гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты

Велиславова библия

Велиславова библия - объемнейшая художественная рукопись средневековой Европы, выполненная на пергаменте с частично раскрашенными рисунками пером, дополненных кратким текстом. Написана в 1350 году, создана по инициативе Велислава, наиболее вероятно, пражского каноника, нотариуса Яна Люксембурга, а позже секретаря и дипломата Карла IV.

Обложка Велиславовой библии
Обложка Велиславовой библии
Кодекс (так называлась книга, в отличие от свитков), размером 25х31 см содержит 747 изображений на 188 листах. На последнем листе изображен автор книги, стоящий на коленях перед покровительницей теологии и философии св. Катержиной, с надписью: Sancta Katerina, exaudi me famulum tuum Vellizlaum, от которой и произошло название.

Важна персона заказчика - Велислава. Хотя его нельзя назвать инвентором, т.е. автором сценария для конкретного живописного оформления цикла, но несомненно использованы его основные идеи. На этой важной реликвии чешского искусства живописи сделана пометка 1725 года, что она принадлежала Ордену крестоносцев с красной звездой, в 1830 году ее купил профессор, доктор Шустер (Schuster), а от него она перешла в собственность князя Лобковиц. Книга хранится в Национальной библиотеке Чешской республики в Клементинуме.

Это иллюстрированная Библия, в состав которой входит Бытие, Исход, Даниил, Книга Судей, Книга Юдифи, цикл об Антихристе, Христологический цикл (сюжеты Нового Завета), Апокалипсис, Деяния Апостолов и дополнительно цикл о чешских покровителях св. Вацлаве и св. Людмиле. Т.е. чешская история включена в процесс спасения. Рисунки представляют интерес не только по причине совершенства для того времени, но и ценности культурно-исторического материала, содержащегося в них. По рисункам можно судить о костюмах, инструментах, оружии в 14 веке.

По художественному характеру иллюстраций можно сделать вывод, что рукопись была создана в непрофессиональной мастерской, вероятнее всего в Праге. Ряд особенностей книги обнаруживает устойчивый разработанный процесс, свидетельствующий о хорошо организованной работе цеха. Сначала с помощью линейки и циркуля было обозначена разметка страниц, определены участки для изображений и расчерчены строки. Потом были выполнены рисунки, после чего раскрашены. Когда рисунок был готов, несколько писарей наносили текст. Работы проводились бегло, быстро. Авторы должны были учитывать сроки сдачи работы, хотя им и пришлось справиться с огромным количеством сюжетов. Благодаря им рукопись особенно ценна как источник сведений о различных сторонах средневековой жизни.

Похороны св. Вацлава. Каноник и секретарь Велислав перед св. Катержиной
1. Похороны св. Вацлава
2. Каноник Велислав, коленопре-
клоненный перед св. Катержиной
Масштабность работы требовала стиль иллюстраций, который бы сосредоточивался на самых важных знаках, выражающих сюжет. Обычно отказывались от изображения местности и фона. Это упрощало персонажи, и связывало объекты с пояснительными надписями. Также было подчеркнуто и воздействие главного выразительного средства - рисунка. Линия почти везде определяет форму лиц, а у цвета только дополнительная задача, хотя не менее важная. Цвет не только передает действительность, но имеет декоративное и символическое значение.

Зеленый цвет символизирует природу, синим обычно раскрашивают животных, а Юдифь нарисована красными чернилами и красно-коричневой краской. Далее в цветовой композиции применяется желто-коричневая охра, яркий желтый цвет, красная киноварь и темно-лиловая краска. Некоторых иллюстраций цвет едва коснулся, на других видим решительное моделирование форм.

Авторы Велиславовой библии во время работы опирались на определенный ресурс определений стиля, принятых типов и схем, однако во многих случаях варьируя ими. Их изображение человеческого тела не превышает исторический размер, но некоторые фигуры и позы свидетельствуют о бесспорном прогрессе в чешской живописи того времени.

