Прага и ее genius loci
Романская и готическая Прага
Прага. Костел Девы Марии под цепью. Фото Галины Пунтусовой
Костел Девы Марии под цепью
У всех романских построек и у многих готических мест есть особый вид памяти, которые еще не опирается на буквы, написанные в книгах. Они заряжены событиями, в то время как более поздние ренессансные и барочные постройки - красотой, декорациями и информацией. В то время Прага выросла из четырех исторических городов: Старого и Нового Места, Малой Страны и поздних Градчан с Градом.

Костелы того времени - часть сумрачных «пещерных» святилищ, где человек один нисходит в свой внутренний мир для индивидуального спасения. В барокко в хорошо осветленном костеле, полном людей, он будет выходить из себя и стремиться к спасению своей общины. Готика сочетает в себе размер человеческого тела и космос сотворенной вселенной. Когда люди восклицают, как Прага красива, хочется ответить: «Вы видите красоту построек, а я чувствую страх прошлых времен. То, что производит на вас впечатление - это эстетично, но здесь чудо стучит в двери ужаса. Не упрощайте ее речами о красоте! Она - много больше, и как только почувствуете весь ее смысл, страдания, войны, бедствия, вам захочется прыгнуть с Карлова моста в руки святого Яна Непомуцкого».

Барочная Прага
Ренессанс в Праге длился недолго (около 1540-1610 гг.) и оставил после себя немного видимы следов на постройках. Средневековье жило в цикличном времени и в повторениях. Новое время расширяется в неизвестные области мира и духа. В ренессансе положены основы чего-то очень современного, но и, возможно, губительного для себя. Современные течения, направляющиеся к 20 веку, были остановлены Тридцатилетней войной, в которой Центральная Европа потеряла около половины населения. Потребовалось еще сто лет, чтобы пострадавшие страны оправились.

Прага. Бржевновский монастырь
Бржевновский монастырь
Барокко - реакция на рациональность ренессанса, попытка забвения вымышленной и реальной вины ереси и реформации. Это период великолепных построек, выполненных в совершенной технике итальянских мастеров, но прочувствованной по-чешски. Барокко является руководством и для нашего времени, потому что садами и часовенками в лесах смогло освятить наш край, соединить его архаичную и культурную душу. Кроме того может быть попыткой Европы будущего, потому что сочетает международный стиль с местным чувствованием.

Арне Новак в «Барочной Праге» (1915) пишет: «Genius loci состоит из материи наших мыслей и сердца, является духовной реальностью, но его видимое воплощение - город. Прага, однака, входит в число таковых городов с великим прошлым, у врат которого сидят несколько несколько гениев разного возраста и воли; так что если предадим себя одному, от нас отвернутся остальные, потому что они не понимают друг друга. Но можно любить город, так что в каждом периоде доверимся иному гению, чем умножим свою жизнь! Мудро было бы сосредоточенно и покорно отдаться уединенным разговорам с теми разными genius loci, которые господствуют в Праге. Понимание Праги в ее художественной культурной сущности означает почти столько же, как понимать и служить ее барочному genius loci.»

Прага. Костел св. Микулаша на Малостранской площади. Фото Галины Пунтусовой
Костел св. Микулаша на Малостранской площади
Прага. Вид на Пражский град с Петршина. Фото Галины Пунтусовой
Вид на Пражский град и костел св. Вита с Петршина

Если чешская душа одновременно готическая и барочная, то она комплементарная. Микулаш - храм дня, Вит - храм ночи, для Парлержа - храм-мистерия, для иезуитов - Theatrum Mundi. Вит звучит как грегорианский хорал, Микулаш - как симфония. Вит - карта вселенной, Микулаш план не чешской души, но чешской толпы. Его барочные скульптуры пусты, как телевизионная программа, поэтому на них каждый смотрит. Он не основан на игре света, волны контролируют пространство - хорошая работа осветителя. Архитектура Микулаша удерживает людей точно между небом и землей. Он предназначен для фарцовщиков, людей с рынка, указывает им, какую роль в мире они могут играть. Вит претенциозный, он требует святого. Микулаш хочет всего лишь участия в вере, он для каждого. Парлерж один преклоняет колени в храме, вокруг Динценгофера теснятся толпы.

Václav Cílek



гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты