Хребет под Дамбой Вечности Самые важные части сети называю хребтами. Главным хребтом Праги является дорога св. Вацлава, которую внутри крепостных стен также называют Королевской. Она соединяет два важных места: могилу св. Вацлава на Пражском граде и место в Старом Болеславе, где хранится «Палладиум земли Чешской». Святовацлавская дорога проходила в Либени по дамбе на старом озере. Позже здесь появилась улица Na Hrazi (На дамбе, на плотине), а паломничество за вечностью, зачарованной в землю ногами тысяч паломников, нашло свое выражение в сочинении Будниковой и Грабаловой. Дамба Вечности лежит на середине пути между Землей и Солнцем. В древней Греции палладиумом была фигурка богини Афины Паллады, которая, считалось, что охраняет от врагов Грецию и прежде всего Афины. Происхождение чешского Палладиума ярко описывает барочная легенда. Когда св. Мефодий покрестил княжну Людмилу, то передал ей византийскую иконку, написанную на деревянной доске. Людмила с ней никогда не расставалась, молилась ей и когда враги душили ее шарфом. После ее смерти иконку носил на груди в память о бабушке князь Вацлав, и тогда, когда спешил на утреннее богослужение в костеле в Старом Болеславе, а его поджидали заклятые враги. Ударом меча заставили молчать святого, но верный слуга Подивен отомстил им. Враги прибывали, Подивен взял иконку и поспешил в лес. Скрыться ему не удалось, но иконку он затолкал под корни дерева и побежал дальше. Подивена настигли, повесили на дереве, но иконку не нашли.
Что касается могилы святого в костеле св. Вита, то вспомним о Солнце, заходящем в день летнего солнцестояния на месте алтаря костела св. Вита - возможно, переодетого божества Свантовита. Нужно еще проанализировать образ св. Иржи, Георгия, того, который открывает Небо, а потом Землю и который отождествляется с Солнцем, победившим дракона тьмы и зимы. Георгий, Иржи, солнечный герой, и расположение монастыря св. Иржи в непосредственной близости от костела св. Вита и каменного престола дорисовывает солярное значение места паломничества. Кроме того в костел св. Иржи входили так же, как и мы сейчас, как зерно, уничтожающее само себя, чтобы снова взойти. За входом в костел сначала нужно было спуститься в подземную крипту, во тьму, в пропасть, а потом подняться снова наверх, с темнотой за спиной и светом перед собой. Václav Cílek |
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|