Выражение душевного состояния превосходило возможности и, вероятно, намерения иллюминаторов. Только кое-где мелькнет на лице намек на моментальное движение мысли, появится наивное выражение непримиримости в лицах воинов и помощников палачей. Недостаточность выразительного умения компенсируют движения руки, которые указывают на важные повороты истории, связывающие фигуры с их группами, а жестикуляция внушает зрителю впечатление, что фигуры постоянно беседуют друг с другом. Увлечение повествованием привело художника к объединению отдельных сцен в циклы.

Израильтяне в Иерусалиме опасаются Олоферна. Священник Иоаким отправлzет послов, призывая к обороне.
1. Израильтяне в Иерусалиме
опасаются Олоферна.
2. Священник Иоаким отправляет
послов, призывая к обороне
Иллюстрации отличаются одинаковыми определенными чертами стиля, хотя и исполнены несколькими художниками. Изображения на первых листах исполнил зрелый художник, они более тщательно проработаны, а цветовая составляющая приглушена. Все свидетельствует о том, что наиболее ценные с художественной точки зрения изображения выполнены старшим мастером цеха.

Вид рисованной Библии был создан в Западной Европе (Франция, Англия), где сохранились кодексы или их части. Однако по стилю Велиславова библия относится, скорее, к развитию центрально-европейских иллюстрированных книг светского и духовно развитого содержания.

Формально иллюстрации Велиславовой библии кроме связи с готической живописью имеют связь и с романским искусством. Например, св. Вацлав одет в короткую тунику с поясом, которая, равно как и воинский плащ святого, скрепленный на плече - романского происхождения. В подобную тунику и плащ одет и праотец Яков. Многочисленные щиты и мечи в ножнах, массивная пузатая посуда, тоже романской формы, стилизация некоторых деревьев соответствует романскому строению.

В иллюстрациях можно найти и античные типы. Это нагие и одетые фигуры, персонифицирующие тень, свет, ночь, день, истоки рек. Солнце и Луна изображены как Гелиос и Селена в своих повозках. В повозку Гелиоса запряжена пара коней, а у Селены - пара коров. В другом месте оба небесных светила изображены как фигуры по пояс в медальонах, иногда с закрытыми лицами, что обозначает их затмение.

Навохудоносор входит в Иерусалим и забирает драгоценности в свою сокровищницу
Навохудоносор входит в Иерусалим и
забирает драгоценности в свою сокровищницу
Это говорит о том, что более старые элементы используются сознательно, как связанные с искусством прошлого. Определенная связь иллюстраций есть как с Вышеградским кодексом, так и с другими, которые иллюстрировал художник Хильдеберт (Hildebert). К настоящему времени сохранилось очень мало романских рукописей. Использование романского строения и других архаизмов в Велиславовой библии имело целью придать изображенным сценам историческую достоверность, и тем повысить ценность самой книги.

Исторические элементы часто встречаются с модными дополнениями, для своего времени передовыми (богатый чепец, маски с длинными концами, высокие или рогатые шляпы). Художники часто изображают их карикатурно заостренными и предназначают их маловажным особам - слугам, надсмотрщикам и т.п. Также художники изображают у некоторых женщин капризы новейшей моды. Интересно, что единственным, тщательно проработанным готической архитектурой, является балдахин над постелью, на которой жена Потифара соблазняет Иосифа. Это противоречие старых и передовых форм находит свое отражение и в других работах, например в хрониках.

Велиславова библия является не только образцом мастерства ремесленников, но и богатого идейного содержания. Она отражает состояние средневековой жизни и общества, подвергаемого опасности кризиса, который направляет взгляд на библейское прошлое. Оно здесь представлено так, что в нем переплетаются средневековая мораль, мистика, вера в пророчество о приходе Антихриста и отклики гуманизма. Поскольку здесь собраны эти идеи, то они должны быть также приняты и в обществе, которое книгу заказало и создало, потому что у самих художников не хватило бы средств на создание подобного художественного произведения.


гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты