинственную Прагу. Это инкубатор будущих свобод и будущих несправедливостей, и было бы еще хуже, если бы за нынешними деяниями не следил святой Вацлав, хотя здесь он более правитель, чем святой.

Карл IV поместил корону чешских королей на череп св. Вацлава. Этим он подчеркнул, что Вацлав всего лишь предоставляет власть королю или правителю. Проводить демонстрации под скульптурой св. Вацлава означает просить, чтобы вас услышал истинный король земли чешской. Стоять здесь в задумчивости - это молиться Королю. Высокопоставленный сотрудник одного из банков сказал: «Это место всегда будет нас интересовать, потому что, кто владеет Вацлаваком, тот владеет страной!».

Václav Cílek



гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты