Алхимия в Праге

Рудольф II и алхимия

Рудольф II Алхимия глубоко запустила свои корни в Чехии еще задолго до Рудольфа II, вступившего на престол в 1576 году. Во время его правления Прага превратилась в столицу алхимии, а самого Рудольфа называли Гермесом Трисмегистом эпохи.

Информацию об алхимии и алхимиках Рудольф получал от своих агентов, которые покупали для него предметы искусства в целой Европе. Император не только наблюдал за алхимическими экспериментами, но и готовил собственную тинктуру. У него была привычка хранить ее в серебряной шкатулке, покрытой красным бархатом. Есть предположение, что после смерти Рудольфа ее украл его личный камердинер Кашпар Руцкий.

Руцкий, испугавшись пыток, повесился в заключении в Белой башне. Палач выбросил его тело с башни, и на тележке отвез на Страгов, где отрубил руки и ноги, вырвал сердце и бил им о голову трупа, разрубил тело на куски и выбросил его в яму. Потом разнеслось предание, что дух Руцкого страшит на Пражском граде, после чего палач вынужден был выкопать его тело и сжечь.

Тинктура Рудольфа - порошок пепельно-серого цвета, очень тяжелый, был найден в доме Руцкого и передан официальному наследнику императору Матиашу. Вес тинктуры наводит на мысль, что это смесь порошкообразного хлорида золота, оксида золота и коллоидного золота.

Уровень образования Рудольфа был необычно высокий по сравнению с другими правителями. Он настолько хорошо знал латынь, что без труда читал научные книги. Было несколько причин интереса Рудольфа к алхимии. В первую очередь он искал лекарства против своих болезней.

Что представляла собой алхимическая лаборатория того времени? Опасность взрыва, бурные реакции научили алхимиков защищать лицо маской, которая делала их призраками в глазах соседей.

Алхимическая лаборатория В лаборатории были печи для разных операций, в том числе для плавления металла и производства стеклянной посуды, которой алхимики сами себя обеспечивали. Это были вспомогательные печи, а главной была – атанор. Наверху этой печи была песочная баня - толстый слой песка, который сохранял тепло, и в него можно было поставить разную посуду круглой формы. Топили древесиной или древесным углем. Часто из-за дыма в лаборатории было видно всего на несколько шагов.

Необходимую температуру описывали разными способами: тепло курицы, сидящей на яйцах, тепло солнечного света, когда солнце в Овне, иногда указывали, сколько кусков древесины или сколько угля.

Из лабораторной посуды с алхимией ассоциируются реторты и колбы. Мы увидели бы их погруженными в песочную баню. Многообразие их форм породило названия – пузырь, пеликан, орел и др. С трубкой или несколькими, они служили для дистилляции, слепая крышка обеспечивала сублимацию. Лабораторная посуда была из стекла, а для высоких температур из металла и глины. Герметичность соединений достигалась с помощью «грязи мудрости» - массы, которой алхимики уделяли большое внимание.

Где располагалась императорская лаборатория, каковы были ее размеры, сведений нет. В 1596 году была построена лаборатория в двух комнатах дома в Викаржской улице, который принадлежал святовитскому капитулу. После того, как этот дом был снесен из-за достройки кафедрального собора, лаборатория была построена в соседнем доме - в капитульной школе. Объект перестроен и сохранился до наших дней поблизости от башни Мигулка. От этой лаборатории к башне был построен деревянный коридор.

Башня Мигулка на Пражском граде В 1609 году упоминается новая лаборатория, которой вероятно, названа лаборатория, расположенная прямо в Мигулке. В ней было много атаноров, устройств для дистилляции, реторт-пеликанов и водяная баня Марии, названная в честь первой женщины-алхимика Марии, сестры Моисея.

К этой лаборатории можно еще добавить «алхимическую кухню» в Рожмберском дворце. Также алхимическая работа проводилась и в личных покоях императора, о чем свидетельствует запись из дневника Адама мл. из Вальдштейна, что пока император был утром на прогулке, в его комнате от дистилляции загорелась обивка мебели, но огонь удалось вовремя потушить. Дистилляцию можно было проводить в переносных печах, и императору интроверту было удобнее проводить ее в своих комнатах.

Из дошедших сведений видно, что нереально, чтобы на Пражском граде была одна большая лаборатория. Император пользовался несколькими небольшими лабораториями и некоторые опыты проводил в своих покоях. Вероятно, императору как исследователю и меценату было удобнее наблюдать и сравнивать работу его алхимиков, принимая в ней участие. Он любил неожиданно появляться в своих лабораториях.

Рудольф оберегал свое личное пространство, но это касалось его личных комнат. Пражский град представлял собой людный город над городом, где происходили встречи дворян, ученых, мастеров. Т.к. для императора было более комфортно наблюдать за ходом операции в своих покоях, чем в мастерских и лабораториях, то логично думать, что ему помогали слуги и камердинер. Опыт алхимика был желательной чертой при устройстве на такую должность.

Эпиграммы Михаэля Маера Император придавал большое значение качеству огня в зависимости от того, чем он был вызван. Известно, что алхимики в своих сочинениях приводят широкую шкалу огня – от температуры брожения конского навоза, или температуры курицы, сидящей на яйцах до высоких температур металлургических операций. Император рассматривал огонь, зажженный солнечными лучами, как потенциальную материю, как субстанцию. Солнце способствовало возникновению месторождений золота в земле, поэтому огонь, который горел в печах императора, не должен быть обычным сжигающим огнем, а философским, с иными свойствами. Он должен быть носителем и восстановителем невидимой жизни металлов, а поэтому и главным деятелем алхимической работы. Одним из основных символов алхимического «тайного огня» является феникс.

Солнечные лучи могли использовать не только для разжигания «тайного огня», но и как источник энергии. С помощью отраженных или усиленных линзой солнечных лучей проводилась дистилляция. У императора было более 30 зеркал, одно из которых выдающихся размеров, в фокусе которого достигались очень высокие температуры, особенно если солнечный свет концентрировался другими отражающими зеркалами.

Для императорской лаборатории требовались и совершенно фантастические материалы, которые могли вызвать подозрения в чародействе. Например, мох с черепа повешенных. В приказах подчеркнуто, что сбор материалов надо проводить тайно. Место казни было табу, и Рудольф понимал, какое воображение может разыграться в народе. Человеческий череп в лабораторной алхимии был важным символом caput mortuum «мертвой головы», как обозначали плотный остаток после дистилляции и сублимации, который нельзя было выбрасывать, а нужно было использовать в следующих опытах.

На южной башне святовитского храма наверху позолоченного решетчатого окна Рудольф поместил свой знак – букву R с короной знак ордена Золотого руна. С золотым руном связывали образ Христа как агнца Божьего, но Рудольф увидел в нем и герметический символ философского камня, панацеи. Знак ордена Золотого руна Рудольф постоянно носил на шее, и с ним был похоронен.

Рудольф гордился репутацией адепта тайных наук. В 1606 году он чеканил талер, на котором был изображен как алхимик с различными магическими символами на мантии. Когда папа римский увидел эту серебряную монету, то предупредил Рудольфа не афишировать свою связь с силами «темного царства».

У Рудольфа была кунсткамера, в которой он очень любил бывать. Его мать подарила ему большой безоар – плотное вещество, образованное в желудке животного. Считалось, что оно охраняет от отравления ядом. Рудольф любил драгоценные камни и кристаллы за их скрытое воздействие и всегда носил какой-нибудь камень на груди, чтобы усмирить биение сердца и унаследованную габсбургскую слабость. В его магический арсенал входили корни мандрагоры, причудливые эмбрионы, василиск, перья попугаев, зубы кита, рог носорога, хрустальный лев. А также песчинка земли, из которой Бог создал Адама, два гвоздя из Ноева ковчега, посох Моисея, которым тот ударил по скале, чтобы из нее появился источник воды, перья феникса, когти саламандры и демоны, томящиеся в запечатанных стеклянных колбах.

От своего дяди он получил два предмета - сосуд из агата, в жилах которого было видно имя Христа, и он считал его святым Граалем, и рог единорога (вероятно нарвала). Во время своих приступов меланхолии он заключал себя вместе с этими предметами в магический круг, который рисовал испанским мечом, защищаясь от губительного влияния врагов.

Иногда думают, что в Златой улочке Пражского града жили алхимики. Во времена Рудольфа там не было никакой алхимической лаборатории. Император приказал выделить вдоль крепостной стены места для стрельцов, униформа которых было желтого и красного цвета. Желтый цвет считался золотым, а где жила золотая стража, там и улочка была Злата.

Иво Пурш



гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты