По следам дьявола в Праге

Святилище огня на Петршине
У Дьявола в Праге много образов и вариантов, часто его можно встретить в самых святых местах, а иногда в самых дьявольских фокусах получается нечто совершенно невинное и точно не дьявольское. Целый ряд пражских сатанинских легенд выливается в очень удивительное, но рациональное объяснение. Большая часть «дьявольских» традиций в Праге, несомненно, связана с давними языческими обычаями этих мест. Некоторые языческие боги и божки, у которых был двоякий облик - белый и черный - стали злыми демонами, ведомые Сатаной.

Однако и Космас приписывает вещий дух княжны Либуше дьявольскому наваждению. Что не от Бога, то должно быть от дьявола. Но в Чехии христианство с трудом прокладывало себе дорогу, и любой вельможа не хотел отказываться от обычаев своих отцов.

Поэтому не странно, что в 991 году в Праге происходили странные вещи. В то время на Петршине рабочие добывали камень для строительства домов в Праге. Каменотесы построили временное жилище у большого дуба, а когда им было холодно, разводили огонь. Им не следовало этого делать, потому что они находились на месте языческого культа, о чем свидетельствовал большой дуб. В пламени огня им начали являться образы, подобные человеческим. Те из них, кто был расположен к язычеству, начали поклоняться огню, к ним присоединялись и правоверные христиане. Известия о событиях распространились, и к огню стали ходить со всей Праги. Христиане и язычники наблюдали огненные образы и старательно добавляли дров, чтобы огонь не погас.

Огонь считали святым, а фигуры, появлявшиеся в нем, - душами отцов, которые в нем очищаются. Кроме дров, огню жертвовали монеты и хлеб.

Прага. Петршин
Петршин
Прага. Вацлав Янса. Костел св. Вавржинца на Петршине
Костел св. Вавржинца

Когда известия о языческих рейдах дошли набожного князя Болеслава (Болеслав второй, названный Благочестивым), то он знал, что дьявол может представать и в человеческом виде. Он послал на Петршин своих слуг и приказал погасить огонь и срубить дуб. Язычники это перенесли очень тяжело, и снова приходили на Петршин разводить огонь.

На следующий год зажжение огня повторялось, а язычники следили, чтобы он не угасал. Кроме того, распространилось известие, что в огне появляются образы, краше, чем в прошлом году. Князь, господин христиан, с ведома епископа послал на Петршин еще больше слуг, чтобы погасили огонь и засыпали яму. На месте языческой святыни был немедленно построен костел и освящен в честь св. Вавржинца (Лаврентия).

Это было не случайно. В самом начале церковь очень заботилась, чтобы удачно использовать характер языческого места, и часто вместо языческого бога определяла святого с подобными атрибутами или хотя бы фонетически близким именем. У верующих так появлялось чувство, что своего бога они не предают, а поклоняются ему в другой форме. Кроме того, они все равно ходили бы туда. Св. Вавржинец нашел свою мученическую смерть в огне (на решетке), и его часто изображают, как он идет к огню. Поэтому он мог занять место христианского покровителя на Петршинском святилище огня.

Хотя предание говорит о случайном разведении огня, вполне возможно, что каменотесы нашли древнее, тайно поддерживаемое святилище. Ведь недалеко был еще заметный пригорок Жижи - священное место чешских князей и огненный жертвенник.

Прага. Чернинский дворец
Чернинский дворец
Прага. Лорета
Лорета

Языческие традиции на этом пространстве жили, по крайней мере, до конца 11 века. Существуют признаки, скорее неясные догадки, что потом действовали братства староверных князей, которые отошли вглубь черных дремучих лесов. Территория Пражского града и его окрестностей была культовым местом, поэтому неудивительно, что самые старые предания о дьяволе связаны именно с этими местами. Вспомним Лоретанскую площадь и адскую пропасть, которая разверзлась под язычницей и убийцей христиан княжной Драгомирой.

Ales Cesal



гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты