Соната для алхимиковЭтой таинственной наукой занимались и занимаются тысячи людей в мире, но понятна она лишь немногим посвященным. В Чехии алхимия сначала прижилась в Праге. Предполагается, что информация об этой науке попала из заграничных университетов - парижских и итальянских.
Однако в 1330 году он дал денег своему лекарю для приобретения сосуда, предназначенного для приготовления алкоголя и «некоторой тайной работы». Под этой некоторой работой подразумевалось приготовление эликсира жизни. В церковной иерархии было немало алхимиков, среди которых и пражский архиепископ Арношт из Пардубиц (1297-1367), погрузившийся в тайны науки, вероятно, во время обучения в итальянском университете. Согласно сохранившимся в императорской библиотеке записям был близок к алхимии и Карл IV. Рукопись называлась «Эликсир философов или алхимический трактат о приготовлении философского камня белого или красного по руководству чешской королевы, супруги императора Карла IV». Представление, что одна из жен Карла IV занималась алхимией, привлекательно, но в данном случае речь идет о подмене. Алхимией занимался племянник пражского архиепископа Арношта из Пардубиц Смил Флашка из Пардубиц. В его сочинении «Новый совет» с 1395 года можем прочитать, как обезьяна советует царю зверей льву отдать свою волю и желание творить разную магию и золото.
Тайну материи пытались открыть и другие пражские архиепископы и дворяне короля Вацлава IV - Сигизмунд Албик из Уничова (1358-1427) и Конрад из Вехты (1431). На известном церковном соборе в Констанце рассматривали, что Конрад - колдун, алхимик, халатный на службе и т.д. Но гораздо большим прегрешением было то, что Конрад защищал Магистра Яна Гуса. Еще одним из придворных Вацлава, посвятившим себя алхимии, был автор трактата Bellifortis Конрад Кайзер (1366-1405). Автор на рубеже 13-14 веков был врачом при дворе чешского римского короля Вацлава IV, который, вероятно, интересовался алхимией. Кайзер закончил свой трактат в 1405 году, когда он уже был в пути, покидая Чехию. Его работа в основном сосредоточена на средневековом военном искусстве, оружии и военной технике (часто фантастической); сюжет начинается с парада семи планет и их Зодиакальных знаков, которые управляют человеческими судьбами. В седьмой главе он обсуждает различные вещества, которые испускают свет даже в дождь, туман и ветер, а в восьмой главе он упоминает зажигательные вещества... В следующей главе Кайзер дает указания по строительству паровых бань, кухонь и печей. В целом можно сказать, что его трактат имеет скорее технический характер, однако алхимия интересовала его, без сомнения, еще и в силу присущих ей целей...
«Так как я во многих местах слышал, что супруга покойного короля Зикмунда хорошо разбирается в науках, я ей поклонился и немного испытал ее искусство. Она ответила, как все женщины, вежливо, но осторожно. В моем присутствии взяла для опыта ртуть, мышьяк и еще какое-то вещество, которое, однако, не назвала, хотя хорошо его знала. Порошком она превратила медь в серебро. Этот метал на пробирном камне, хотя и вел себя как серебро, но не поддавался ковке. Так она обманула много людей. Также я у нее заметил, что раскаленную медь она посыпала каким-то порошком, который когда проник в медь, изменил ее так, что она стала похожа на прожженное серебро. Когда оно было расплавлено, то снова стало медью. И таких поддельных экземпляров она мне продемонстрировала много. Т.к. я увидел в ее делах ложь и обман, я ее упрекнул в этом. За это она хотела посадить меня в тюрьму, но я с Божьей помощью скрылся». Из этих строк видно, что алхимия в Чехии глубоко запустила свои корни еще задолго до Рудольфа II, когда при императорском дворе появился целый ряд таинственных личностей. Aleš Česal |
гл.страница | легенды | мистика | старая прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|